Найти в Дзене
Алексей Горин

Капран

Мужчина неторопливо сложил продукты в пакет, расплатился, и направился к выходу. Стоящая в ожидании очереди женщина подошла к кассе. Дождавшись, когда дверь магазина закроется, она спросила у продавщицы: - Что за мужик? Приезжий? - Да ну, это ж Сергеич, ну как его там, Пал Сергеич, вроде. Лет десять уже на Берёзовой живёт, кабы не поболе. - Не видала такого. - Конечно. Дома сидит, только в магазин изредка выходит. Живёт один, друзей нет. Сосед Витька, правда, приходит к нему изредка. Так он мне про него и рассказывает, когда очередную бутылку в долг выпрашивает. - Интересный старик. - Да какой старик? Это он выглядит лет на восемьдесят. А так-то помоложе нас с тобой будет. Мужчина поправил на себе камуфляжную куртку и переложил в левую руку тяжёлый пакет. Большой, лохматый, но тщательно вычесанный, дворовый пёс поднялся с тротуара, глядя на хозяина. Сергеич взял в руку самодельный кожаный поводок, и, прихрамывая, направился вдоль улицы. Пёс шёл рядом, не обгоняя и не отставая, полность
Изображение сгенерировано при помощи нейросети Kandinsky на платформе Fusion Brain
Изображение сгенерировано при помощи нейросети Kandinsky на платформе Fusion Brain

Мужчина неторопливо сложил продукты в пакет, расплатился, и направился к выходу. Стоящая в ожидании очереди женщина подошла к кассе. Дождавшись, когда дверь магазина закроется, она спросила у продавщицы:

- Что за мужик? Приезжий?

- Да ну, это ж Сергеич, ну как его там, Пал Сергеич, вроде. Лет десять уже на Берёзовой живёт, кабы не поболе.

- Не видала такого.

- Конечно. Дома сидит, только в магазин изредка выходит. Живёт один, друзей нет. Сосед Витька, правда, приходит к нему изредка. Так он мне про него и рассказывает, когда очередную бутылку в долг выпрашивает.

- Интересный старик.

- Да какой старик? Это он выглядит лет на восемьдесят. А так-то помоложе нас с тобой будет.

Мужчина поправил на себе камуфляжную куртку и переложил в левую руку тяжёлый пакет. Большой, лохматый, но тщательно вычесанный, дворовый пёс поднялся с тротуара, глядя на хозяина. Сергеич взял в руку самодельный кожаный поводок, и, прихрамывая, направился вдоль улицы. Пёс шёл рядом, не обгоняя и не отставая, полностью игнорируя соседских кошек, настороженно посматривающих на него с высоты своих заборов. Завидев угрюмо вышагивающего седого человека и его солидного спутника, уличные собаки благоразумно переходили на другую сторону дороги, а редкие прохожие останавливались, пропуская, и здоровались, не получая ответа.

Возле калитки мужчина остановился. Немного повозился с замком и взялся за ручку.

- Извините, - окликнул его подошедший молодой парень.

Пёс зарычал. Негромко, но достаточно для того, чтобы посеять страх. Парень благоразумно остановился на безопасном расстоянии.

- Спокойно, Туман, - Сергеич натянул поводок и вопросительно посмотрел.

- Мы интернет проводим. Очень выгодные условия. Ещё и скидку организуем, пока здесь работаем. Уедем - дороже будет…

- У вас всё? – прервал его Сергеич, не дождался ответа, и вошёл во двор.

- Сергеич, Сергеич, погоди! – послышался запыхавшийся чей-то голос, и в калитку протиснулся сосед Витя. – Жена, понимаешь, уехала… Да уйми ты чёрта своего, а! Я тут взял кой-чего, посидим, а?

Витя продемонстрировал пакет со звякающим содержимым. Сергеич привязал Тумана и направился в дом.

- Помочь, понимаешь, сестре с огородом поехала, - выставляя на кухонный стол бутылку и банки с соленьями, рассказывал сосед, - а то ведь нужно и картошку выкопать, и всякие там кабачки с капустой…

- А ты что же? – доставая из шкафчика стопки, поинтересовался Сергеич.

- Что я? У меня ведь работа, хозяйство…

- Ясно.

Хозяин аккуратно расставил тарелки, переложил принесённые соседом соленья в вазочки, протёр стопки, разложил вилки. Витя нетерпеливо поглядывал на него, открывая бутылку. Наконец Сергеич закончил и сел. Витя налил с явным облегчением.

- Ну давай, что ли?

Он чокнулся, и, не дожидаясь Сергеича, опрокинул в рот содержимое, подцепил вилкой квашеной капусты и захрустел пережёвывая.

- А что, сестра её одна, что ли? – Сергеич отставил стопку.

- Не. Ну, в смысле, да. Муж уехал, одна осталась. И мать её, тёща моя, с ней тоже живёт. Детей нет. Так что помочь некому. А зима скоро. Так что вот.

- Муж-то надолго уехал?

- Да кто его знает. В Грузии сейчас. Работу ищет.

- А чем он занимался? Ну, профессия какая?

- Да хрен его… Мерчен… что-то там. В магазине, короче, типа грузчика.

- А кроме как в Грузии грузчики нигде не нужны, что ли?

