Найти в Дзене

12 запретов детства: Как родительские установки формируют нашу судьбу.

Часто слышу от людей один и тот же вопрос: «Почему я повторяю сценарии своих родителей?». Ответ кроется в «невидимых сценариях» — установках, заложенных в детстве. В 1976 году психотерапевты Мэри и Роберт Гулдинг в книге «Терапия нового решения» описали 12 родительских запретов, которые, как невидимые цепи, формируют нашу взрослую жизнь. Эти запреты — не злой умысел, а слепок родительских страхов, травм и культурных шаблонов. Давайте разберем их.  1. «Не будь. Не живи. Не существуй» Примеры: «Лучше бы тебя не было», «Из-за тебя одни проблемы».   Почему: Родители были слишком молоды и инфантильны. Ребенок стал конкурентом и обузой, мешающей им самим оставаться детьми. Родители, погруженные в депрессию или гнев, транслируют ребенку чувство ненужности. Часто это следствие их собственного опыта отвержения.   Последствия: Скрытое желание «исчезнуть», депрессия, суицидальные мысли, хроническое чувство стыда и вины за свое существование.   2. «Не будь собой. Лучше бы ты был другим» Примеры:

Часто слышу от людей один и тот же вопрос: «Почему я повторяю сценарии своих родителей?». Ответ кроется в «невидимых сценариях» — установках, заложенных в детстве. В 1976 году психотерапевты Мэри и Роберт Гулдинг в книге «Терапия нового решения» описали 12 родительских запретов, которые, как невидимые цепи, формируют нашу взрослую жизнь. Эти запреты — не злой умысел, а слепок родительских страхов, травм и культурных шаблонов. Давайте разберем их. 

-2

1. «Не будь. Не живи. Не существуй»

Примеры: «Лучше бы тебя не было», «Из-за тебя одни проблемы».  

Почему: Родители были слишком молоды и инфантильны. Ребенок стал конкурентом и обузой, мешающей им самим оставаться детьми. Родители, погруженные в депрессию или гнев, транслируют ребенку чувство ненужности. Часто это следствие их собственного опыта отвержения.  

Последствия: Скрытое желание «исчезнуть», депрессия, суицидальные мысли, хроническое чувство стыда и вины за свое существование.  

2. «Не будь собой. Лучше бы ты был другим»

Примеры: «Почему ты не такой, как сестра?», «Все дети, как дети, что с тобой не так?!»

Почему: Родители хотели, чтобы родился ребенок другого пола. Либо чтобы он был «таким же замечательным, как у знакомых, а не таким «ходячим недоразумением». Страх, что ребенок не впишется в социальные рамки. Родители проецируют на него свои несбывшиеся мечты.  

Последствия: Перфекционизм, потеря контакта с собственными желаниями, жизнь в маске.  Человеку часто стыдно за себя. Ему хочется быть похожим на кого-то другого.

3. «Не взрослей» 

Примеры: «Не делай то, что делают твои друзья (явно взрослеющие)». «Будь хорошим, послушным мальчиком», «Не думай об этом, тебе еще рано».

Почему: Родители боятся, что ребенок вырастет, уйдет от них и лишит их смысла жизни. Поэтому воспитывают его так, чтобы он подольше оставался инфантильным и несамостоятельным. Страх одиночества или зависть к молодости. Ребенок становится «эмоциональным партнером» родителя.  

Последствия: Инфантилизм, страх ответственности, саботаж карьеры или отношений.  

-3

4. «Не думай»

Примеры: «Не умничай», 

«Тоже мне нашелся грамотей». 

Родителям очень трудно решать жизненные проблемы. Необходимость постоянно думать их угнетает.

Поэтому собственный «слишком умный» ребенок их раздражает, и они высмеивают его, когда он пытается о чем-то рассуждать.

Родитель боится потерять контроль или чувствует интеллектуальную угрозу.  

Последствия: Неуверенность в своих решениях, зависимость от чужого мнения, избегание сложных задач.  Человек, как правило, теряется перед лицом проблем или сокрушается по поводу них - вместо того, чтобы искать решение.

5. «Не чувствуй» ? Чувствуй, но не показывай это).

Примеры: «Не реви из-за ерунды/Нашел из-за чего плакать», «Злиться — стыдно», «Мальчики не плачут».

Почему: Родители сами подавляют свои чувства и добиваются того же от ребенка. Либо запрещают отдельные конкретные чувства. Либо требуют, чтобы он чувствовал то же, что и они: «Нам холодно, пойди надень свитер». Неумение родителей справляться с эмоциями. Эмоции ребенка вызывают у них панику.  

Последствия: психосоматические заболевания (мигрени, нарушение работы ЖКТ), психоэмоциональные расстройства, связанные с постоянным сдерживанием чувств (например, пищевые расстройства, зависимости, депрессия, психозы, взрывная агрессия «на ровном месте».)

6. «Не достигай», «Не выделяйся».

