Авторы: Игорь Никитович Семенов, Людмила Игнатьевна Ларионова, Владимир Михайлович Поставнев, Полина Викторовна Смирнова, Дмитрий Александрович Водопьянов, Илья Геннадьевич Калашников
6 марта на одном из центральных каналов «Отражение» российского телевидения в прямом эфире состоялось обсуждение весьма ответственной — для педагогики и психологии воспитания подрастающего поколения — темы научного обеспечения производства в нашей стране и распространения на потребительском рынке детских игрушек, в котором зачастую реализуются чуждые русским традициям ценности, что может деформировать нормальное социально-гендерное развитие детей. Эта актуальная тема педагогически обоснованного качества создания детских игрушек затрагивает жизненные интересы миллионов детей и родителей, а также перспективы развития государства и отечественной культуры.
Получасовая беседа в жанре интервью проводилась с крупнейшим ученым-экспертом в этой сфере общественной жизни — академиком РАО, доктором психологических и доктором педагогических наук, директором Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, профессором Александром Ильичом Савенковым. Он является разработчиком и руководителем экспериментальных образовательных программ: «Одаренный ребенок в массовой школе», «Развитие исследовательских способностей учащихся», реализуемых в школах Арзамаса, Екатеринбурга, Москвы, Орска, Самары, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Якутска и др. А.И. Савенков — автор образовательной программы и председатель жюри Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь», ежегодно проводимого с 2005 г. С момента организации А.И. Савенков является инициатором и сопредседателем Экспертного совета Национальной премии детских товаров «Золотой медвежонок». членом группы экспертов в области развития социальной инфраструктуры детства, индустрии детских товаров, психолого-педагогической безопасности информационной и детской продукции; членом Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей. В настоящее время А.И. Савенков является членом Координационной группы по вопросам дошкольного образования при Министерстве просвещения РФ.
Анализ актуальных практических вопросов роли игры в развитии детей А.И. Савенков ведет с позиций выстраиваемой им концепции продуктивной педагогики: от изобретения и разработки детских игрушек, формирования патентов, учебных программ, пособий, учебников вплоть до создания организационных проектов, диагностических инструментов, развивающих психотехнологий, методических рекомендаций и экспертных критериев для инновационного развития когнитивно-личностных ресурсов современного социума в контексте цифровизации и гуманизации образования.
Их разработке изначально предшествовало изучение А.И. Савенковым опыта психологии и педагогики развития творчества (в том числе «Рабочей концепции детской одаренности»), а также использование своих знаний в области детской психологии, педагогики и пластических искусств. C учетом этого президентом Ассоциации предприятий индустрии детских товаров А.В. Цицулиной при участии педагогического психолога А.И. Савенкова была разработана концепция и учреждена на федеральном уровне Национальная премия в сфере товаров и услуг для детей — «Золотой медвежонок». Премия стартовала в 2009 г. при участии РАО: она изначально проектировалась как общенациональная образовательная программа, направленная на выявление и поддержку лучших отечественных и зарубежных производителей детских товаров. Руководимый А.И. Савенковым Экспертный совет этой премии объединил психологов, физиологов, педагогов, дизайнеров-разработчиков и производителей детских товаров, экспертов в области детских игр, игрушек и товаров для малышей. Ежегодно с 2009 г. производители лучших товаров для детей получают в Российской Федерации награды этой премии. Ее инициатором, А.И. Савенковым, и представителями его научной школы (Ю.А. Акимова, А.Н. Ганичева, О.И. Ключко, О.Е. Курлыгина, Е.А. Николаева, П.В. Смирнова и др.) были разработаны критерии оценки потребительских свойств и психолого-педагогических качеств игр и игрушек для детей. Полифункциональная разработка А.И. Савенковым этих и других дидактических материалов и методик развития метапредметных компетенций, способностей и различных форм одаренности воспитанников дошкольных учреждений и учащихся средней школы в процессе основного и дополнительного образования составляет оригинальное дидактико-изобретательское направление продуктивной педагогики. Оно является оригинальным и беспрецедентным по своим масштабам для прикладного российского человекознания на фоне присущих ему разнообразных средств обучения и воспитания в современном образовании. С учетом этого опыта в феврале 2025 г. в Президиуме РАО принято решение создать Научно-экспертный совет по играм, игрушкам и игровым учебным пособиям, под председательством академика РАО А.И. Савенкова.
