Найти в Дзене
Антоха Игроед

"Электрический штат": добрый, но наивный фильм, который упустил свой шанс (Отзыв, мнение)

Добрый день, дорогие друзья! Удачного старта рабочей недели, и пусть она будет быстрой и скоротечной, а будущие выходные растянутся на полноценную жизнь, полную приключений и любви! Да, вот такое сентиментальное приветствие сегодня. А почему? А потому, что на досуге посмотрел незатейливый, до слащавости добрый, не претендующий на откровения фильм "Электрический штат". Идеальный кандидат в раздел "фильм на вечерок – ок". И, так как страничка посвящена фантастике и постапокалипсису, лучшего представителя от киноиндустрии не найти. Ведь тут и разумные роботы, и постапокалипсис, и Крис Пратт в облике местного Хана Соло – контрабандиста-раздолбая. Похоже, это тот редкий случай, когда у Netflix получилось сделать хорошее кино? Что ж, если расценивать "Электрический штат" как самостоятельное произведение, написанное с нуля и нацеленное на людей младшего школьного возраста – то да. Если же копнуть глубже – очень наивно. Но давайте обо всём по порядку. Начнём с небольшого спойлера сюжета и пред

Добрый день, дорогие друзья! Удачного старта рабочей недели, и пусть она будет быстрой и скоротечной, а будущие выходные растянутся на полноценную жизнь, полную приключений и любви! Да, вот такое сентиментальное приветствие сегодня. А почему? А потому, что на досуге посмотрел незатейливый, до слащавости добрый, не претендующий на откровения фильм "Электрический штат". Идеальный кандидат в раздел "фильм на вечерок – ок". И, так как страничка посвящена фантастике и постапокалипсису, лучшего представителя от киноиндустрии не найти. Ведь тут и разумные роботы, и постапокалипсис, и Крис Пратт в облике местного Хана Соло – контрабандиста-раздолбая. Похоже, это тот редкий случай, когда у Netflix получилось сделать хорошее кино? Что ж, если расценивать "Электрический штат" как самостоятельное произведение, написанное с нуля и нацеленное на людей младшего школьного возраста – то да. Если же копнуть глубже – очень наивно. Но давайте обо всём по порядку. Начнём с небольшого спойлера сюжета и предыстории экранизации. А это, именно что экранизация, а не оригинальный сценарий.

В альтернативных 90-х развернулась неожиданная война. Однако это была не борьба между сторонниками разных партий, а противостояние людей и машин. Роботы, созданные для служения человечеству, внезапно обрели сознание и восстали против своих создателей. Люди начали быстро терять позиции. Но на помощь пришли технологии: техномагнат Итан Скейт (Стэнли Туччи) разработал систему нейрокастеров — шлемов виртуальной реальности, позволяющих управлять человекоподобными дронами на расстоянии. Это изобретение переломило ход войны. Человечество одержало победу, подписав унизительный для машин мирный договор, а уцелевших роботов изгнали за гигантскую бетонную стену в пустыни Аризоны, создав для них подобие резервации.

-2

После войны нейрокастеры Скейта стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей. Они погружались в виртуальную реальность, чтобы сбежать от серости повседневности. Однако не все были готовы отказаться от реального мира. Подросток Мишель (Милли Бобби Браун. Да, вам не надоело, что трудных подростков играют половозрелые женщины на пороге тридцатника? Одна из бед фильма – невозможно заставить себя воспринимать персонажа серьёзно. Я вижу кривляющуюся женщину, а не девчушку-бунтарку), осиротевшая после автокатастрофы, ведёт жизнь юного бунтаря: носит чёрное, отказывается надевать шлем в школе, заявляя, что может жить только в реальности, и постоянно конфликтует со взрослыми. Её сложный характер — не просто следствие переходного возраста. Вместе с родителями она потеряла брата Кристофера (Вуди Норман), юного гения, обожавшего мультфильмы о желтоголовом роботе Космо. Однажды ночью в доме её приёмного отца (Джейсон Александер) появляется именно такой робот. Он сообщает Мишель, что Кристофер жив, и чтобы найти его, ей придётся отправиться в самое сердце Зоны Икс — места, где обитают изгнанные машины. Ну и далее, собственно, начинаются приключения. Если у вас есть свободный вечер, и вы устали от сложных картин, вполне можете глянуть сиё приключение. Но давайте перейдём к предыстории. Откуда ноги растут, так сказать.

