Найти в Дзене
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Проверка новых летних шин MP47, которые теперь называются Torero вместо Matador

Предсезонные тесты летних шин проводятся, как правило, осенью — в тех краях, где солнце еще греет достаточно, чтобы асфальт был теплым. В этот раз, летим в Азербайджан. Недолгий разговор с пограничниками, которые внимательно рассматривали мою непривычно бородатую физиономию. Короткий перегон на автобусе, и уже скоро оказываюсь в номере отеля, из которого открывается вид на нарочито внушительные архитектурные формы столицы Азербайджана, широко раскинувшейся на берегу Бакинской бухты Каспийского моря. Земля азербайджанского побережья буквально сочится нефтью, и хотя недавний, уже второй по счету нефтяной бум вроде бы миновал, центральная часть города, представляет из себя броское сочетание пальм, яхт, мрамора, гранита, и грандиозных форм из полированного известняка. Даже если у вас собственные представления о красоте, выглядит внушительно. Отель, в который нас заселили, открылся лишь пару лет назад, но у него уже любопытная история. Строительство 107-метрового здания началось еще в 2008

Предсезонные тесты летних шин проводятся, как правило, осенью — в тех краях, где солнце еще греет достаточно, чтобы асфальт был теплым. В этот раз, летим в Азербайджан. Недолгий разговор с пограничниками, которые внимательно рассматривали мою непривычно бородатую физиономию. Короткий перегон на автобусе, и уже скоро оказываюсь в номере отеля, из которого открывается вид на нарочито внушительные архитектурные формы столицы Азербайджана, широко раскинувшейся на берегу Бакинской бухты Каспийского моря.

Земля азербайджанского побережья буквально сочится нефтью, и хотя недавний, уже второй по счету нефтяной бум вроде бы миновал, центральная часть города, представляет из себя броское сочетание пальм, яхт, мрамора, гранита, и грандиозных форм из полированного известняка. Даже если у вас собственные представления о красоте, выглядит внушительно.

-2

Отель, в который нас заселили, открылся лишь пару лет назад, но у него уже любопытная история. Строительство 107-метрового здания началось еще в 2008 году компаниями местных влиятельных бизнесменов. В 2012 году в недостроенный проект вошла компания американского бизнесмена Дональда Трампа. Первая и единственная “башня Трампа” на территории СНГ должна была предложить взыскательным клиентам шикарные городские резиденции различных типов. Но стройка снова затягивалась. Когда в 2016 году Трамп пошел в президенты, связь с уважаемыми азербайджанскими коллегами ему оказалась излишней, и американская компания из проекта вышли. В итоге здание достроили, открыли и отель — но уже только в 2022 году. Утраченные во время простоя фрагменты панорамного остекления кое где до сих пор не восстановлены, хотя и номера, и сервис — на высоком уровне.

Долгая прогулка по хорошему хорошо знакомому старому городу, и длинной набережной — обратно к отелю.

-3
-4

Неожиданно, пришлось преодолевать пустыри и идти пару километров по натоптанной через газон тропке вдоль строительного забора. Навстречу попалась стая бродячих собак — к счастью, некрупных и спокойных. Похоже, неудавшаяся “башня Трампа” — для тех, кто не ходит пешком.

На следующее утро — то, за чем приехали. Проверка новых летних шин Torero в туристическом режиме, но с приличным общим пробегом — по 500 км в день. Марка Torero — “импортозамещенный” Matador. Шины выпускаются на заводе Gislaved в Калуге — там же, где и раньше, когда завод назывался Continental.

-5

Шинный гигант Cordiant, которому теперь принадлежит в том числе и этот завод, пока не заявляет об особых инновациях в линейке Torero. Но утверждается, что по рецептуре, техническим условиям и контролю качества, новые калужские шины полностью соответствуют моделям Matador, сохранены даже названия моделей (три летних шины, включая “злую” АТ MP72, которую я присмотрел на Рифтер, и одна зимняя).

