Найти в Дзене
Дорогая моя столица

Ампир, или поздний классицизм: московская архитектура первой трети XIX века

После расцвета зрелого классицизма, пришедшегося на правление Екатерины II, в России наступила эпоха ампира. Ампир – последний из трёх этапов развития классицизма. Название происходит от французского Empire – «империя», что подразумевало отражение мощи государства в архитектуре. Стиль зародился во Франции времён Наполеона. Но победившая Наполеона Россия «пересадила» ампир на русскую почву, придав ему национальные черты. Расцвет ампира в России пришёлся на 1810-е – 40-е гг. Если зрелый классицизм расцветал под покровительством Екатериной Великой, то ампир утверждался при поддержке русского императора Александра I. Поэтому стиль иногда называют александровским классицизмом. В послепожарной Москве (1810-е – 1820-е гг.) творила целая плеяда архитекторов. Самый знаменитый из них – Осип Иванович Бове (1784 – 1834), имеющий итальянское происхождение. Его отец – итальянский художник Винченцо Джовани Бова, мать – дочь Карла Кнаппе, русского художника немецкого происхождения. Винченцо Бова перее

После расцвета зрелого классицизма, пришедшегося на правление Екатерины II, в России наступила эпоха ампира. Ампир – последний из трёх этапов развития классицизма. Название происходит от французского Empire – «империя», что подразумевало отражение мощи государства в архитектуре. Стиль зародился во Франции времён Наполеона. Но победившая Наполеона Россия «пересадила» ампир на русскую почву, придав ему национальные черты. Расцвет ампира в России пришёлся на 1810-е – 40-е гг.

Дом Опекунского совета на Солянке. Памятник московского ампира. Фото автора
Дом Опекунского совета на Солянке. Памятник московского ампира. Фото автора

Если зрелый классицизм расцветал под покровительством Екатериной Великой, то ампир утверждался при поддержке русского императора Александра I. Поэтому стиль иногда называют александровским классицизмом.

В послепожарной Москве (1810-е – 1820-е гг.) творила целая плеяда архитекторов. Самый знаменитый из них – Осип Иванович Бове (1784 – 1834), имеющий итальянское происхождение. Его отец – итальянский художник Винченцо Джовани Бова, мать – дочь Карла Кнаппе, русского художника немецкого происхождения. Винченцо Бова переехал в Россию в 1782 году, где через два года родился Джузеппе, называемый на русский манер «Осип». Это был будущий великий зодчий.

Иноземное происхождение не помешало Осипу Бове стать по духу настоящим русским и участвовать войне против наполеоновских захватчиков, по окончанию которой он вернулся к главному делу своей жизни – зодчеству.

Осип Бове. Портрет первой половины XIX века
Осип Бове. Портрет первой половины XIX века

Осип Бове сыграл ключевую роль в развитии московской архитектуры после Отечественной войны 1812 года. Его знаменитое творение – здание Большого театра на Театральной площади. В облике здания ампирные черты сочетаются с элементами более ранних форм классицизма. Здание Большого театра – один из символов Москвы.

Большой театр сегодня. Фото автора
Большой театр сегодня. Фото автора

Интересный факт: знаменитая квадрига (четвёрка лошадей) Аполлона появилась только в 50-е гг. XIX в. Первоначально вместо неё была статуя Аполлона. Но в 1853 году произошёл страшный пожар, во время которого статуя погибла. Реконструкцией здания руководил архитектор Альберт Кавос. Тогда и была установлена бронзовая квадрига работы знаменитого Петра Клодта, создателя коней Аничкова моста в Петербурге.

Квадрига Аполлона на здании Большого театра. Фото автора
Квадрига Аполлона на здании Большого театра. Фото автора

Также по проекту О.И. Бове построили Манеж, Первую Градскую больницу, Троицкий собор Свято-Данилова монастыря, ротонду храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» на Большой Ордынке. А ещё Осип Бове проектировал Александровский (Кремлевский) сад у северной стены Кремля.

Про Александровский сад подробнее здесь: https://dzen.ru/a/Y-eU6INjKjHH444y

В этот период в Москве также работали Доменико Жилярди, Афанасий Григорьев, Евграф Тюрин и другие выдающиеся зодчие. Тогда были созданы многие памятники архитектуры. В их числе аудиторский корпус Московского университета на Моховой (Е. Тюрин), дом Опекунского совета на Солянке (Д. Жилярди и А.Г. Григорьев).

Вообще, в соавторстве Д. Жилярди и А.Г. Григорьева построен целый ряд зданий, из них часть – на той же Солянке. Например, усадьба купца Бокова на углу Солянки и Яузского бульвара.

Угол Солянки и Яузского бульвара. Дом Бокова - слева. Фото автора
Угол Солянки и Яузского бульвара. Дом Бокова - слева. Фото автора

Кстати, про Солянку на нашем канале – отдельная статья: https://dzen.ru/a/ZJrq4wY6jQGuVV75

Аристократы привлекали именитых архитекторов к строительству городских усадеб. По заказу отставного генерала Петра Лунина, представителя древнего и знатного дворянского рода, в 1818 г. был построен главный дом усадьбы на Никитском бульваре. Так появилась усадьба Луниных – одно из самых известных творений Доменико Жилярди. Сейчас там находится Государственный музей искусства народов Востока. Адрес: Никитский бульвар, 12А.

А по проекту А.Г. Григорьева был сооружён главный дом городской усадьбы Хрущёвых – Селезнёвых на Пречистенке. Сейчас там – музей А.С. Пушкина.

Музей А.С. Пушкина в усадьбе Хрущёвых - Селезнёвых. Фото автора
Музей А.С. Пушкина в усадьбе Хрущёвых - Селезнёвых. Фото автора

Эпоха ампира стала завершающим этапом развития классицизма. Она оставила ярчайший след в истории московской архитектуры. Дошедшие до наших дней памятники московского ампира – это национальное культурное достояние России.

Об архитектуре раннего и зрелого классицизма подробнее здесь: https://dzen.ru/a/Z9bHbMcCD2Le8HWS

Спасибо за прочтение!

Подписывайтесь!

Ставьте лайки!