-3

История, вдохновлённая графическим романом шведского художника Симона Сталенхага, вышла в 2018 году. Его работы в стиле ретрофутуризма, наполненные мрачной атмосферой, рассказывали об одиночестве, опасностях общества потребления и цифрового будущего. «Электрический штат» стал хитом благодаря уникальному визуальному стилю и нестандартному сеттингу. Права на экранизацию были куплены братьями Руссо ещё до публикации книги. Сценарий поручили Кристоферу Маркусу и Стивену МакФили, известным по их работе над фильмами Marvel.

Однако вместо мрачного путешествия по умирающей Америке, где виртуальная реальность поглотила сознание людей, а роботы стали изгоями, Руссо создали очередной голливудский блокбастер. В интервью Джо Руссо заявил, что их целью было сделать «мультфильм Pixar с живыми актёрами», и он считает, что с этой задачей они справились. Однако, если Pixar вдруг начнёт снимать бездушные и лишённые логики фильмы, то «Электрический штат» можно считать идеальным примером такого подхода.

-4

Итак, как мы видим, на руках у авторов был оригинальный, я бы даже сказал злободневный микс идей. Тут и "Аниматрица", и "Суррогаты", и шлемы виртуальной реальности. Военные дроны и, самое интересное на мой взгляд, эскапизм. Бегство от реальности, когда люди запускают себя в реале, ради шикарной виртуальной картинки. И от этой темы так щемит сердце, так хочется увидеть и услышать интересные рассуждения о таком будущем… А оно нас ждёт, я уверен. Возможно, услышать решение будущих проблем, ну или хотя бы попытку их осмысления. Но нет – всё впроброс. Единственный яркий момент – это когда приёмный отец героини внезапно отключается от нейрокастера, и мы видим его лицо. С покрасневшими глазами, отпечатком шлема, проблемной кожей. Да и сам он далеко не красавчик, а заплывший жиром человек, в пропитанной потом майке. В общем, почти как я, разве что толще.

И вот, казалось бы, повод ужаснуться и задуматься над тем, какое будущее нас ждёт, и ждёт ли вообще. Но нет, милые ми-ми-ми роботы и начало приключений. Всё очень по-детски. К слову, в фильме полно отсылок к "Терминатору". То, как появляется герой Криса Пратта, как приезжает байкер-перекупщик, как дрон под управлением оператора сминает поверженную голову робота-противника… Как сказал мой знакомый товарищ: "А какой фильм про восставших роботов без отсылок на "Терминатора"?" Ну, даже не знаю. Может быть, адекватный? Самобытный? Оригинальный?

-5

Одной из главных проблем фильма, как по мне, становится катастрофическая нехватка экшена. По сути, будет только одна вразумительная битва – финальная. Да, есть ещё небольшая погоня в середине фильма, когда наших героев преследует дрон под управлением охотника за головами в исполнении Джанкарло Эспозито. Которого, к слову, до обидного мало в фильме. Большую часть мы будем наблюдать лишь чёрно-белую рябящую аватарку актёра.

При этом, авторам явно было где разгуляться. Люди, управляющие роботами через нейрокастеры — устройства, позволяющие мысленно контролировать механические оболочки. Эта технология, которая помогла человечеству выиграть войну, могла бы стать основой для масштабных сражений. Но вместо этого зритель получает лишь намёки на возможное величие, которое так и не раскрывается.