Сделать хорошую шину среднего класса, пожалуй, сложнее, чем премиальную. Перед производителем стоит задача обеспечить не только хороший накат, но и приемлемое сцепление на мокрой дороге, невысокий уровень шума и долговечность. И при всем этом — уложиться в скромную себестоимость, как у российских и китайских конкурентов. Получилось ли у российских специалистов-шинников правильно применить европейские технологии и оборудование? На этот вопрос нам и предстояло найти ответ.

-6

Torero MP47 — летняя асимметричная шина, относящаяся к B-сегменту. Конструкция протектора — в точности как у оригинальных Matador MP47 Hectorra 3, заслуживших хорошие отзывы. Жесткие центральные блоки призваны обеспечить эффективную передачу тяговых и тормозных усилий, а также точные реакции на повороты руля. Четыре радиальные канавки отводят влагу из пятна контакта. Элементы, входящие в пятно контакта, спроектированы таким образом, чтобы удельное давление по ним распределялось равномерно для уменьшения износа протектора.

Индикаторы предельного износа протектора (до высоты 3 мм) расположены в центральных канавках. На боковине — информационный участок в виде спортивной машинки, на котором можно отметить исходное положение шины при шиномонтаже.

Причем тут спорт? На презентация прозвучало, что шины ориентированы на молодых водителей. Полагаю, скорее идет о доступности, нежели о спортивности. Насколько действительно хороши шины Torero MP47, нам предстояло выяснить в течение трёх ездовых дней по самым разным дорогам Азербайджана.

-7

В самой столице отметить что-либо сложно. Поток движется неспешно, много автомобилей и камер. Да и нарушать мы не планируем — даже на рекламную оклейку машины у нас есть разрешение в бардачке. Пробираемся в сторону окраины города. Постепенно жизнь за окнами становится всё менее гламурной, но более колоритной и уютной. В какой то момент дома и люди вокруг исчезают. Кругом — каменистая рыжая степь, на горизонте синеют далекие горы.

-8

Разрешенная скорость на магистралях Азербайджана — от 90 до 110 км/ч. Полиции полно. Движемся со скоростью около сотни. Прокатная Toyota Camry XV70 с двигателем 2,5 л и 6-ступенчатым автоматом — еще “дорест” с пробегом под 160 тысяч километров. Аналоговые шкалы панели с зеленой подсветкой, кирзовый пластик салона, крошечный экран мультимедийной системы. С точки зрения сегодняшних покупателей “китайцев”, автомобиль безнадежно устарел.

-9

Но как же здорово и плавно едет Camry, китайцам и не снилось. Кресла уютные, кайфово и тем, кто сзади. Плавность хода на высоте, в то же время автомобиль без задержки реагирует на повороты руля и с умеренной — на нажатие газа. Подвеска ласково и незаметно для пассажиров едва слышно общается со стыками дорожного полотна. После нескольких лет езды преимущественно на китайских автомобилях, от хорошего отвыкаешь. И некогда “овощная” Camry представляется автомобилем иного класса. Здесь всё говорит о комфорте, и шины этому не препятствуют. На скоростях чуть за сотню, в салоне Camry их даже не слышно.

-10

Неспешно катимся в сторону райцентра Шемахы. Дорога постепенно начинает набирать высоту, появляются первые повороты, которые мы проходим, не снижая скорости. Шасси Camry известно склонностью к недостаточной поворачиваемости, и снос, который можно перевести в легкое скольжение четырех колес, действительно наступает в пределе, но сам он — на 10-15 км/ч позже, чем я рассчитывал. При этом машина не вязнет в реакциях, и я точно понимаю насколько мне нужно распрямить руль, чтобы сохранить зацеп в скоростном вираже — и всё это без потери хода. В гору Camry с водителем двумя пассажирами и багажом набирает темп неохотно, как будто под капотом мотор от стиральной машинки. Турбомоторы, конечно, избаловали.

