Рассказ написан по истории, которой поделился Виталий Хохрин.
Встреча с загадочным незнакомцем на берегу таёжной реки состоялась в начале шестидесятых годов, возможно, в 62-м или 63-м году. Точная дата уже не помнится, столько лет прошло Но уверен, что на календаре была середина теплого июля. Мы, пацаны, дружной ватагой в шесть человек, возрастом от десяти до четырнадцати лет, в очередной раз отправились на речку порыбачить с ночевкой. От нашей таёжной деревни до берега было чуть более пяти километров.
Днем стояла хорошая безветренная погода, небо было ясное, чистое. Поначалу рыбалка задалась, но потом, где-то через пару часов, как отрезало. Рыба не ловилась ни на удочки, ни на донки, не клевала ни на червя, ни на живца. Даже верша, поставленная в небольшой тихой заводи, оказалась пустой. Решили, поутру, на рассвете наверстаем свое, наловим сколько надо.
Когда начали густеть сумерки, стали обустраиваться для ночлега, на песчаном берегу недалеко от уреза воды решили развести костер. По берегам лежали целые кучи сцепившихся брёвен, оставшихся после молевого сплава стволов срубленной древесины. В те времена в верховьях таёжной реки шла активная лесозаготовка, лесорубы брёвна россыпью, без увязки их в плоты, сплавляли вниз по течению и потом собирали в конечной, нижней точке сплава. Вот часть этих брёвен и прибивало к берегу. Да и прочего горючего мусора, хвороста хватало.
Мы дружно вытащили из воды, выкатили повыше на берег два ствола, выровняли так, чтобы лежали параллельно друг другу, и между ними развели костер. Над огнем устроили два котелка: в одном готовили наваристую ушицу, во втором воду кипятили для чая. Также выкопали ямку, отгребли в нее угли, да поместили в них картошку запекаться.
Ночка темная, безлунная была. На всю округу не видать ни одного огонька ни на небе, ни на земле. Только наш одинокий костер пылал, вырывая из густой тьмы освещенное пространство радиусом метров десять. Тишина стояла такая, что сквозь потрескивание дров было слышно, как вода в реке плещется, да иногда в тайге раздаются душераздирающие крики совы-неясыти.
Сидели на бревнах возле костра, рассказывали разные истории, кто во что горазд. Вдруг где-то рядом раздался пронзительный крик ночной птицы, мы вздрогнули от неожиданности, и в этот момент из темноты со стороны леса вышел незнакомый человек. Да не как обычно люди к костру подходят, постепенно проявляясь в освещенном круге, а появился внезапно, подойдя на близкое расстояние совершенно незамеченным. Нам всем показалось, вот его еще нет, мгновение, и вот он стоит рядом с нами.
Не говоря ни слова, незваный гость уселся на бревно и стал пристально смотреть на пляшущие языки пламени, не обращая на нас никакого внимания. А мы, притихнув, смотрели на него, не зная, как поступить, что делать. Лишь между собой недоуменно переглядывались. Минут десять висело тягостное молчание. За это время хорошо разглядели незнакомца, который, усевшись на бревне, замер в одном положении и потом совершенно не шевелился. Даже не моргал, казалось, что и не дышит, словно статуя неживая.
Очень странный это был человек: бородатый мужчина невысокого роста, кряжистый, неопределенного возраста, можно было дать и сорок и семьдесят лет. Волосы черные, какие-то неживые и всклокоченные, черты лица грубые, будто вырублены в сухом дереве, кожа лица задубевшая, темная, с резкими, глубокими складками, морщинами. Поразили кисти рук, очень большие, массивные, широкие ладони, с узловатыми суставами на пальцах. Темная кожа покрыта завитками густых волос. Ногти длинные, грязные. Зрачки черные и такие большие, что не было видно радужки. Взгляд какой-то неестественный — застывший, тусклый, но пронзительный, колючий. Огонь в его глазах отражался, но виден был словно через полупрозрачную пленку.
Наряд на незнакомце тоже был весьма необычный, непонятная одежда, будто не из ткани, а из грязного войлока или короткой овчины, в которой он долгое время лежал на земле, и к ней прицепилось множество еловых иголок, мелкой коры, мха.
После долгой молчаливой паузы, за которую мы измаялись, и даже перенервничали, незнакомец наконец-то оторвал свой взгляд от огня, поднял голову и посмотрел на каждого из нас в отдельности. Затем встал и, глядя поверх наших голов, хриплым голосом, глухо произнес: «Идите домой, иначе насмерть замерзнете». Развернулся, сделал два шага и тут же исчез, будто растворился в ночи.
Как только незнакомец исчез, мы начали обсуждать, кто бы это мог быть и как нам следует поступить. Этого мужика никто из нас никогда не видел, значит не местный, своих то мы всех знали. Вокруг на десятки километров безлюдная тайга, местами непроходимая, в ней вполне долгое время может скрываться незамеченным какой-то чудаковатый отшельник. Мы знали, что на некоторых лесоповалах используют осужденных, и слышали о случаях их побегов. А уж поймали всех беглецов или нет, нам-то не известно. Вот по началу и решили, может, это один из беглых. Ничего плохого нам не сделал, но зачем-то выпроваживает с реки. Здесь-то возле костра тепло, светло, а домой то придется идти по непроглядной тьме, может на дороге нас будет ждать засада? В общем решили остаться на реке, поужинать, да не спать, а утро, как известно, вечера мудренее.
Тут самый старший из нас решил отойти по нужде, но, сделав несколько шагов, вернулся. Запалил факел из хвороста и стал светить себе под ноги, а потом позвал нас и взволнованно сказал: «Смотрите, пацаны, а следов-то чужака на песке нет. Только наши».
Мы изучили берег и действительно не нашли следов странного ночного гостя. Словно он перемещался по воздуху, или был без тела. И, признаюсь, нам стало страшно, очень. А тут стремительно стало холодать. Мы бросились к костру, чтобы согреться. Под утро вообще ударил мороз, повалил густой снег. И мы, чтобы не замерзнуть, бежали домой под этим непрекращающимся снегопадом. А до деревни было километров пять, не меньше. Конечно, о случившемся родным рассказали, ничего не утаивая. Взрослые не согласились с версией о беглом, говорили, что это, скорее всего был леший. Но нам то в школе говорили, что леших не бывает. Или, может, они все-таки есть?
Рекомендую прочитать рассказы«Тёмной ночью возле брода. Страшная история» или «Ночь дикого страха или То, что пугает в таёжной глуши»
Написал Евгений Павлов-Сибиряк, автор книг - Преодолевая страх, Невероятная мистика. Приобрести книги со скидкой 10 % вы можете ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Послушайте рассказы -ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