- Ха-ха! Шутник ты, однако! Нужны, наверное. Да пришлось ему, понимаешь. А то в армию загребут. Про мобилизацию не слышал, что ли?

- И что? До такой степени не хочет служить, что аж в Грузию уехал? А ты что же?

- Дак я-то не прохожу по медицине. А он проходит.

- Повестка ему пришла? Он срочную по какой специальности проходил?

- Какая срочная? Не служил он. И повестки не было. Да когда будет – то поздно уже. Загребут и всё.

- Кому он там нужен… Без подготовки.

- Да ты что, Сергеич! - Витя налил и выпил, - У жены, вон, на работе, юрист тоже… Они его там прячут, чтобы не забрали.

- А юрист этот, тоже не служил?

- Ну, не знаю… Да что ты, служил, не служил. Говорю же – всех подряд, - Витя вновь потянулся за бутылкой. – На улице полиция останавливает и прямо в военкомат.

- То есть патрульный полиции подходит к любому человеку, не глядя на документы хватает и везёт в военкомат?

- Ну да… - не слишком уверенно проговорил Витя. – У знакомого, вон, дома пацан сидит уже месяц, не выходит.

- А ты точно про нашу страну рассказываешь?

- Ну ты чё! Я чё, по-твоему… - Витя взялся за бутылку.

- Подожди, уточню. Родственник твой уехал за границу, бросил мать и жену, чтобы свою Родину не защищать, так? У твоей жены на работе женщины юриста прячут, и знакомый парень этот твой за женскими спинами, чтобы их не послали Родину защищать, так? И при этом мобилизации они не подлежат, потому что не служили. Тебе, вообще, кто об этом рассказал?

- Да Сергеич! Так, не так… Рассказывал… Кто-то. Жена, наверное. А чё? Это их выбор.

- Ну да, ну да… У каждого есть выбор. У одних – стать героями, у других – предателями.

- Да чё ты того… Преда-ателями… - Витя долил в стопку остатки содержимого бутылки, с сожалением взглянув на неё. – Они, може, это… А не того… А я вот, не знаю…

- О-о, парень, давай-ка я тебя до дома провожу.

Витя тяжело поднялся, опираясь на стол и что-то несвязно бормоча себе под нос. Опираясь на Сергеича, он направился к выходу, периодически спотыкаясь и налетая на дверные косяки.

Проводив соседа, Сергеич неторопливо убрал остатки ужина, перемыл посуду и включил телевизор. Протёр задумчиво тарелки полотенцем, вполуха слушая последние новости, и прилёг на диван.

В небольшой комнатке горел приглушённый свет, создавая вместе со стенами, обитые мягким тёмным материалом, мрачноватую атмосферу. Сергеич, в куртке и джинсах вместо обычного камуфляжного костюма, сидел за столом, тяжело на него облокотившись.

Вошёл молодой человек в чёрном костюме и галстуке. Он отодвинул стул, скрипнув им по полу, и уселся напротив.

- Дежурный сказал, что вы просили о встрече.

Сергеич молча подвинул молодому человеку лист бумаги. Тот прочитал и удивлённо посмотрел на посетителя.

- С вами свяжутся. Номер телефона оставьте.

- Там всё написано, - Сергеич медленно поднялся и направился к выходу.

Сергеич сидел на автобусной остановке за деревней, привязав Тумана к ножке скамейки. Общественный транспорт не баловал жителей своим присутствием – только два раза в сутки появлялся, утром и вечером. Поэтому в дневное время здесь царило запустение.

Послышался звук мотора и шуршание шин по асфальту. Сергеич поднял голову и посмотрел на подъехавшую тёмную иномарку, водитель которой кивнул на пассажирское сиденье. Мужчина поднялся и сел в автомобиль под удивлённым собачьим взглядом. Машина отъехала, Туман разочарованно вздохнул, устроившись поуютнее.

Свернув в неприметный проезд, автомобиль остановился. Водитель повернулся к пассажиру.

- Информация о вас подтвердилась. Но, учитывая ваш возраст и состояние здоровья, мы не можем нагружать вас агентурной работой. Однако просим, чтобы вы передали ваш бесценный опыт нашим сотрудникам. Мы организуем занятия, подготовим помещение…

Туман поднял морду задолго до того, как машина подъехала к остановке. Забарабанив хвостом по деревянному настилу, он терпеливо ждал, когда откроется дверь подъехавшего автомобиля и выйдет хозяин.

- И ещё одно, - водитель остановил Сергеича, который взялся было за ручку двери, - с вами наш начальник хотел бы встретиться. Когда вам будет удобно?

- Зачем?

- Принести извинения. Понимаете, такой сумбур, бардак был в девяностых, что… Документы утеряны, многие уволились, кто вас знал, в том числе и ваши кураторы. Вот и пришлось столько лет вам…

- Это всё? – Сергеич открыл дверь, не дослушав.

- Да, - мужчина разочарованно кивнул. – Подождите, можно ещё вопрос? Почему вы решили оперативный псевдоним изменить? И что он означает – Капран?

- Перевал так называется. На Колыме.

Захлопнув дверцу, Сергеич посмотрел вслед отъехавшему автомобилю, потрепал по шее Тумана, взял в руку поводок, и, прихрамывая, направился в сторону деревни.