Зато на скоростной прямой — полный порядок. Автомобиль держит дорогу и точно откликается на команды водителя, без резкости, но понятно и прогнозируемо. Тесты на экстренное торможение, впрочем, решаю пропустить. Еще в первых поворотах стало ясно, что тормоза — точно не самая сильная сторона Camry. К тому же, колодки и диски на прокатной машине — очевидно, уже не оригинальные.

-11

Навигатор ведет нас на грунт — в село Нариманкенд, входящее в состав поселка Мараза. Как и часто бывает в горах, земля, скалы и постройки тут одного цвета — желтоватого известняка, главного местного строительного материала на протяжении веков.

-12

Клиренс нашей Camry очень скромный, так что не спешим. Тем более, что туман густой — не видно встречку. Особенность известнякового щебня — дорога не размокает, как глина или чернозём, но во время дождя становится очень скользкой. Протектор шин MP47 замыливается несильно, и по небольшим горкам едем вполне уверенно — не как на санках. А еще — очень нравится подвеска Camry, которая даже на каменистой грунтовке с комфортом несет пассажиров. Были же машины!

-13
-14

Главная местная достопримечательность — состоящая из двух залов “Пещера пророка”, выдолбленная в мягкой скале в стародавние времена — в средние века или даже раньше. Карабкаемся в пещеру по камням, пачкая ботинки и ладони. Впереди — манящая тьма. Не беда, ведь на голове у меня (по экспедиционной привычке) мощный фонарь – которым я тут же невольно ослепляю притаившегося в темном углу пещеры старца. Назначенный нашим гидом Алигейдар — сторонник версии древнего, религиозного смысла пещеры.

-15

Впрочем, его рассказ был скорее не об истории, а о тщетности ненужных мыслей. “Мы не о том думаем. Например, в три часа ночи, ищем в смартфоне, сколько зубов у кита. А в этом нет никакого смысла — нужно думать о себе, своем развитии, отдалившись от гаджетов”.

-16

Закончив речь, старец покинул пещеру, заглянул в смартфон, положил руки на кривой полированный деревянный посох и несколько минут смотрел вдаль, будто не замечая, что я его фотографирую.

-17

Едем дальше. В Шемахы привлекает своим масштабом величественная Джума-мечеть. Первая мечеть на этом месте была построена еще в 745 году, и затем не раз перестраивалась.

-18

Землетрясение 1902 года почти стерло строение с лица земли. Но к 1910 году оно было полностью восстановлено под руководством польского архитектора Иосифа Плошко — автора многих зданий в Баку эпохи нефтяного бума. В советское время мечеть не работала, и здание отремонтировали только в 1980 году. В 2010-2013 году комплекс вновь реконструировали, вернув Джума-мечети первоначальный облик и статус.

-19

Туман сгущается, и мы поднимаемся еще выше в горы. Здесь, в северо-восточной части Большого Кавказского хребта, во второй половине СССР была построена астрономическая обсерватория. Расположившаяся на горе Пиркули на высоте 1500 метров, обсерватория действовала как отдел Астрофизики в составе Института физики и математики Азербайджанской академии наук. На протяжении трех десятков лет, тут проводились различные научные исследования, использующие хромосферно-фотосферный солнечный телескоп, 200-мм фотоэлектрический телескоп, горизонтальный солнечный телескоп, телескопы АСТ-452, АЗТ-8 и построенный по спецзаказу в ГДР Цейсс-600.

-20

В независимом Азербайджане советское наследие не бросили, и в те же 2010-2013 годы Шемахинская астрофизическая обсерватория была реконструирована. Сейчас обсерватория действует как независимая организация. Всем желающим доступна возможность — приехать ночью, и посмотреть на звезды и планеты через тот самый Цейсс-600 1980 года, дополненный современной автоматикой.

