Невозможно не заметить проникновение искусственного интеллекта (ИИ) уже почти во все сферы нашей жизни. Во всем мире юристы спорят, можно ли считать его творцом-автором со всеми вытекающими последствиями. Хотя кажется рискованным, если ИИ признают субъектом права («электронное лицо»), - как он будет отвечать за свои действия. В этом варианте вполне возможна полная безответственность, что чревато и страшновато.
Но пока большинство воспринимает ИИ как инструмент, на котором в большей или меньшей мере «играет» человек, аналогично музыкальным инструментам или фотоаппарату. Хотя специалисты уже признают существование двух видов произведений: созданные человеком при помощи ИИ и созданные ИИ автономно. О работах же, созданных с использованием ИИ, часто пишут так, что требуется перевод с русского на русский. Представляется, наукообразность вовсе не означает, что невозможно объяснить попроще.
Миллионы людей занялись созданием картинок, используя различные программы.
Есть уже и знаковые имена художников, по-разному творящих в сотрудничестве с ИИ. У ряда из них (например, Рефик Анадол, Анна Ридлер, Марио Клингеманн, Джейк Элвейс) в результате получаются объемные, сложные и эффектные интерактивные инсталляции и цифровые картины, как правило, созданные с помощью заданной программы (интерпретации, преобразования – такие термины больше творцам нравятся), у других – картины на холсте, созданные с помощью роботов (например, Согвен Чун), или без помощи роботов (Линда Дуния) – после «обучения» сетей какому-то направлению живописи, есть работы, создающиеся в режиме реального времени и тп и тд.
Полагают, что первым создал с помощью ИИ публичное произведение искусства американец турецкого происхождения Рефик Анадол, родившийся в Стамбуле в 1985 году, в семье учителей. На его сайте написано, что он «пионер в области эстетики данных и машинного интеллекта». Рефик рано увлекся видеоиграми, и неоднократно подчеркивалось, что он уже с 8 лет самостоятельно освоил основы программирования.
Анадол создал собственную компанию – студию, которая объединила дизайнеров, архитекторов, других специалистов из 10 стран мира. Он также преподает на кафедре дизайна и медиаискусства Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Выставки его произведений на разные темы проходят по всему миру - в США, Корее, Италии, Испании, Нидерландах, Швейцарии, Японии... В России его работа была, похоже, только в 2019 году.
Анонс одной из выставок проекта «Machine Hallucinations» («Машинные галлюцинации») звучал так: «Что снится машине, увидевшей коллекцию музея современного искусства?» (2022-2023). Для создания этой инсталляции художник использовал работы коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) и способности ИИ «для интерпретации и преобразования коллекции MoMA». В результате однозначно сказать, что конкретно снилось машине, очень трудно. Но безусловно что-то эффектное. Автор инсталляции считает, что получилось альтернативное понимание современного искусства.
Альтернативный же взгляд на эту выставку представил известный американский критик Джерри Зальц: «В вестибюле МоМА стоит экран, излучающий непрерывный поток психоделической жижи и бактериальных сгустков... Все это выглядит как огромная лавовая лампа в стиле техно… Получаются интересные узоры, напоминающие оцифрованные версии картин Ван Гога, которые превращаются в картины, похожие на работы Моне, а затем в работы де Кунинга, Франкенталера, Ротко... Они перемежаются последовательностями, похожими на графики, диаграммы, волны и другие подобные объекты».
Анадол придумывает для своих иммерсивных (от англ. immersive – присутствие, погружение) мультисенсорных инсталляций на самые разные темы поэтические названия – например, еще одно действо называлось «Glacier Dreams» («Сны ледников», 2023).
Художник и его команда собрали с помощью ИИ массу данных и 85 млн. изображений ледников Исландии. Затем ИИ преобразовал их в движущееся нечто, представленное в помещении с отражающими полом и потолком, на стены которого проецировалось непрерывно движущееся изображение, похожее на извержение переливающейся разноцветными красками лавы), в сопровождении звуков и запахов, «поддерживающих атмосферу холода и свежести». По мнению автора, это является визуальным отображением изменений ледников Исландии.
