Найти в Дзене

Российские зимники: как устроены, правила движения, особенности

Оглавление

Зимник — это временная дорога, которую прокладывают зимой в труднодоступных районах, обычно в условиях снега и льда. Такие дороги используются для передвижения транспорта и перевозки грузов в местах, где летом нет постоянных дорог из-за болот, рек или других природных препятствий.

Зимники часто создаются на замерзших реках, озерах или просто по снежному покрову. Они играют важную роль в обеспечении отдаленных населенных пунктов необходимыми ресурсами в зимний период. За время пока доступна зимняя дорога, отдаленный населенный пункт запасается всем необходимым, чтобы потом несколько месяцев существовать автономно, без связи с внешним миром.

Что такое зимник

Зимник — это уникальное явление, которое стало неотъемлемой частью жизни в труднодоступных регионах с суровым климатом. Это временная дорога, прокладываемая зимой по снегу, льду или замерзшим водоемам, которая позволяет преодолевать расстояния, непроходимые в теплое время года.

Зимники играют ключевую роль в обеспечении отдаленных населенных пунктов, промышленных объектов и добывающих предприятий необходимыми ресурсами. В условиях, где летом нет постоянных дорог из-за болот, рек или сложного рельефа, зимники становятся единственной транспортной артерией.

Актуальность таких дорог особенно высока для стран с обширными северными территориями, таких как Россия, Канада или США (Аляска). Зимники не только обеспечивают логистику, но и способствуют развитию инфраструктуры в регионах, где постоянные дороги построить крайне сложно или экономически невыгодно.

Для справки! В августе 2020 года был принят новый ГОСТ Р 58948-2020 для зимников и ледовых переправ, разработанный в рамках российского национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

История зимников

История зимников уходит корнями в глубокую древность, когда люди начали осваивать северные территории. В России, например, зимники стали активно использоваться в период освоения Сибири и Крайнего Севера. В те времена они представляли собой простейшие пути, проложенные по замерзшим рекам и озерам, которые использовались для перевозки грузов на санях или лошадях.

С развитием технологий и появлением автомобилей зимники стали более сложными и протяженными. В XX веке, с началом активной добычи полезных ископаемых в северных регионах, зимники приобрели стратегическое значение. Они стали использоваться для доставки оборудования, топлива и продовольствия на нефтяные и газовые месторождения.

Некоторые зимники известны всей стране.

«Дорога жизни» (Ленинградская область)

  • Период использования: 1941–1944 годы.
  • Описание: проложили по льду Ладожского озера во время блокады Ленинграда. Он стал единственным путём для доставки продовольствия, топлива и медикаментов в осаждённый город, а также для эвакуации жителей.
  • Значение: спас сотни тысяч жизней и сыграл ключевую роль в обороне Ленинграда.
-2

Колымский тракт (Магаданская область)

  • Период использования: 1930–1950-е годы.
  • Описание: использовался для снабжения лагерей ГУЛАГа и золотодобывающих приисков на Колыме. Летом дорога была практически непроходимой, поэтому зимник становился основным путём для транспортировки грузов.
  • Значение: играл важную роль в развитии добычи золота и других полезных ископаемых в регионе.

Норильск — Дудинка (Красноярский край)

  • Период использования: С 1960-х годов (активное развитие).
  • Описание: использовался для доставки грузов из порта Дудинка на Енисее в Норильск. Летом дорога была непроходимой из-за болот, поэтому зимник становился основным путём снабжения.
  • Значение: Обеспечивал жизненно важные грузоперевозки для Норильского горно-металлургического комбината.

Интересно, что зимники использовались не только в России. Например, в Канаде и на Аляске подобные дороги также играли важную роль в освоении территорий. Однако именно в России зимники получили наибольшее распространение благодаря огромным просторам Сибири и Крайнего Севера.

Современная полная карта зимников есть только в единой картографической системе ЯНАО. Обычно сезонный геосервис начинает работать после открытия ледовой переправы между Салехардом и Лабытнанги. Карта позволяет отслеживать открытость переправ, видеть, когда зимнюю дорогу закрывают.

-3

Как создают зимники

Обывателям может показаться, что технологии строительства зимников не отличается сложностью. Достаточно немного укатать снег или почистить полосу на реке. Впечатление ошибочное.

На самом деле, строить зимники очень сложно, на это тратят сотни миллионов рублей. Даже несмотря на то, что дорога временная сезонная, в неё вкладывают значительные инвестиции.

Почему зимники такие дорогие? Есть несколько причин:

  • Технические требования. По таким дорогам двигаются большегрузы, мощные многотонные грузовики. Чтобы дорога их выдержала, необходима очень серьезная подготовка почвы и снежного покрова.
  • Условия эксплуатации. Дорогу постоянно нужно поддерживать в рабочем состоянии: чистить от выпавшего или наметенного снега.
  • Обеспечение безопасности. Множество знаков и информационных табло, организация кемпингов и круглосуточное дежурство спасателей.
Это интересно! Один из самых длинных зимников России носит название «Вилюй». Он является продолжением одноименной федеральной трассы. Временная дорога имеет протяженность 836 км 155 м, от поселка Верхнемарково Иркутской области.

Основные этапы и технологии строительства зимников

Строительство зимников требует тщательной подготовки и соблюдения техники безопасности, так как ошибки могут привести к серьёзным последствиям.

1. Подготовка и планирование.

Исследование местности: проводятся геодезические и геологические изыскания для определения состояния грунта, толщины льда на водоёмах и других особенностей местности.

