Удивительно, сколько лет прошло, а до сих пор появляются вещи, принадлежавшие Императорской семье.
Так, например, вот это письмо великой княжны Анастасии своей няне Александре Теглевой, которую она любя называла Шурой.
Проследить его судьбу - как оно сохранилось, мне не удалось. Письмо принадлежало бельгийскому барону Кристофу де Дормеру.
Выставка «Начертания царственной десницы», приуроченной к 400-летию воцарения династии Романовых. В экспозицию вошли царские автографы, эпистолярий, фотографии, гравюры и другие редкие исторические документы и изобразительные материалы из частного собрания барона Кристофа де Фиерлант Дормера (Christophe de Fierlant Dormer). Отдел рукописей РГБ также предоставил для обозрения раритеты, связанных с царской фамилией.
Александра Теглева последовала за императорской семьей в ссылку, но ей удалось выжить. Может быть, поэтому письмо и сохранилось?
Письмо Анастасия написала в 1912 году, девочке на тот момент было 10 лет и в тексте довольно много грамматических ошибок.
Приведу текст письма и покажу фото тех листочков, а затем расскажу, как Александре, которой адресовано это письмо удалось спастись.
Душка Шура!
Как ваше здоровье. Тут жарко 30 градусов на солнце. Я только что приехала из Нискучнаво. Сегодня был выход утром, а в Успенском саборе малебин. Мне так было жаль уезжать из Ливадии. И мне ужасно жалко что вас нет. Я и Мари живем в Синей комнате Ольга и Татьяна в Красной, Никита Федор и Андрей у нас пьют чай, и играют. Что у вас палочка есть? Никита ужасно шалит.
В поезде было ужасно жарко ехать. Ольга Мама Папа и Татьяна поехали в дворянском. Как в Киеве. Я себя чувствую лутше но иногда опять плохо. Завтра будет открытие памятника. Как вы думаете вы скоро приедете или нет. Говорят что 29 июня мы поедет на Штандарт так что вы торопитись. Я хочу теперь после Москвы поехать в Ливадию. Мы останавливались в Харькове - там были даны у Мама и у Папа дипутацыя. Татьяна сегодня хорошие подарки получила по случаю ее праздника. У нас был чудный переход из Ялты в Севастополь, в Севастополе было жарко и чудная погода. Буду писать.
Крепко вас целую. Любящая вас ваша Анастасия. Я вам этого посылаю конверт простой потому-что люди любят читать, и когда со Штандарта потому что с натпесю или Москва или Штандарт".
Александра Теглева, как я уже сказала, в 1917 году добровольно отправилась с семьей императора Николая II в ссылку, в Тобольск.
Александра вспоминала:
Многие изменили им… Граф Апраксин ушёл от них, убежал начальник конвоя граф Граббе. Забыл их близкий государю человек, свитский генерал Нарышкин, ни разу их не навестивший в Царском Селе… Мне даже в голову не могла прийти мысль покинуть Семью в такой момент.
В августе 1917 года, ранним утром, Императорская семья вместе с сопровождавшими их слугами, теми, кто не отказался от них, выехала из Царского Села на железнодорожном составе под вывеской «Японская миссия Красного Креста» .
По прибытию в Тюмень, они пересели на пароходы «Русь», «Кормилец» и «Тюмень», их везли в Тобольск.
Весной 1918 года все они были перевезены в Екатеринбург, в дом Ипатьева. Дальнейшую судьбу семьи Николая II и сопровождавших их слуг мы знаем.
Как же получилось так, что няня великих княжон осталась в живых?
Когда Императорскую семью привезли в Екатеринбург, не всех допустили с императорской семьей в Ипатьевский дом.
Им объявили, что они свободны и могут идти, куда хотят. В их числе была и Александра Теглева.
Они несколько дней жили в вагоне, стоявшем на железнодорожной станции в Екатеринбурге, который позже прицепили к поезду, шедшему в Тюмень.
Здесь Александра осталась вместе с Пьером Жильяром - учителем царских детей, с которым она была дружна. Вместе с ними были и другие учителя Императорской семьи - Гиббс преподаватель английского языка и баронесса С.К. Буксгевден.
Когда в город вошла армия Колчака, они узнали о судьбе семьи императора Николая II.
Александра, узнав о том, что их больше нет, не выдержала...
Она была охвачена ужасом. Она всегда была уверена, что никто не может причинить страдания детям. До этой минуты она испытывала голод, холод, нужду, но все это можно было стерпеть, благодаря единственной надежде снова увидеть детей. Свернувшись на своей кровати, она больше не двигалась, не разговаривала и не ела.
В те дни её спас верный Пьер Жильяр. Он нашел врача и решил, что её надо срочно отправить в деревню. Александра не хотела никуда ехать и тогда Пьер и Гиббс просто завернули её в шубу, донесли до повозки и повезли в деревню, где уже договорились с одной крестьянской семьей.
Постепенно Александра стала приходить в себя.
Летом 1919 года большевики взяли Тюмень и Александра вместе с друзьями бежала сначала в Омск, дальше был Иркутск, а потом Верхнеудинск.
Александра в Верхнеудинске заболела воспалением легких и опять на помощь пришел Пьер Жильяр.
Он поручил ее Софье Эмильевне Дитерихс, у которой был детский приют для детей беженцев. Александра прожила у неё почти полгода, выздоровев, она помогала Софье Эмильевне в приюте.
В это время баронесса Буксгевден (фрейлина императрицы) решила, точнее, у неё появилась возможность, уехать в Европу. Она звала с собой и Александру, но та категорически отказалась покидать Россию.
Но вскоре стало опасно оставаться, ведь все они были из окружения Романовых, и тогда в 1920 году Александра вместе с Пьером Жильяром отправляется в Швейцарию. До Швейцарии они добирались только через 17 месяцев.
По прибытии Пьер познакомил Александру со всей своей родней и сделал ей предложение:
Я осознала и оценила все, что Пьер для меня делал. Он рисковал ради того, чтобы вызволить меня из революционного ада, спасти от болезни и голода.
В первый раз мои глаза открылись, и я поняла, что этот человек действовал не из жалости и не из чувства долга, а потому, что был привязан ко мне и любил меня.
В 1922 году они поженились. Пьер, который стал преподавать в Лозаннском университете, смог снять им небольшую квартиру в Лозанне.
Александра Теглева была свидетельницей на процессах по делам «лже-Анастасий».
В 1925 году великая княжна Ольга Александровна, выжившая сестра Николая II, просила у Александры помощи - дать показания по делу Анны Андерсон, которая называла себя великой княжной Анастасией.
Александра вместе с великой княжной Ольгой отправились в больницу, где находилась Андерсон, и вместе с ней не признали в ней Анастасию.
Александра в своей квартире выделила одну комнату под музей царских детей, где были их личные вещи, стены комнаты были увешаны их фотографиями.
Своих детей у Александры не было.
В 1954 году у Александры Теглевой был обнаружен рак. Она скончалась в 1955 году, похоронена на кладбище Буа-де-Во в Лозанне.
Из воспоминаний Буксгевден, С. К. Жизнь и трагедия Александры Федоровны, Императрицы России; Жильяр, М.-К. Сундук из России. Воспоминания об Александре Теглевой-Жильяр - няне детей императора Николая II.
В Телеграме мой канал СофьяПетербургиЯ .