-6

Сеттинг тоже вызывает большие вопросы. Но, как я уже сказал, главная его беда – он детский. Думаю, мало думающим школьникам вполне зайдёт. Для зрителя постарше… Ну что я могу сказать, разбудите в себе ребёнка и вспомните, как вам когда-то нравились "Звёздные войны", впрочем, нет – "Зубастики" или "Гремлины", и тогда "Электрический штат" станет вполне отличной картиной.

Действие большей части фильма разворачивается в «Электрическом Штате» — зоне, где роботы, изгнанные после войны, пытаются построить своё общество. Визуально андроиды выглядят впечатляюще, и тут надо отдать должное авторам, их прорабатывающим. Только вот беда – всё это ни к чему не ведёт. Мы не видим никаких признаков уникальной робо-культуры, которая могла бы добавить глубины и интереса. Вместо гордых индивидуалистов, борющихся за свободу, перед нами предстают сломленные изгои, тоскующие по прошлому.

И иллюстрирует это очень забавный робот-парикмахерское кресло, которое пытается причесать героев, или робо-почтальон, хранящий старые письма, — всё это выглядит скорее как забавно, но бессмысленно. По сути, роботы "живут" среди заброшенного супермаркета, и мы так и не понимаем, а ради чего они сражались. Они ничего не построили и не создали. (Да и вообще вопрос, как они сами себя обслуживали в условиях изоляции?)

При первом (и единственном в моём случае) просмотре в голову закрадывается мысль, что сценарий фильма внятно не прорабатывался, словно авторы не успели до конца продумать идею. Основная сюжетная линия — путешествие Мишель и Китса в Зону исключения и их противостояние корпорации — выстроена более-менее логично. В рамках начальных классов, разумеется. Но вот чего хотят злодеи в глобальном смысле – категорически непонятно. Что изменится, если технология нейрокастеров даст сбой? Восстания, голод, безработица? Так фильм не даёт на это намёков. Куча заплывших жиром людей выйдет из своих домов и поймёт, что пора идти на работу вместо дрона? Так то да, но фильм не касается этой темы. Отсюда бедность главного злодея кажется пустой.

-7

Главный антагонист, Итан Скейт (Стэнли Туччи, явно вдохновлённый образом Стива Джобса), кажется, не имеет чётких злодейских планов. Его цель – загнать людей в виртуальный мир – выглядит как некий каприз, нежели действительная угроза. В итоге сценарий держится на плаву, но сюжетные дыры и недодуманные моменты бросаются в глаза. А их там вагон. Ну и всякие досадные мелочи, типа связки ключей местного Хана Соло. Да, она создаёт комический эффект в паре сцен, но, после столь явного акцента, никак не срабатывает в финале. Было бы здорово, если бы это как-то помогло героям спастись в конце или получить доступ к чему-то важному. Но нет, просто штрих, на котором акцентировали внимание и забыли.

Впрочем, несмотря на ряд объективных претензий, на фоне огромного количества ещё более дрянных картин "Электрический штат" даже можно рекомендовать к одноразовому просмотру. А вот нового "Капитана Америку" нет. Динамика повествования поддерживается, а некоторые персонажи — особенно роботы — действительно запоминаются. Юмор Китса (Крис Пратт) и его робо-компаньона Германа работает большую часть времени. Дизайн роботов, от мелких деталей до крупных форм, выполнен с большим вниманием к этим самым деталям. Только вот у меня вопрос к авторам: почему робот, имеющий подвижные и прекрасно разработанные кистевые манипуляторы, то бишь руки, пытается жестами и намёками объяснять героине, кто он и что он? Не проще было написать? Хоть пальцем в пыли, хоть карандашом на бумаге? Но это мелочи. Если вы первоклассник, то о таком даже не задумываетесь.

-8

Итак, что мы имеем по итогу. Добрый, сентиментальный фильм, не выдерживающий никакой прямой критики. Отличные актёры, но абсолютно пустые персонажи. Внятная основная сюжетная линия, но очень странный, практически не работающий окружающий мир. Одним словом, фильм на вечерок – ок. А каковы ваши впечатления от увиденного? Давайте обсудим в комментариях!