Туристы тут бывают часто, но, конечно, не в плохую погоду — вот почему на парковке нас встречают милейшие, но очень голодные собаки. Отдаем им содержимое наших ланчбоксов — и псы съедают все, начиная от традиционного супа на закваске, кончая каждым зернышком консервированной кукурузы из овощного салата.

-21

Следующая точка маршрута — древнее горное поселение Лагич — не менее интересна, чем дорога к ней. Впервые эту трассу я увидел в 11 серии 3 сезона Grand Tour, и тогда эти петли асфальта сквозь высокие горы поразили меня своей суровой красотой.

-22

Несколько десятков километров узкого серпантина, с волнистым, местами вздыбленными полуметровыми складками дорожного полотна. Кое-где асфальт нет вовсе. С одной стороны — камни и гора, с другой — высокий обрыв.

-23

Поспешив, тут можно ушатать машину, либо на яме, либо на кочке, либо поскользнувшись на свежей коровьей лепёшке в крутом повороте. Вместе с тем, есть и ровные участки, с хорошо просматриваемыми поворотами. Решаю прибавить, и шины MP47 показывают себя действительно хорошо в быстрой траекторной езде. Повороты все не кончаются.

-24
-25

А если, еще быстрее? Под газ и небольшое контрсмещение, автомобиль можно качнуть и довернуть, поскальзываясь из одного виража в другой под скрип сначала передних, а потом и задних шин. Снос в пределе неминуем, но он развивается плавно и хорошо прогнозируется. Конечно, с места водителя, получающего драйверский фан на Toyota Camry, как бы странно это ни звучало.

У моих пассажиров в лице основателя и руководителя телеканала “Точка отрыва” Севы Кущинского и его оператора Виталика в этот момент было совсем другое мнение, которое они поспешили мне высказать, и с их доводами я в целом согласился (а позже еще и принес публичные извинения за неоправданно быстрый темп).

Сева Кущинский
Сева Кущинский
-27

Сбавляю ход, и понимаю, что это очень своевременное решение — при подходе к новому повороту тормоза уже устали настолько, что нажатие на педаль не вызывало заметного замедления, и в салоне слегка запахло перегретыми колодками. И это при том, что везде, где можно, я экономил тормоза, замедлялся двигателем, используя достаточно честный ручной режим АКП (китайцы так, опять же, почему-то до сих пор не умеют). Остановка на перекур и фотки верблюдов. Через 10 с горы спускаются коллеги, которых мы обогнали минут за 10 до остановки. Тормоза на такой же Camry отчаянно дымятся…

-28

Лагич (Лахыч) расположен на склонах Ниальского хребта, на высоком левом берегу реки Гирдман (Гирдыманчай). Основанное еще в 12 веке татское поселение славится своим медным и оружейным промыслом. Несмотря на ущерб от множественных землетрясений, Лагич сохранил свой исторический облик.

-29
-30
-31

Еще в 1981 году Совет Министров Азербайджанской ССР объявил поселок историко-культурным заповедником, включающим 93 строения, в том числе — 71 частный дом. Туристы тут частые гости, но на облике села это практически не сказалось. Самое время для сытного обеда — затем, конечно, немного прогуляться, зарядившись энергией мощного чая из местных трав.

После горных тестов оцениваю состояние шин. Плечевые зоны потерты, но, как ни странно, без серьезного для них ущерба.

-32

После Лагича за руль садится Сева — и ему достается ночная дорога до горного курорта Габала. До выезда на асфальт — мокрый, грязный, скользкий грунтовый участок длиной в 20 км. Здесь, конечно, об асфальтовом зацепе говорить не приходится — достаточно небольшого перекрута руля в крутом повороте, чтобы начинался снос. Но, опять же, потеря сцепления наступает плавно и чувствуется водителем. Ты просто понимаешь, что быстрее ехать не надо. Аналогичная история — на глубоких лужах. Аквапланирование наступает, но, по моим ощущениям, точно не раньше, чем на других популярных “середнячках”.

