Найти в Дзене
Библейское служение

Учите детей любить Бога

У нас в гостях - доктор философии, кандидат богословия, ст. науч. сотр. НГИСУ-АГиОН, Шматько Владимир Николаевич (иеромонах Никодим) С приходом человека к Богу многое для него становится простым и понятным. Но со временем перед его взором встают всё новые и новые проблемы: как не охладеть в вере и не стать потребителем в Общине верующих? Как защитить детей и семью от разврата и тлетворного влияния языческого общества? Личностное становление христианина обычно опирается на достодолжный идеал, без понимания которого невозможен истинный духовно-нравственный рост. Во-первых, это признание личного «благородия» новоначального, как образа и подобия Божьего. Это тот самый духовный потенциал, своеобразный «внутренний родовой генофонд», который изначально заложен в начинающем христианине. Например, про будущего преподобного Серафима Саровского явившаяся ему в видении Дева Мария свидетельствовала, что «сей – рода нашего», т.е. он – от благодатного корня, потомок ревнителей святости и духовного по

У нас в гостях - доктор философии, кандидат богословия, ст. науч. сотр. НГИСУ-АГиОН, Шматько Владимир Николаевич (иеромонах Никодим)

С приходом человека к Богу многое для него становится простым и понятным. Но со временем перед его взором встают всё новые и новые проблемы: как не охладеть в вере и не стать потребителем в Общине верующих? Как защитить детей и семью от разврата и тлетворного влияния языческого общества?

Личностное становление христианина обычно опирается на достодолжный идеал, без понимания которого невозможен истинный духовно-нравственный рост.

Во-первых, это признание личного «благородия» новоначального, как образа и подобия Божьего. Это тот самый духовный потенциал, своеобразный «внутренний родовой генофонд», который изначально заложен в начинающем христианине. Например, про будущего преподобного Серафима Саровского явившаяся ему в видении Дева Мария свидетельствовала, что «сей – рода нашего», т.е. он – от благодатного корня, потомок ревнителей святости и духовного подвига.

Во-вторых, это учёт уровня «христианского благочестия», доступного новоначальному, хранимого в живых традициях семьи и окружающего его общества.

В-третьих, это ощущение реальности Святой Руси как «народа-богоносца», сплочённого христианской верой.

В-четвёртых, это понимание сущности симфонии церковно-государственных отношений, как перспективы для деятельного роста влияния православной идеи на светское общество.

Противостоять беспрецедентному растлению семьи и молодёжи возможно только в том случае, если у нас самих будет христианское мировоззрение, состоящее в принципах жертвенной любви, которые даются в Священном Писании, а особенно в Евангелии и Псалтири. По Псалтири и Часослову тысячу лет на Руси воспитывали русских детей – и они приобретали царское, первосвященническое и пророческое достоинство, вложенные в человека и раскрытые в нем Богом ещё в Раю:

- царское достоинство – в названии животных (что означало знание их сущности и получение власти над ними);

- первосвященническое – в согласии на глубокий сон (смерть), требуемое от мужа для рождения жены, т.е. семьи как «домашней церкви»;

- пророческое – в глубоком познании священной истории и осознании своего места в ней.

Наши предки знали, что настоящая жизнь находится вовсе не здесь, на земле, а в Царствии Небесном. Потому и были способны жертвовать собой. Этому способствует и трудовое воспитание детей с самых ранних лет. Вспомним, как «мужичок с ноготок» у Н.А. Некрасова в больших валенках и полушубке выходит из леса и ведёт лошадь с телегой дров. И с каким же достоинством он отвечает стороннему наблюдателю: «Отец рубит, а я отвожу!». Благодаря воспитанию и труду этот мальчик уже чувствовал себя «мужичком».

А в наше время мальчиков воспитывают как девочек, а девочек – как мальчиков. Теряется мужской и женский чин, разрушается семейная иерархия, развивается общество неблагочестивых семей – не граждан, а сплошь эгоистов и потребителей.

Подтолкнуть наш народ к духовному просвещению может, во-первых, изучение святоотеческого толкования на Священное Писание. Во-вторых, необходимо возрождение соборности (собранности, общности народа), проявляющейся в том, чтобы всё общество отвечало за молодежь, и все вместе их бы и воспитывали. В общине не может быть «частных» детей, бабушки для всех мужчин – «матери», а они сами для них – «сыночки». Старшие для младших – «отцы», а ровесники – «братья» и «сёстры».

В настоящее время возрождению соборности катастрофически препятствует курс экуменически настроенного священноначалия на упразднение Поместных соборов, на которых исторически присутствовала вся полнота Церкви. Сегодня мы видим устрашающее отдаление клира, возомнившего себя «церковной элитой», от народа Божьего, которому уже придумали даже определение: «Церковь – и верующие».

Возрождение начинается с семьи, в которой муж – глава, образ Христа-Мессии, а жена – образ Церкви, невесты Христовой. Тут и начинать-то следует с правильной подготовки детей к Таинству Венчания и к семейной жизни как «домашней церкви». И, конечно, необходимо при воспитании детей делать акцент на высокий уровень нравственности и повышение ответственности за свои поступки.

Есть патриотизм земной, а есть небесный. Святитель Филарет (Дроздов) как-то высказался в том духе, что «худой гражданин земного Отечества и небесного Отечества не достоин». Патриотизм (от греч. слова πατέρας – «отец») начинается с верности Богу-Отцу. Вспомним праведного Авраама, который в жертву Богу готов был отдать своего сына на всесожжение. Эту авраамическую верность Богу еврейский народ с благоговением хранил и передавал из поколения в поколение, пока Господь Иисус Христос не воплотил её всей Своей жизнью. И нам следует воспитывать в детях именно такой патриотизм, связанный со Христом, Родиной и готовностью «положить душу свою за друзей своих» (Ин.15,13).

Христианское воспитание призвано возрождать в детях их царское достоинство. Ведь царь – не тот, кто повелевает, а тот, кто владеет собой и своими страстями. Надо воспитывать детей так, чтобы они хранили себя в верности Христу. Сегодня с детьми должно изучать Священное Писание, основы Христианства и узнавать подлинную историю Святой Руси как народа Божьего.

Собеседник, составитель и редактор текста - проф. Н.В. Лагутов