Найти в Дзене

Знаменитый дом на ул. Пушкинской с эркерами. «ТРАМВАЙЩИК» - ЖИЛОЙ КВАРТАЛ РАБОЧЕГО КООПЕРАТИВА: история и современность

Дореволюционный Ростов славился красивыми фасадами зданий, но за ними скрывались тесные дворы-колодцы. Владельцы доходных домов экономили на пространстве, застраивая до 90% площади участков. В 1920-е годы подход изменился: на смену прибыли пришла забота о людях. Новые власти заговорили о светлом будущем, где даже рабочий класс будет жить не в казармах, а среди зелени и просторных дворов, где жители могли отдыхать и общаться. Яркий пример такого подхода — жилой квартал «Трамвайщик» на улице Пушкинской. Квартал расположился в историческом центре Ростова между Крепостным и Нахичеванским переулками, Пушкинской улицей и новой улицей у Психоневрологической клиники. Это одна из первых крупных построек города после революции. Автор проекта (1925г.) — архитектор Леонид Федорович Эберг, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на революционные изменения, в его работе чувствуется влияние дореволюционной неоклассики. Вместо того чтобы сломать прошлое, он его переосмысли

Дореволюционный Ростов славился красивыми фасадами зданий, но за ними скрывались тесные дворы-колодцы. Владельцы доходных домов экономили на пространстве, застраивая до 90% площади участков. В 1920-е годы подход изменился: на смену прибыли пришла забота о людях. Новые власти заговорили о светлом будущем, где даже рабочий класс будет жить не в казармах, а среди зелени и просторных дворов, где жители могли отдыхать и общаться. Яркий пример такого подхода — жилой квартал «Трамвайщик» на улице Пушкинской.

Строительство квартала трамвайщиков. 1925 г.
Строительство квартала трамвайщиков. 1925 г.

Квартал расположился в историческом центре Ростова между Крепостным и Нахичеванским переулками, Пушкинской улицей и новой улицей у Психоневрологической клиники. Это одна из первых крупных построек города после революции. Автор проекта (1925г.) — архитектор Леонид Федорович Эберг, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на революционные изменения, в его работе чувствуется влияние дореволюционной неоклассики. Вместо того чтобы сломать прошлое, он его переосмыслил.

Л.Ф. Эберг
Л.Ф. Эберг

Его квартал — словно коллекция миниатюрных особняков, выстроенных в линию. Каждый дом отделен от соседа, но не забором, а проходами, которые сейчас, впрочем, закрыты. Это еще не советский конструктивизм с его голой функциональностью — здесь чувствуется память о модерне, о тех временах, когда архитектура была искусством, а не ремеслом.

-4

Главная идея проекта — «разуплотнение». Вместо типичных тесных дворов Эберг создал обширное озелененное пространство внутри квартала, вдохновляясь концепцией «города-сада». Однако планировка осталась традиционной:

  • По периметру — жилые дома.
  • Фасады, выходящие на улицу, — парадные, с декором (Пушкинская являлась престижной улицей-бульваром).
  • Окна жилых комнат обращены на улицу, а кухни и подсобные помещения — во двор.
  • Этажность варьируется: 3 этажа на Пушкинской, 2 этажа в переулках.
-5

Почему квартал напоминает особняк?

Главная хитрость Эберга — игра с масштабом. Он использовал необычный прием. Леонид Федорович «тиражировал» элементы особняков, создав из них единый ансамбль. Подойдите к кварталу со стороны Пушкинской и вы увидите не набор домов, а единый фасад длиной в два футбольных поля. Центр отмечен трехэтажным ризалитом с эркерами, массивными карнизами и круглыми окнами, напоминающими иллюминаторы. Всё отсылает к дореволюционным особнякам. Дома стоят близко, но не сливаются, образуя ритм. Слева и справа симметрично расходятся корпуса. Центральная часть комплекса выше и выделена как композиционный центр.

-6

Парадокс двора: красиво снаружи, практично внутри
Несмотря на просторный двор, он остался «задним двором»: окна кухонь и кладовых смотрят в зелёную зону. Дворовые стены — простые, декор сосредоточен на уличных фасадах. И даже без заборов и частных участков двор воспринимается как второстепенное пространство. Двор, который в проекте называли «садом», сегодня представляет из себя странное пространство между прошлым и настоящим. Когда-то здесь планировали разбить клумбы и поставить скамейки, но вместо этого выросли гаражи из профнастила, а на стенах расцвели граффити. Окна кухонь, выходящие во двор, упрятаны за решетками, а балконы украшены развешанным бельем. И все же, если присмотреться, можно уловить следы замысла: где-то герань в горшках лезет из окон, а где-то в углу сохранилась чугунная решетка с завитками — последний свидетель 1920-х.

-7

Как квартал изменился сегодня?

Парадокс этого места в том, что его гениальность стала его проклятием. Эберг создал квартал-особняк, где каждая деталь работала на образ. Но когда в 2014 году начался «капитальный ремонт», винтажные деревянные двери заменили на типовые металлические, уникальные исторические окна с расстекловкой уступили место металлопластиковым коробкам, балконы перестроены без учета стиля, а фасады заклеили вывесками магазинов. Теперь дом напоминает старую актрису, которую нарядили в дешевый парик. Местные жители ворчат, что раньше было уютнее, но признают: даже с потерей деталей здесь по-прежнему лучше, чем в безликих новостройках.

-8

Прогуливаясь сегодня по кварталу, ловишь себя на мысли, что Эберг предвидел это противоречие. Его дома, лишенные частных дворов, должны были воспитывать общность. Но люди, как всегда, внесли свои коррективы. Когда я делал фотографии для этой статьи, я увидел как у одного подъезда две женщины ухаживали за ёлочками на газоне, а у другого — молодежь ругалась из-за парковки. Двор одновременно и общий, и ничей, как школьный после уроков.

Фрагмент уличного фасада. 90-е
Фрагмент уличного фасада. 90-е

«Здесь тихо и зелено, но ремонт всё испортил», — жалуется местная жительница Мария. «Раньше окна были деревянные, с форточками — теперь как в новостройке», — добавляет её сосед.

-10

Что думают эксперты?

Архитекторы до сих пор спорят о наследии «Трамвайщика». Одни видят в нем неудачный гибрид, другие — гениальный переход от имперского Ростова к советскому. С одной стороны здесь продуманная планировка и сочетание функциональности и эстетики, с другой - двор, несмотря на размеры, так и остался технической зоной, а не общественным пространством. Но для тех, кто здесь живет, это просто дом. Дом с трещинами на стенах, с шумом прохожих за окном, с запахом сирени весной и скрипом снега под ногами зимой. Дом, который продолжает сопротивляться времени, напоминая, что даже утопии могут стать уютными, если в них поселится жизнь.

-11

Сохранить бы то, что осталось
Квартал «Трамвайщик» — уникальный пример переходной архитектуры. Он показывает, как революционные идеи сталкивались с традициями, создавая нечто новое. Сегодня его судьба зависит от нас: вернётся ли исторический облик или стандартные ремонты окончательно сотрут память о замысле Эберга.

Фото сделано в 40-х годах
Фото сделано в 40-х годах