Найти в Дзене
Затерянная кинопленка

Пахмутова согласилась написать музыку «только ради крупных планов с Олегом Ефремовым»: как снимали фильм «Три тополя на Плющихе»

Говоря про лучших режиссёров золотой эпохи советского кинематографа, вам на ум наверняка приходят фамилии имена таких режиссёров. как Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Марк Захаров, Игорь Масленников и других мастодонтов. Но среди этих действительно великих творцов, как мне кажется, особенно выделяется режиссёр Татьяна Лиознова – автор таких культовых фильмов, как «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся», «Евдокия» и других. За что я обожаю творчество Лиозновой, так это за разнообразие в каждом её проекте. Она умела снимать всё: от остросюжетного детектива о русском шпионе в Германии, до весьма милой и лёгкой истории о провинциальной девушке, приехавшей покорять столицу. Впрочем, в творчестве Татьяны Михайловны также прослеживается мотив тяжёлой женской судьбы и одним из ярчайших тому примеров – это её фильм «Три тополя на Плющихе» от 1968 года. В общем-то, сегодня мы поговорим об истории создания этого настоящего киношедевра своего времени. Леген
Оглавление

Говоря про лучших режиссёров золотой эпохи советского кинематографа, вам на ум наверняка приходят фамилии имена таких режиссёров. как Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Марк Захаров, Игорь Масленников и других мастодонтов.

Но среди этих действительно великих творцов, как мне кажется, особенно выделяется режиссёр Татьяна Лиознова – автор таких культовых фильмов, как «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся», «Евдокия» и других.

За что я обожаю творчество Лиозновой, так это за разнообразие в каждом её проекте. Она умела снимать всё: от остросюжетного детектива о русском шпионе в Германии, до весьма милой и лёгкой истории о провинциальной девушке, приехавшей покорять столицу.

Впрочем, в творчестве Татьяны Михайловны также прослеживается мотив тяжёлой женской судьбы и одним из ярчайших тому примеров – это её фильм «Три тополя на Плющихе» от 1968 года. В общем-то, сегодня мы поговорим об истории создания этого настоящего киношедевра своего времени.

Почему было трудно работать с Дорониной?

Легендарная советская актриса Татьяна Доронина, сыгравшую главную роль женщины Нюры, почти сразу дала своё согласие на участие в съёмках. Весьма интересно, что на прослушивании песни «Нежность» Татьяна не особо старалась получить роль, после того как узнала, что ей придётся сыграть самую настоящую колхозницу.

И тем не менее, по мнению Лиозновой, исполнение Дорониной было практически идеальным, поэтому, к удивлению самой актрисы, её тут же утвердили на роль.

-2

Вот только уже на площадке артистка, по словам Лиозновой, проявила свой достаточно непростой характер. Всё же не просто так Доронину называли «железной женщиной» – она умела стоять на своём, и даже Татьяну Михайловну, вопреки всем её принципам, заставила пойти на уступки.

Например, в сцене, когда Нюра приезжает на московский вокзал, по задумке режиссёра героиня должна была по дороге купить мороженное, выйдя на перрон. Был ли у этой сцены некий особый подтекст? Кто знает, но Доронина до последнего отказывалась снимать этот эпизод по одной простой причине – она не любила мороженое.

-3

«Только ради Ефремова!»

Как раз возвращаясь к ранее упомянутой песне «Нежность», звучащей в фильме: она была написана специально для «Три тополя на Плющихе» композитором Александрой Пахмутовой (за текстовую основу были взяты стихи Николая Добронравова и Сергея Гребенникова).

Но изначально Пахмутова отказывалась от просьбы Лиозновой, так как ей не особо понравился сценарий фильма. Почему же она изменила своё мнение? Потому что роль таксиста Саши согласился сыграть Олег Ефремов.

Несмотря на то, что он был крайне занятым человеком (кино, постановки в театре «Современник» и ещё много других обязанностей), Олег Николаевич всё же принял предложение Лиозновой. Когда Пахмутова отсмотрела уже отснятый материал – она согласилась со словами: «Только ради крупных планов с Олегом Ефремовым».

-4

Знаменитая «Волга»

Тот самый ГАЗ-21, или же просто «Волгу», на которой разъезжал таксист Саша можно назвать чуть ли не отдельным актёром. Дело в том, что конкретно это же авто вы могли видеть в таких легендарных кинокартинах, как «Бриллиантовая рука» от Гайдая и «Берегись автомобиля» от Рязанова. Сейчас эта же «Волга» занимает почётное место в музее «Мосфильма».

-5

Почему «Три тополя»?

Вы наверняка знаете, что фильм Лиозновой был основан на повести известного советского писателя Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Название улицы в фильме решили сменить по той причине, что тогда слово «Шаболовка» у советских граждан приобрело значение «телевизионный центр», а Татьяна Михайловна не хотела вызывать у зрителей ненужных ассоциаций с ТВ.

Так вот, возвращаемся к вопросу, почему у кафе такое странное название «Три тополя», если никаких тополей там на улице вообще нет?

-6

В оригинальной книге Борщаговского Александр действительно предлагал своей возлюбленной встретиться под тремя тополями «стайкой стоящими» на улице Шаболовке. Однако Нюра удивлённо спрашивает Сашу, мол, о каких трёх тополях идёт речь? Это название нового кафе что ли?

Да, в повести это была не более чем маленькая шутка, но специально для фильма были отстроены декорации в кафе «Три тополя». Увы, сейчас такого заведения на московской Плющихе нет, мне удалось найти разве что небольшую мастерскую по ремонту одежды с тем же названием.

Автор: Алексей Королёв

Спасибо за то, что дочитали эту статью до конца! Если вам понравилось, поддержите меня лайком и подпиской!