Ссылка на все ресурсы.
Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.
Это вторая часть. Основная часть с общей этнокартой и описанием изменений и преобразований автономий на землях Карачаево-Черкессии можно увидеть здесь. Для удобства, снова отобразим этнокарту населённых пунктов на 1926 год в рамках границ КЧР.
В данной статье мы рассмотрим остальные этносы Карачаевской АО и Черкесского НО. У нас есть ещё 6 этносов, значительно присутствовавших на территориях двух округов.
Начнём с крупнейшего из них, это абазины. Абазин в двух регионах было без малого 14 тыс. человек. 2,7 тыс. человек или пятая часть всех абазин жила в Карачаевском АО, составив 4,2% в населении округа. Остальные, соответственно, проживали в Черкесском НО, это 11 тыс. человек или 29,7%. Расположение в районах НО было режущим абазинские аулы даже находящиеся по соседству друг с другом. В Абазино-Ногайском районе почти 6,8 тыс. человек или 35,6%, в Эльбурганском районе - 4,2 тыс человек или 23,5%. Как видим, в Карачаевской АО было два населённых пункта, объединённых в один Кумско-Лоовский сельсовет, который дал в Малокарачаевском районе общую доля абазин в 18,5%. Небольшая доля за пределами сельсовета - это смешанный Хумаринский аул.
С осетинами всё проще. У них была цепочка селений, основанных в одном месте во второй половине 19 века. Их объединили в один Георгевско-Осетинский сельсовет. Там и проживало основное население, всего на два региона было посчитано до 3,3 тыс. человек, 3,1 тыс. человек из которых в этом сельсовете Карачаевской АО, общая доля в АО составила 4,8%, а в Хумаринском районе - 9,8%. Сегодня все эти населённые пункты объединены в один и название тому Село имени Коста Хетагурова. В Черкесском НО у осетин также был населённый пункт Ново-Георгиевский в Дружбинском сельсовете. Он на карте показан как чисто осетинский, в реальности являлся смешанным. Сегодня данный населённый пункт уже не существует.
Ногайцы в данном регионе как и осетины относительно недавно, по крайней мере по времени основания аулов, до этого они вели кочевой образ жизни на этих землях в том числе. Сложившуюся группу ногайцев принято называть кубанскими и их почти 6,3 тыс. человек, практически все из которых проживали в Черкесском НО. У ногайцев в целом сетка сельсоветов сложилась на тот момент максимально обособленно, кроме русско-украниского хутора Евсеевский, в ногайских сельсоветах были ногайские аулы с их абсолютным большинством. Только Балтинский аул оказался за пределами Абазино-Ногайского района, в итоге в самом районе жили 5,7 тыс. человек или 30,1%, а в ауле и соответственно в Эльбурганском районе в целом - 0,5 тыс. человек или 2,8%.
Греки были одним из не многих этносов, в соотносимых пропорциях жившем в обоих округах. Всего на два округа их было менее тысячи человек, 2/5 жили в Карачаевском АО, остальные соответственно в Черкесском НО с небольшими долями. При этом, греки на карте заметны очень хорошо, ввиду того, что в обоих случая речь идёт об отдельных населённых пунктах с греческим большинством, формирующих отдельные сельсоветы. В Карачаевском АО это село Хасаут-Греческое, основанное ставропольскими греками, которое было смешанным со значительным карачаевским меньшинством. Второе же село - это село Спарта, основанное после Первой мировой войны понтийскими греками. Греки остаются довольно устойчивыми на данной местности и сегодня, оставаясь значительным меньшинством в первом селе и абсолютным большинством - во втором.
Что касаемо эстонцев, они также были здесь колонистами с острова Хийумаа, основавшими в Карачаевском АО село Хуссы-Кардоникское во второй половине 19 века. Село было маленькое и к 1926 году смешанное с карачаевцами. В Черкесском НО эстонцев не было совсем. В данном же селе эстонцы продолжали жить и после возвращения карачаевцев после депортации в 1957 году. Но со временем их становилось всё меньше и сегодня их в данном селе уже нет.
Тем самым единственным этносом, отсутствующим на общей этнокарте, являются армяне. Они жили в Ново-Георгиевском хуторе вместе с осетинами почти в такой же пропорции до двух сотен человек. Сам хутор входил в Дружбинский сельсовет, потому общая доля в сельсовете у армян небольшая. Армяне были самыми недавними прибывшими, незадолго до переписи опасаясь геноцида и преследований, они переселились сюда из Закавказья. Но, как уже было сказано раннее, данное село сегодня уже не существует.
Таким образом, данные две автономии, ставшие впоследствии частью нынешней Карачаево-Черкесской республики, были даже в рамках отдельных составных частей этнически очень разнообразными регионами. Некоторые этносы, появившиеся в отдельных местах сравнительно недавно, продолжают жить в тех же местах и сегодня, некоторые даже увеличили свою территорию расселения. А некоторые исчезли вовсе, увы, и так бывает.
Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.
Выражаю особую благодарность Михаилу Балабану, Дмитрию Щербакову, kakomizli, Вламимиру Любимцеву, Anton Sapogov и mAKSIMm за поддержку на Бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.
Спасибо