Выезжаем на асфальт, впереди — ужин и экскурсия по винодельне, основанной в 2007 году местными бизнесменами в долине Савалан. Виноградники площадью в 360 гектаров раскинулись по обе стороны реки Турианчай. Проект масштабный, целиком построенный на европейских технологиях — дорогое оборудование, гигантские дубовые бочки. Производством руководят итальянские специалисты.

-33

Вина, впрочем, на европейские не похожи, но создать вино мирового класса — это процесс, к которому нельзя прийти быстро. Зато местная граппа вопросов не вызывает — тут главное, не переборщить, ведь завтра за руль.

Горный курорт Габала — один из самых успешных азербайджанских мега-проектов. Зимой тут можно кататься на лыжах, благо, склоны оборудованы современными системами искусственного снегообразования. В любое время года тут можно подняться над облаками в гондоле современной канатной дороги, что мы с Vayzunoff и Agureev-ivan и решили осуществить, “скипнув” экскурсию по достопримечательностям города Шеки, на которую отправилась вся группа. Что тут скажешь, горы — это всегда красиво.

-34
-35

Движение по региональным трассам Азербайджана куда менее дисциплинированно, чем на магистралях. Камер тут меньше, и, несмотря на обилие полиции (за два часа от Габалы до Шеки мы встретили 24 экипажа!), местные жители позволяют себе мчать гораздо быстрее разрешенного. Коллега за рулем отмечает неплохую траекторную стабильность, пассажиры — акустический комфорт.

-36

Финальная остановка на пути в Баку — на еще одном семейном предприятии. Некогда это был советский совхоз, производивший консервированные соки; в двухтысячных годах предприятие было выкуплено внуком первого директора, разбогатевшим на торговле нефтяными трубами. Бывший совхоз пережил второе рождение. Ухоженные плантации граната и других фруктовых деревьев цветут и пахнут с новой силой, производится не только вкусные соки, но также и минеральная вода, и интересная гранатовая водка.

-37
-38

Вечером возвращаемся к нескромной роскоши Баку. Дом-музей братьев Нобелей — одних из главных героев первого нефтяного бума Баку — наполненный артефактами шикарный особняк, в без строгого костюма я чувствую себя неуютно.

-39
-40

С ужина оказываюсь в гостинице уже за полночь. Роскошью центрального отеля насладится не успеваю — уже в 4:30 утра раздается телефонный звонок. “Господин Ачкасов доброе утро! В лобби вас ожидает господин Ракитин”. Двух бородатых новоявленных господ уже ждет таксист на немолодом американский седан, чтобы по пустому предрассветному городу домчать до аэропорта. Из старого терминала — прямой двухчасовой рейс до Сочи, где на парковке нас ожидала черная Lada Aura с водителем. Но это уже совсем другая история.

Подведем итог. Путешествие по Азербайджану удалось. Было приятно освежить рецепторы драйва и комфорта с добротным японским седаном, да и новые российские шины не разочаровали. Torero MP47 — сбалансированный продукт среднего класса, который вполне можно использовать хоть на личном, хоть на корпоративном транспорте, не опасаясь неприятных неожиданностей в ездовых свойствах. Если контроль качества и рецептура будет сохраняться на европейском уровне — неплохой вариант для повседневной эксплуатации, по совокупности свойств напоминающий популярные шины Cordiant Gravity или Ikon Character Eco (Nordman SX3). Только инструментальные тесты на полигоне помогут установить, кто из них лучше. В любом случае, шины Torero — новая альтернатива “с европейскими корнями”, и пока это выглядит привлекательнее недорогих китайских шин.

Теперь вам слово, уважаемые читатели! Какие летние шины планируете поставить в этом сезоне? И когда запланировали переобувку? Делитесь мнениями, дополняйте в комментариях!