Идея «Melting Memories» («Тающие воспоминания», 2018) пришла художнику, когда его родственнику диагностировали болезнь Альцгеймера. По словам художника для создания огромной инсталляции «использовались данные о нервных механизмах когнитивного контроля из ЭЭГ, которая измеряет изменения активности мозговых волн и дает доказательства того, каким образом мозг функционирует с течением времени». В исполнении ИИ похоже на волны океана, приливы, отливы, фантастические цветы – кому что почудится.
Визуально все эти действа чем-то похожи, хотя, возможно, все дело в том, что мы можем видеть их пока только в интернете).
Результаты работы авторов совместного с ИИ творчества совсем неплохо продаются. С 2019 года Sotheby’s проводит аукционы таких произведений, начиная с «Воспоминаний о прохожих» Марио Клингеманна, проданных более чем за 50 000 долларов.
В СМИ сообщалось, что «цифровая скульптура» Рефика Анадола из серии «Машинные галлюцинации: сны природы» была продана на NFT-маркетплейсе Open Sea за 300,6942 ETH (на момент продажи – это более 1 млн. 200 тыс. долларов США), а покупателю пришлось приобрести еще компьютер с 3D-сертификатом и специальное программное обеспечение.
В 2023 году в Амстердаме открылась первая галерея искусств ИИ, в которой представлены цифровые картины и интерактивные инсталляции по ценам от 3000 до 10 000 евро. Картины и инсталляции ИИ представлены во многих музеях мира.
Музей искусства, основанного на искусственном интеллекте, под названием Dataland, откроется в конце 2025 года в Лос-Анджелесе. Соучредителем выступил Рефик Анадол.
В Санк-Петербурге есть Музей «Арт и Факты»— первый в России, созданный в соавторстве с искусственным интеллектом. Есть проект такого музея в Москве (см. https://www.goldtrezzini.ru/nominees/ai_museum/)
Кто-то считает, что художники, которые пишут свои работы красками, исчезнут, или будут смотреться динозаврами, потому что отличить результат работы ИИ и «живого» художника будет невозможно. Хотя пока этого не происходит, по-моему.
Например, в 2024 году в Университете Майами прошла выставка «Обмани меня однажды», посвященная использованию ИИ в производстве визуального искусства.
На выставке были представлены рядом пары изображений одного и того же арт-объекта — одно, созданное человеком, и одно, сгенерированное ИИ, — и предлагалось зрителям решить, какое изображение к чему относится.
Пока все довольно очевидно, но как бы мы ко всем этим событиям ни относились, процесс идет очень быстро. Искусственный интеллект активно занялся творчеством, хотя пока трудно понять насколько самостоятельно.
Считается, что именно изобретение фотоаппарата подтолкнуло художников к уходу от реализма и поиску новых способов изображения окружающего и внутреннего мира и самовыражения, отсюда и появились всяческие «измы» - новые стили и направления. Похоже, в этом плане ИИ вне конкуренции, ни один абстракционист или представитель направления имп-арта (от англ. impossible — невозможный) не вообразит и не изобразит того, что сгенерирует машина.
Очень любопытно чем и как смогут ответить на вызов машинного искусства художники без использования ИИ. Возможно таковых не останется и/или написание таких картин станет лишь одним из хобби, а возможно в работах появится больше неуловимых для машины нюансов чувств, эмоций, впечатлений, синтеза искусств, возможно вновь захочется реальности и реального, а вокруг будут всяческие интерактивные эффекты …
Пока кажется, что лучше бы речь шла о сотрудничестве, а не замене или подмене творческих духовных исканий человека. Пусть ИИ помогает в атрибуции, реставрации, воссоздании утраченных произведений, обучении, обработке огромных объемов данных…
Но и тут без человека надеюсь не обойтись. В одном из экспериментов, например, ИИ правильно узнал руку автора картины «Звездная ночь» – Ван Гога, но вот по мнению машины, на картине изображена родная деревня художника и все). Пока ИИ не может понять смысл работы, не может распознать творческие искания и фантазии художника – скрытые в картине подтексты, символы…, а в данном случае - что деревня воображаемая, а вид – из окна палаты больницы для душевнобольных перед рассветом. Так что видимо пока не все потеряно))).
А если все за нас будут делать машины, во что превратимся мы (не считая программистов и им подобных), вот тут и вспоминается чудесный м/ф «Вовка в тридевятом царстве» - цитата в заголовке).
И ответ героя - «Ну нет уж!»
Все-таки задача и оценка работы ИИ – за человеком.