Найти в Дзене

Ветер помнит их смех: как пилоты Первой мировой играли в русскую рулетку с небом

Он открыл глаза от крика механика: «Капитан, тросы опять перетёрлись!» Лётчик Жорж Гинемер, будущий ас Франции, вскинул голову к хлипким крыльям своего «Ньюпора». Ветер свистел в расшатанных стойках, будто насмехаясь. «Лети или умри», — пробормотал он, втискиваясь в кабину. Это был 1916 год. Самолёты Первой мировой не летали — они выживали. И слишком часто проигрывали в этом безумном противостоянии. Представьте: вы на высоте 3000 метров. Мотор ревёт, будто хочет вырваться из рамы. Внезапно — треск. Левое крыло складывается, как зонтик. Вы падаете, хватаясь за штурвал, который уже ничему не подчиняется. Так описывал свой последний полёт британский пилот Сесил Льюис в мемуарах «Sagittarius Rising»(Восход Стрельца). Ему повезло: он упал в болото и выжил. Другим — чаще не везло. Почему? Ответ — в цифрах. Из каждых 10 пилотов 6 гибли не от пуль, а из-за поломок. «Летающие гробы» — так их звали на всех фронтах. Но что превращало самолёты в смертельные ловушки? Заводы работали как в лих
Оглавление
На заре авиации 1916г
На заре авиации 1916г

Он открыл глаза от крика механика:

«Капитан, тросы опять перетёрлись!»

Лётчик Жорж Гинемер, будущий ас Франции, вскинул голову к хлипким крыльям своего «Ньюпора». Ветер свистел в расшатанных стойках, будто насмехаясь. «Лети или умри», — пробормотал он, втискиваясь в кабину. Это был 1916 год. Самолёты Первой мировой не летали — они выживали. И слишком часто проигрывали в этом безумном противостоянии.

„Они разваливались, как карточные домики…“

Представьте: вы на высоте 3000 метров. Мотор ревёт, будто хочет вырваться из рамы. Внезапно — треск. Левое крыло складывается, как зонтик. Вы падаете, хватаясь за штурвал, который уже ничему не подчиняется.

Так описывал свой последний полёт британский пилот Сесил Льюис в мемуарах «Sagittarius Rising»(Восход Стрельца). Ему повезло: он упал в болото и выжил. Другим — чаще не везло.

Почему? Ответ — в цифрах. Из каждых 10 пилотов 6 гибли не от пуль, а из-за поломок. «Летающие гробы» — так их звали на всех фронтах. Но что превращало самолёты в смертельные ловушки?

Смерть на конвейере: „Мы собирали их за неделю, а они разваливались за час“

Заводы работали как в лихорадке,
— писал русский инженер Игорь Сикорский.

— Деревянные рамы, обтянутые перкалем, клеили на глазок. Двигатели перегревались, тросы управления рвались от напряжения. Однажды я видел, как «Фарман» рассыпался на взлёте — пилот даже не успел испугаться.

Гонка вооружений диктовала скорость, а не качество.

Немецкие «Фоккеры» страдали от вибраций — крылья ломались в пике.

Французские «Вуазены» загорались от искры выхлопа. «Летать на них — всё равно что целовать тигра», — шутил американский доброволец Эдди Рикенбакер. Шутка стала пророческой: в 1917-м его SPAD S.VII разорвало в воздухе при перегрузке.

„Пилоты молились перед каждым вылетом. И не Богу“

«Мама, если получишь это письмо, знай: я не боялся. Но этот чёртов «Кэмел»… Он сводит с ума. Вчера Картер взлетел — и его машину перевернуло порывом. Мы нашли только ремни…»
(Из письма лейтенанта Артура Роя, RFC, 1917).
И такая процедура каждый раз перед полётом
И такая процедура каждый раз перед полётом

Sopwith Camel — легенда с дьявольским нравом. Его двигатель крутил самолёт вправо так яростно, что пилоты ломали рёбра, удерживая штурвал.

Управлять им — это как танцевать с медведем в телефонной будке
— записал в дневнике канадец Уильям Баркер.

Но настоящий кошмар начался, когда в бой вступили первые истребители. «Fokker Eindecker» с синхронизатором пулемёта был смертелен… для обоих.

Немецкий ас Макс Иммельман:

После пяти выстрелов мотор глохнет. После десяти — крылья трещат. Я удивляюсь, как меня до сих пор не убили…

Его не убили. Он разбился. Лонжероны крыла сломались в бою.

Технологии убийства: чем платили за скорость

Мы не конструировали самолёты. Мы собирали урожай смерти, — признавался французский авиаконструктор Луи Блерио.

1. Дерево против стали. Каркасы из ели и фанеры не выдерживали перегрузок. После дождя коробились.

2. Клей вместо заклёпок. Эпоксидная смола трескалась на морозе. «Цельный самолёт? Мечта!» — истерически смеялся механик в дневнике, найденном под Верденом.

3. Ручное управление. Тросы рвались, штурвалы заклинивало. Пилот австрийского «Бранденбурга» писал:

Я тянул ручку на себя, а она осталась у меня в ладонях. Как руль у лодки…

Результат? В 1915 году средний срок жизни пилота — 17 часов налёта.

„Но мы летали. Потому что иначе нельзя“

Они ненавидели свои машины. Но обожали небо.

Пётр Нестеров. Российский пилот-ас, времен Первой мировой войны
Пётр Нестеров. Российский пилот-ас, времен Первой мировой войны
Вы спрашиваете, почему я поднялся в воздух на этом гробу?
— писал русский лётчик Петр Нестеров (тот самый, автор «мёртвой петли»).
— Потому что если не я, то кто? Немцы ведь не ждут…

Он погиб, совершив первый в истории таран. Его «Моран» развалился при ударе.

Мы знали: каждый вылет может стать последним,
— вспоминал германский ас Эрнст Удет.
— Но когда ты в небе… Ты свободен. Даже если эта свобода длится пять минут.

Что осталось в небе?

Современные истребители — шедевры надёжности. Но в их внутренностях течет кровь «летающих гробов». Каждый парашют, каждый расчёт прочности, дань теми, кто падал, сгорал, разбивался.

Пролетая над полями Франции, иногда краешком зрения, видишь тени. Обломки деревянных рам, ржавые моторы. И голоса:

«Эй, механик! Проверь тросы…»
«Не бойся, высота лечит…»
«Прощай, мама…»

Они всё ещё там. Ветер доносит их смех — безумный, ликующий, непобеждённый. Потому что они летали. Несмотря ни на что.

Кабина современного авиалайнера. Разница ощутима. Это не гроб с крыльями.
Кабина современного авиалайнера. Разница ощутима. Это не гроб с крыльями.

...А вы всё ещё боитесь летать? Сядьте в кресло авиалайнера. Прислушайтесь к гулу двигателей. Это не просто технология. Это — память. О тех, кто научил железо петь.

Андрей Овчаров.

Ссылка на канал:   https://dzen.ru/histor_diary