День третий. Ереван.
Мы выселились из гостиницы около 12.00. Выселялись без всякого плана. Рейс у нас ночной, нужно где-то чилить целый день. Оставили сумки в гостинице и пошли кататься на метро. Ну как кататься, просто проехать две остановки до центра, до площади Республики, и погулять там.
Ноги еще со вчерашнего болели, но мы все равно пошли пешком. Бродили по Северному проспекту. Слушали музыкантов. Добрели до оперного театра и сидели на скамейках, заряжаясь флюидами оперного искусства.
Потом снова пошли бродить без цели, купили клубнику «у бабушки», нашли фонтанчик и скамейку и решили перекусить. Не знаю, но в какой-то момент рядом с нами появился он – Ховик. Мужчина лет 60, он спрашивал, откуда мы, на сколько приехали и что уже успели посмотреть. Мы без всякой задней мысли стали рассказывать о себе. И в какой-то момент он предлагает съездить на экскурсию.
Да, он оказался местный гид. Очень колоритный армянский дедушка, располагающий к себе. Настолько располагающий, что мы, совершенно не планирующие ехать на экскурсию, вдруг неожиданно согласились.
– А можно с дроном полетать?
– Можно, Ховик обо всем договорится.
Я читала что-то поверхностно про храм Звартноц, но не углубилась подробно. Оказалось, что он построен в 7 веке. Это было сооружение 47 метров (как 17-этажный дом). Удивительно, что раньше не было таких технологий и все строилось вручную. Страшно представить, сколько людей погибло при возведении храма. По одной из версий с древнеармянского Звартноц означает храм бдящих ангелов.
Храм простоял не слишком долго. Он разрушился из-за сильного землетрясения. Всего столетие назад ученые откопали руины храмы, с тех пор удалось частично реконструировать первый ярус храма. Все что мы сейчас видим, оно и есть. Особенно красиво, когда видна гора вдалеке на фоне руин. Из-за яркого солнца горы были видны очень слабо, не удалось сделать кадр, как в пинтресте. Но впечатление от места осталось глубокое.
– Сюда приезжал Папа Римский и двадцать минут стоял в этом месте, – поделился Ховик с нами. – Просто молча стоял, почти неподвижно.
А стоял он над мощами святого Георгия. Они закрыты решеткой и находятся в основании храма. Мы тоже постояли, но ничего увидеть особенного там не получилось, мешала решетка.
Кстати, полетать там не удалось. Ховику не удалось договориться. Вернее, удалось с местным охранником. Но рядом зона аэропорта, Дрон не взлетел.
Зато удалось поснимать в другом месте. Храм Рипсиме. Дата постройки также принадлежит 7 веку нашей эры. Храм построен на том месте, где в 301 году была убита и похоронена Святая Рипсиме. Ховик почти плакал, когда рассказывал, что девушку закидали камнями насмерть. Мы прошли к ее мощам. Там внутри были свежие цветы, к святой каждый день приходят люди.
Потом мы были в современном храме, вернее, церковном комплексе в городе Эчмиадзин. Там и храм, и семинария и общежитие для студентов…
– Неее, какое это общежитие (читать обязательно с акцентом), – поправляет меня Ховик, – Здесь живут студенты, но условия там королевские, не общежитие это.
Мы попали в то время, когда было очень людно.
– Сейчас будет шествие священнослужителей, во главе с самым главным, – объяснил Ховик. – Можно поснимать. Будут красиво звонить в колокола, это подарок из Франции, какой звук!
Этот комплекс построен относительно недавно. На него «скинулись» армянские миллиардеры со всего мира. Там нельзя было снимать, но небольшой облет на дроне мы все-таки успели сделать.
И последней точкой нашей экскурсии стала Церковь Святой Гаянэ. Это тоже 7 век. Причем, храм практически не изменился с тех пор. Но когда мы подошли к воротам, там оказалось заперто.
– Эээ, дорогой джан. Пусти нас, нам только пофотографировать.
Оказалось, что место открыто для посетителей только до 18.00. Но «привратник» открыл ворота только для нас. Не знаю, как это он объяснил другим посетителям, которых после нас не пустил. Но просто наш Ховик договорился. Мы к концу поездки с ним разговорились и считали его «своим».
Мы обошли церковь вокруг, а муж облетел его на коптере (видео сделаю позже отдельным постом). До мурашек!
А на обратном пути мы даже увидели гору Арарат. Ховик попросил остановиться водителя и мы все поснимали.
Разговорились с Ховиком. Оказывается он экономист по образованию. Работал заведующим универмага в Ереване, когда тот был частью Советского союза. Когда тот распался, то все постепенно начало разваливаться. И универмаг через какое-то время тоже закрылся. До сих пор стоит и пустует. А Ховику пришлось искать что-то новое. И он ушел с головой в туризм. Столько уже историй, что книга хочет написать.
– Здоровья вам, – желает ему напоследок наша няняйка.
– Спасибо, я стараюсь, вот только спина болит после аварии. Ехали с экскурсией с девочками, какой-то наркоман без прав прямо на нас. Я увернулся, чтобы удар принять на себя. На девочках ни царапинки, а у меня травма спины. Цел остался, но спина беспокоит.
Он нас и на другие экскурсии звал. Но мы уже не поехали. Устали сильно. Возможно, мы еще ему напишем, как будем в Ереване. Как мы теперь без Ховика, который может договориться?