Найти в Дзене

Арифметика 4 класс Пчёлко. Урок 111. Сложение дробей с разными знаменателями. (NN 878-880)

1. Проверка домашнего задания. 2. Подготовка к вычислению дробей с разными знаменателями и объявление темы урока. Послушайте задачу. Наступила оттепель. Сугроб начал таять. Сначала растаяла 1/2 часть сугроба, потом ещё 1/4 часть. Сколько частей сугроба растаяло? Сделаем рисунок к задаче. Нарисуем сугроб и поделим его на две половины. Подпишем верхнюю часть, которая уже растаяла: 1/2. Теперь нам нужно показать ещё 1/4. Что для этого нужно сделать? Разделить сугроб на 4 части и взять 1/4. - Сколько четвёртых частей в 1/2? (Две). - Сколько всего четвёртых частей в 1/2 и 1/4 вместе? (Три). - Что мы сделали, чтобы добавить 1/4? (Разбили ещё раз на 4 части). Запишем выражение: 1/2+1/4=1/4+1/4+1/4=3/4. Мы складывали дроби с разными знаменателями. Для этого сложения нужно было сделать знаменатели одинаковыми. Для этого мы перевели дробь 1/2 в 2/4. Чтобы в будущем было удобнее и быстрее переводить одну дробь в другую, составим таблицу равных дробей. Начертите отрезок длиной 8 см. Разделите ег

1. Проверка домашнего задания.

2. Подготовка к вычислению дробей с разными знаменателями и объявление темы урока.

Послушайте задачу. Наступила оттепель. Сугроб начал таять. Сначала растаяла 1/2 часть сугроба, потом ещё 1/4 часть. Сколько частей сугроба растаяло?

Сделаем рисунок к задаче. Нарисуем сугроб и поделим его на две половины. Подпишем верхнюю часть, которая уже растаяла: 1/2. Теперь нам нужно показать ещё 1/4. Что для этого нужно сделать? Разделить сугроб на 4 части и взять 1/4.

- Сколько четвёртых частей в 1/2? (Две).

- Сколько всего четвёртых частей в 1/2 и 1/4 вместе? (Три).

- Что мы сделали, чтобы добавить 1/4? (Разбили ещё раз на 4 части).

Запишем выражение: 1/2+1/4=1/4+1/4+1/4=3/4.

Мы складывали дроби с разными знаменателями. Для этого сложения нужно было сделать знаменатели одинаковыми. Для этого мы перевели дробь 1/2 в 2/4.

Чтобы в будущем было удобнее и быстрее переводить одну дробь в другую, составим таблицу равных дробей.

Начертите отрезок длиной 8 см. Разделите его пополам. Отметим дугой одну половину и подпишем дробью 1/2.

Теперь разобьём этот отрезок на 4 равные части. Сколько четвёртых долей в 1/2? (2/4).

Теперь разобьём этот отрезок на 8 частей. Сколько восьмых долей в 1/2? (Четыре).

Начертите отрезок длиной 10 см. Разбейте его пополам. Подпишите: 1/2.

Теперь разобьём этот отрезок на 10 долей. Сколько десятых долей в 1/2? (Пять).

-2

Начертите отрезок длиной 8 см. Разбейте его на 4 части. Подпишем: 1/4.

Теперь разобьём этот отрезок на 8 частей. Сколько восьмых долей в 1/4? (Две).

Выделим дугой три оставшихся части. Подпишем: 3/4.

Снизу посчитаем и запишем, сколько восьмых долей в 3/4. Их 6.

-3

Начертите отрезок длиной 10 см. Поделите его на 5 равных частей. Возьмёт одну часть дугой и подпишем: 1/5.

Теперь разобьём этот отрезок на 10 долей. Сколько десятых долей в 1/5? (Две).

Оставшуюся часть отрезка объединим дугой и подпишем: 4/5.

Сколько десятых долей в 4/5. (Восемь).

-4

Запишем равные дроби:

-5

Эти равенства нам понадобятся для сложения дробей с разными знаменателями.

3. Работа по теме урока.

Откройте учебник на стр. 145 и найдите задачу 879. Прочитайте.

- Какую часть часа ученик занимался письмом?

- Какую часть часа ученик занимался чтением?

- Как узнать, сколько всего времени ученик занимался?

Запишем выражение: 1/2+1/4.

Но мы можем складывать дроби только с одинаковыми знаменателями. Значит, нужно знаменатели сделать одинаковыми. Для этого дробь 1/2 раздробим в четвертые доли. 1/2 это 2/4.

Запишем:

-6
Когда знаменатели делают одинаковыми, то говорят, что дроби "приводят" к одному знаменателю.

Отработаем сложение дробей с разными знаменателями на примерах 878.

-7

1/4+1/8. Приведем дроби к одному знаменателю. Знаменатель 4 меньше знаменателя 8 в два раза. Умножим на 2 и числитель, и знаменатель дроби 1/4. Получится 2/8.

Значит, 1/4+1/8=2/8+1/8=3/8.

И так далее проговаривается каждый пример. Таблицу равных дробей желательно выучить "слабым" ученикам.

Делается вывод:

Чтобы привести дроби к общему знаменателю, нужно найти дополнительный множитель . Дополнительный множитель - это число, которое показывает во сколько раз один знаменатель больше или меньше другого.

4. Домашнее задание. Задача 880.

-8