Проектирование маршрута: выбирается оптимальный путь, учитывая рельеф, наличие препятствий и минимальные затраты на строительство.

Получение разрешений: согласовывается маршрут с местными властями и экологическими службами.

2. Подготовка грунта.

Очистка территории: убираются кустарники, деревья и другие препятствия.

Выравнивание поверхности: используются бульдозеры, грейдеры и другая спецтехника для создания ровной поверхности.

Уплотнение снега: если снежный покров слишком рыхлый, его уплотняют с помощью катков или тракторов.

3. Создание ледовых переправ.

Замер толщины льда: перед строительством переправы измеряют толщину льда. Для безопасного проезда тяжелой техники лёд должен быть не менее 50 см (в зависимости от веса транспорта).

Укрепление льда: если толщина льда недостаточная, его наращивают путём заливки водой слоями.

Установка ориентиров: на переправах устанавливают вехи или другие маркеры для обозначения безопасного пути.

4. Устройство дорожного полотна.

Насыпь из снега и льда: на сложных участках создают насыпь из снега, который затем уплотняют.

Использование воды: дорожное полотно поливают водой для создания прочного ледяного покрытия.

Важно! Как бы хорошо не следили за состоянием зимника, после каждого снегопада хорошо утрамбованная дорога превращается в участок спортивного бездорожья.

5. Организация инфраструктуры.

Установка знаков и указателей: для безопасности движения устанавливаются дорожные знаки, указатели и светоотражатели.

Создание стоянок и пунктов обогрева: на длинных маршрутах организуются места для отдыха и обогрева водителей.

Организация связи: на случай чрезвычайных ситуаций обеспечивается связь (рации, спутниковые телефоны).

6. Контроль и обслуживание.

Регулярный мониторинг: состояние зимника постоянно проверяется, особенно в периоды оттепелей или сильных морозов.

Ремонт и восстановление: при необходимости повреждённые участки ремонтируются путём уплотнения снега или заливки водой.

Правила движения по зимнику

Передвижение по зимним дорогам требует строгого соблюдения правил дорожного движения. Особое внимание следует уделять дорожным знакам — на зимниках они установлены не просто так. Говорят, что «Правила дорожного движения написаны кровью», и это выражение особенно актуально для таких сложных трасс, как зимники. Поэтому крайне важно следовать их указаниям.

Кроме общих правил, на зимниках существуют и свои особенности. Например, при подъеме преимущество всегда имеет автомобиль, движущийся вверх. Если вы подъезжаете к спуску и видите машину, поднимающуюся снизу, остановитесь, оставив достаточно места для маневра, и дождитесь, пока встречный автомобиль завершит подъем и проедет мимо вас. Только после этого продолжайте движение.

Подъем по скользкой заснеженной дороге — задача не из легких, особенно для большегрузных автомобилей. Если из-за вашего необдуманного выезда грузовик потеряет ход, может возникнуть опасная ситуация: машина, остановившаяся на склоне, рискует опрокинуться при попытке сдать назад. Будьте внимательны и осторожны, чтобы избежать аварийных ситуаций.

Правила движения:

  • Двигайтесь с низкой скоростью (обычно 20-40 км/ч), особенно на льду.
  • Держите дистанцию до других автомобилей не менее 50-100 метров.
  • Не делайте резких маневров, торможений или ускорений.
  • На льду избегайте остановок — двигайтесь плавно и равномерно.
  • Если зимник маркирован вешками (метками), двигайтесь строго по указанному маршруту.
Для справки! Нулевой километр автозимника буквально «нашпигован» информационными табло: о дороге водитель должен знать всё. Этой информацией не стоит пренебрегать, она действительно является важной.
-4

Как подготовиться к переезду по зимней автодороге

Водителям транспортных средств рекомендуется воздержаться от дальних поездок по зимним дорогам (зимникам) в период сильных морозов. Эксплуатация таких дорог возможна только при минусовых температурах, и подобные путешествия могут быть небезопасными.

Если поездку отложить невозможно, важно соблюдать несколько простых правил:

  1. Сообщите близким, друзьям или соседям о вашем маршруте и предполагаемом времени возвращения.
  2. Заранее изучите маршрут по карте. Следует реально оценить расстояние зимника, предполагаемое время в пути, знать места стоянок.
  3. Убедитесь, что мобильный телефон полностью заряжен.
  4. Возьмите с собой свисток – он поможет подавать сигналы о помощи, если это потребуется. Голосовые крики быстро утомляют, а свисток позволит долго и эффективно привлекать внимание.
  5. Подготовьте рюкзак или сумку с необходимыми вещами: компасом, ножом, фонариком, спичками или зажигалкой в непромокаемой упаковке. Также возьмите котелок, продукты, воду и теплую одежду.
  6. Если вы регулярно принимаете лекарства, особенно это касается пожилых людей, обязательно возьмите их с собой.
  7. Старайтесь ехать не в одиночку, а с попутчиками, желательно на двух машинах, двигаясь след в след. Детей в такие поездки лучше не брать.

На машину желательно установить дополнительную светотехнику, для обеспечения достаточного обзора в условиях плохой видимости.

Будет не лишним взять с собой максимально полный комплект наиболее важных запасных частей, полный набор инструмента, высокий реечный домкрат. В машину добавляют канистры для того чтобы суммарный запас хода по бездорожью был не менее пятисот километров.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сделать поездку более безопасной.

-5

Подписывайтесь на наш Telegram. Еще больше полезного контента. Поможем найти ответ на любой вопрос.