Примеры: «Ничего хорошего из этого не выйдет» «Мы не миллионеры», «Ты все делаешь неправильно», «Надо быть скромнее», «На тебя же все смотрят».

Почему: Страх, что успех ребенка отдалит его от семьи, или зависть.  Родители завидуют успехам ребенка и пытаются сделать так, чтобы их было как можно меньше. А те, что есть, пытаются принизить. 

Последствия: Самоограничение, страх успеха, выбор посредственности даже при наличии таланта.  Человек старательно работает, чтобы достигнуть успеха. Но в последний момент случается что-нибудь «непредвиденное», сводящее на нет все усилия.

Например, человек может проспать важную встречу, запаниковать и не прийти, забыть вовремя сдать важную работу.

-4

7. «Не связывайся, не водись с ними»( не принадлежи)»

Примеры: «Мы — особенные», «Другие люди опасны».

Почему: Травма у родителей или гиперопека. Родители считают своего ребенка исключительным либо в положительном, либо отрицательном смысле, поэтому регулярно говорят, что он замкнутый, трудный или не такой, как все дети.

Последствия: Одиночество, трудности в построении близости, бегство в виртуальные миры. Человек чувствует себя чужим в любых группах. Часто выглядит нелюдимым и необщительным.

8. «Не будь близким», «Не верь им»

Примеры: «Доверять можно только семье», «Любовь — это боль».  

Почему: Родители всячески избегают физических контактов друг с другом либо отказывают ребенку в ласке, ведут себя отстраненно. Как вариант, проблема может возникнуть после внезапного ухода или смерти одного из родителей. Непрожитые измены или предательства в родительской истории.  

Последствия: Страх интимности, холодность в отношениях, бессознательный выбор недоступных партнеров. Человек может быть патологически подозрительным ко всем. Проверять на прочность даже дружбу. А если она в итоге разрушается, говорить: «Я так и знал, что меня предадут!»

9. «Не будь здоровым / Не будь психически здоров (счастлив)»

Примеры: «Отстань» «Мне некогда», «Не мешай».

Почему: Родители проявляют к ребенку внимание лишь тогда, когда ситуация вынуждает их это делать. Например, он болеет или ведет себя неадекватно и на него жалуются. Все остальное время они очень заняты другими делами. Родитель идентифицирует ребенка с собой («Я болел — и ты будешь»).  

Последствия: Привычка к страданию, игнорирование тела, саботаж радости.  Человек часто болеет, испытывает мелкие недомогания, совершает странные поступки. Тем самым привлекает к себе всеобщее внимание и сочувствие.

-5

10. «Не будь значимым»

Примеры: « Не высовывайся»,«Твое мнение никого не интересует», «Вырастешь - узнаешь» , «Не лезь ко мне», «Не проси ни о чем». 

Почему: Авторитарный стиль воспитания, где ребенок — «фон» для родителя.  Родителям неинтересны потребности ребенка. Они готовы его терпеть его до тех пор, пока он сидит

смирно и не докучает им, – о чем ребенку регулярно сообщают.

Последствия: Неумение отстаивать границы, заниженная самооценка, страх публичных выступлений.  

11. «Не делай»

Примеры: «У тебя не получится», «Дай, я сделаю», «У тебя руки не из того места растут».

Почему: Гиперопека или страх, что ребенок превзойдет родителя.  

Последствия: Прокрастинация, страх ошибок, зависимость от чужой помощи.  Человек панически боится быть ведущим. «Проглатывает» язык, когда его просят выступить на собрании.

На работе хорошо чувствует себя только в роли подчиненного. 

-6

12. «Не будь ребенком»

Примеры: «Веди себя как взрослый», «Хватит бегать», «Хватит смеяться», «Ты уже большой, чтобы...», «Ты — моя опора».  

Почему: Родители не желают нести ответственность за ребенка. Хотят, чтобы он поскорее вырос. Им

не нравится его детское поведение. Родитель перекладывает на ребенка роль «спасателя или друга»  в своих проблемах.  

Последствия: Потеря спонтанности, неумение играть, эмоциональное выгорание.  Человек ведет себя скованно на вечеринках и в других

ситуациях взрослого досуга. Он не умеет веселиться.

Почему мы повторяем эти сценарии?

По словам Гулдингов, запреты — это не слова, а эмоциональные послания, которые ребенок «считывает» до 7 лет. Мозг запоминает их как правила выживания: «Если я буду тихим, мама не будет кричать». Во взрослой жизни эти паттерны включаются автоматически, как старая пластинка.  

Запреты — не приговор, а призыв к работе над собой. Как писал Юнг: «До тех пор, пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет управлять вашей жизнью, а вы будете называть это судьбой».  

P.S. Если вы узнали в этих запретах себя — поздравляю. Это первый шаг к тому, чтобы перестать быть марионеткой прошлого. Формируйте реалистичную картину будущего сегодня, чтобы ожидания не расходились с реальностью

завтра. Ваша жизнь — ваш сценарий. Переписывайте смело 👇🏻https://t.me/oleg_boldyrev_bot?start=int