Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Как контрразведчик разоблачил немецкого агента по небольшой детали в биографии. Но почему не стал докладывать командованию?

В середине 60-х годов в Особый отдел 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии поступила информация: кто-то передал тактико-технические характеристик советского танка Т-62 одной из западных разведок. Капитану Александру Георгиевичу Караванову и другим сотрудникам отдела было приказано проверить личные дела всех офицеров. Каждому оперативнику досталась целая куча папок для прочтения.

Дивизия по месту дислокации - в Наро-Фоминске
Дивизия по месту дислокации - в Наро-Фоминске

Караванов в числе других принялся знакомиться с информацией. Из всех дел его заинтересовали личные данные старшего врача в полку. Тот во время войны попал в плен раненым. Далее повезло, был освобождён партизанским отрядом. Фамилия командира – Шведов. Александр Георгиевич хорошо помнил о том, что в тылу врага действовали и лже-партизаны. Те по заданию немцев всячески вредили партизанам, уничтожали патриотов и пытались разжечь ненависть к народным мстителям в местном населении.

Караванов знал историю Шведова. Тот был до войны секретарём райкома, остался по заданию партии в тылу врага для выполнения боевых задач. Невзирая на категорический запрет, стал ходить к своей жене. Здесь его и повязали немцы. Он согласился работать на них. Тогда нацисты инсценировали ему побег и поставили во главе одного из своих «партизанских» отрядов. Его отряд не просто помогал фашистам. Через этот канал немцы стали отправлять в советский тыл своих агентов. При фильтрации те предъявляли справки об освобождении из плена, которые подписывал «командир партизанского отряда» Шведов. И далее уже могли легализоваться в тылу.

Караванов прочитал об этом информацию, открытую по линии контрразведки. Шведов был уже осуждён и приговор о высшей мере наказания привели в исполнение. Разумеется, полковой врач при написании своей автобиографии об этом знать не мог. При более тщательной проверке Караванов узнал, что оказывается нынешнего врача ещё и вылечили в немецком госпитале. Что было особенно удивительно, поскольку «лечили» наших бойцов обычно в «учреждениях», подобных Освенциму или Бухенвальду. На запрос из архива ответили, что находился там советский пленный почти месяц. Это насколько же серьёзное он имел ранение, если даже немцы решились возиться с ним месяц?

Лже-партизаны
Лже-партизаны

Контрразведчик Караванов вызвал к себе заместителя командира по технической части, который жил с врачом в одной коммуналке. И поручил ему выяснить, нет ли на теле доктора каких-то серьёзных шрамов? Облегчало задачу то, что в коммуналке не было ни душа, ни ванной. Зампотеху просто нужно было пригласить врача в баню.

Результат оказался примерно таким, на какой Караванов и рассчитывал. Старый шрам у врача оказался только на «пятой точке» и то – по касательной. Получалось, не от чего его было немцам лечить. А вот для обучения госпиталь был хорошим прикрытием. И военврач – должность для будущего агента отличная. Ведь это человек, который контактирует со всеми солдатами и офицерами полка.

Особисты начали внимательно приглядывать за врачом. Но он никаких подозрительных контактов не поддерживал, секретной информацией ни в каком виде не интересовался. Получалось – агент законсервирован? Толчок развитию дела дал неожиданный инцидент – в полку двое бойцов подрались на ножах, со смертельным исходом. А дежурил в этот день интересующий особистов врач. Караванов под этим предлогом решил вызвать его в отдел. Но предварительно отправил бойца, чтобы тот аккуратно посмотрел – как врач себя поведёт?

Симонов Герман Николаевич
Симонов Герман Николаевич

Оказалось, повёл себя странно. Пока шёл до отдела, пять раз присаживался отдохнуть, бледнел. Как будто не шли ноги. Потом уже Караванов увидел, как врач постоял у заборчика вокруг здания, где обосновались особисты, и повернул обратно. Просто не решился зайти. Александр Георгиевич понял, что если вызвать его снова в этот же день, только уже для допроса – будет результат. Это оказался человек, который «до смерти» устал носить свою ношу. Почти сразу он рассказал всё. Даже указал номер, который был ему присвоен в немецкой разведке.

Судьба спасла его от подлости. Вскоре после засылки к советским войскам через линию фронта, красноармейцы пошли в активное наступление. Он не знает, забыли ли про него немцы в сумятице отступления или просто были уничтожены, но работать на них новоявленному агенту не пришлось.

Караванов с упрёком сказал, что правду можно было открыть во время фильтрации. Оказалось, тот просто испугался. Особист видел, что перед ним сидел бледный, трясущийся человек. Рассказывал он всё откровенно и подробно, явно устав от камня на душе.

Олег Пеньковски на суде / Александр Георгиевич Караванов
Олег Пеньковски на суде / Александр Георгиевич Караванов

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

По-человечески Караванову стало его жалко. Переговорив со своим начальником Симоновым, Александр Георгиевич решил, что докладывать командованию не будет. Но предупредил врача, что теперь тот будет негласным помощником. Что касается информации по танку, позднее узнали, что передал её за границу Пеньковский, которого арестовали по многим другим основаниям. Караванов порадовался, что врач не попал под случайные обвинения. А мог бы, не отнесись к нему контрразведчики по-человечески.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.