С этих передовых и конструктивных психолого-педагогических позиций в интервью с профессором А.И. Савенковым и телеведущей — Тамарой Шорниковой (программа Отражение на ОРТ) в прямом эфире обсуждались актуальные практически важные вопросы социокультурного назначения и дизайн-проектирования потребительских свойств современных детских игрушек, их психолого-педагогической экспертизы и промышленного производства, научного обеспечения (см. список литературы ниже) изучения психологии игры, а также товарного рынка и педагогически эффективного использования в качестве средств воспитания и обучения дошкольников и детей в системе современного дошкольного и дополнительного образования. В процессе обсуждения с А.И. Савенковым этого круга проблем поступило множество разнообразных мнений от интересующихся зрителей, которые с интересом выслушали ответы и комментарии ученого в контексте необходимости практического решения указанных вопросов относительно создания и использования детских игрушек при научном психолого-педагогическом обеспечении помощи родителям в развитии наших детей в современных социокультурных условиях семейного и школьного воспитания.
Литература
- Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? // Современный ребенок в мировой цивилизации. М.: Данилов благовестник, 1999. 142 с.
- Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. 1995. № 3. С. 8–15.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. С. 200-223.
- Гришин И.С., Семенов И.Н. Развивающая роль образно-логических игр в формировании у дошкольников пространственного мышления как когнитивного ресурса человеческого капитала // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 2А. С. 128-143.
- Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1966. 351 с.
- Калоцца Д.А. Детские игры и их психологическое значение. М.: Московское книгоиздательство. 1911. 260 с.
- Капица О.И. Детский фольклор [Текст]: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры / О.И. Капица. Л.: Прибой, 1928. 15 с.
- Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., 1988.
- Покровский Е.А. Детские игры: Преимущественно русские / Е.А. Покровский; [Послесл. и примеч. В. В. Головина]. [Репринт. воспроизведение]. СПб.: Фирма «ЛАНС», 1994. 387 с.: ил.; 22 см. (Историческое наследие).
- Поливанова К.Н., Сазонова Е.В., Шакарова М.А. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры // Вопросы образования. 2013. № 4. С.278-294.
- Психолого-педагогическая экспертиза игрушки: Учебное пособие / Ю.А. Акимова, А.И. Савенков, О.И. Ключко [и др.]. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 101 с. – (Высшее образование).
- Савенков, А.И. Эволюция дворовой субкультуры и территориальное поведение детей и подростков в городской среде / А. И. Савенков // Ценности и смыслы. – 2024. – № 3(91). – С. 6-37.
- Савенков, А.И. Детская кукла как инструмент развития психики ребенка / А.И. Савенков, А.В. Цицулина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2024. – № 4. – С. 3-11.
- Савенков, А.И. Художественный облик детской куклы как инструмент «мягкой силы» / А.И. Савенков, А.В. Цицулина // Интегрированное полихудожественное образование: сборник научных статей по материалам Всероссийского форума учителей и преподавателей в области искусств, Москва, 08 ноября 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Сам Полиграфист", 2023. – С. 94-102.
- Савенков, А.И. Игра, игрушка и особенности игровых практик современных детей / А.И. Савенков, А.В. Цицулина // Педагогика. – 2022. – Т. 86, № 6. – С. 35-47.
- Савенков, А.И. Куклы и куклостроение в эпоху всеобщей геймификации и эдьютеймента / А.И. Савенков // Hominum. – 2022. – № 2. – С. 77-86.
- Савенков, А.И. Теория и практика экспертизы игр и игрушек / А. И. Савенков // Игровая культура современного детства: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Москва, 23–24 июня 2021 года. – Москва: АИДТ/НАИР, 2021. – С. 127-133.
- Савенков, А.И. Психолого-педагогические критерии и практика деятельности "Полигона для испытания детских игр и игрушек" / А.И. Савенков // Hominum. – 2021. – № 1.
- Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: Учебник / А.И. Савенков, О.И. Ключко, А.Н. Ганичева [и др.]. – 1-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 339 с. – (Профессиональное образование).
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение. 1976. 96 с.
- Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Сост., пер. и предисл. Д.В. Сильвестрова. Комм. Д. Харитоновича. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры: научное издание / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999 г. – 360 с. (Серия "Сам себе психолог")