Найти в Дзене

Москва боярская или оставшиеся следы бояр в Москве

От той Москвы, которая была триста лет назад, с множеством деревянных домов, полями и мельницами, остались только церкви, монастыри, и каменные боярские хоромы. Не считая Кремля, конечно. А из всех сохранившихся боярских палат самые известные – это палаты бояр Романовых в Зарядье на улице Варварка. Во дворе бояр Романовых в старинном Зарядье жили Федор Никитич, будущий патриарх, и Михаил Федорович, первый царь из Романовых. Они ходили в домовую церковь, только стояла она чуть в стороне от нынешней. Когда Земский собор избрал Михаила на царство, молодой царь перебрался в Кремль. А в Зарядье в 1679 году организовал Знаменский монастырь. Говорят, что главный крест в годы советской власти сохраняли в одном из музеев, и только недавно поставили на место. Купола набраны из цветных чешуек. В 1856 году в Москву на коронацию приехал Александр II. Он осмотрел родовое гнездо, оно было в плачевном состоянии, и тогда дом выкупили обратно у монастыря. И архитектор Рихтер взялся восстанавливать роман

От той Москвы, которая была триста лет назад, с множеством деревянных домов, полями и мельницами, остались только церкви, монастыри, и каменные боярские хоромы. Не считая Кремля, конечно. А из всех сохранившихся боярских палат самые известные – это палаты бояр Романовых в Зарядье на улице Варварка.

Во дворе бояр Романовых в старинном Зарядье жили Федор Никитич, будущий патриарх, и Михаил Федорович, первый царь из Романовых. Они ходили в домовую церковь, только стояла она чуть в стороне от нынешней. Когда Земский собор избрал Михаила на царство, молодой царь перебрался в Кремль. А в Зарядье в 1679 году организовал Знаменский монастырь.

-2

Говорят, что главный крест в годы советской власти сохраняли в одном из музеев, и только недавно поставили на место. Купола набраны из цветных чешуек.

-3

В 1856 году в Москву на коронацию приехал Александр II. Он осмотрел родовое гнездо, оно было в плачевном состоянии, и тогда дом выкупили обратно у монастыря. И архитектор Рихтер взялся восстанавливать романовские палаты в первоначальном виде, для устройства здесь мемориального музея.

-4

Дом одним из фасадов примыкает к улице, хотя обычно палаты ставили в глубине участка. Рихтер декорировал здание в русском стиле, воссоздал деревянный верх, а на шпиле и над дверью по просьбе императора укрепили фигуру из герба рода Романовых – грифона.

-5

Здание трехэтажное, внизу подклети с маленькими окнами, дальше жилой ярус, и наверху деревянный терем с комнатой хозяйки и светлицей, где девушки занимались рукоделием. Поэтому оконные проемы большие, и в них не тусклый бычий пузырь, а прозрачная слюда. Сегодня в музее рамы двойные, внутри слюда, а снаружи обычное оконное стекло.

-6

Возле парадной лестницы символы власти – львы, их ставили в боярских усадьбах. Когда-то двор огораживал дубовый забор, такой высоты, что всадник с лошади мог заглянуть внутрь. Но сегодня забор кирпичный, а все остальное – как было в 16-17 веках. Архитектор Рихтер сделал очень грамотную докомпоновку, он вскрыл фундаменты здания, и достроил его современными материалами.

-7

Стены дома расписаны под бриллиантовый руст. Это единственные палаты в Москве с восстановленным деревянным верхом. Всю каменную достройку Рихтер вел кирпичом, такого же размера, как старинный, но с вытесненной датой начала работ – 1856 год, чтобы не вводить в заблуждение исследователей будущего. Палаты бояр Романовых – это первая действительно научная реконструкция архитектурного шедевра в России.

-8

Бояре – это советники и родственники царей. Их благосостояние и благополучие напрямую зависели от государевой воли. А в эпоху местничества, когда должности на Руси распределялись по древности рода, бояре спорили между собой не столько о том, кому ехать главным воеводой к войску, а кому сидеть ближе к царю за трапезой. Быть рядом с правителем – заветная мечта большинства бояр. Но такая близость часто оборачивалась опалой.

-9

В Филевском парке когда-то стояла усадьба шурина царя Алексея Михайловича, Льва Кирилловича Нарышкина. Он был братом царицы Натальи Кирилловны. Усадьба была просторная и роскошная. К реке, она здесь в 400-ах метрах, уступами спускался регулярный парк, один из первых подобных в России. Однако нелегка была участь царских родных. Милославские, родственники первой супруги Алексея Михайловича, стремились оттеснить от престола Нарышкиных, родственников второй жены.

-10

Во время стрелецкого бунта два старших брата Льва Кирилловича были растерзаны, а его отец насильно пострижен в монахи. Царица Наталья Кирилловна прятала младшего брата на женской половине дворца. Там он дал обет – по избавлению от смерти воздвигнуть храм. И, став боярином, Нарышкин свое обещание выполнил. В своем имении он заложил каменный пятиглавый Покровский храм.

-11

Это одна из самых красивых церквей Москвы. Храм похож на резную пирамиду, он приподнят на высокую галерею гульбища, окружен скругленными лепестками алтаря и притворов, и завершен тремя ярусами восьмериков, в двух верхних – колокольня. Такое устройство церкви называется «под колокола».

-12

Резные белокаменные детали украшают все грани, выделяя структуру и выявляя ярусы. На карнизах – словно белоснежные каменные языки. Это так называемые «петушиные гребни». Чем выше, тем резьба тоньше, а наличники богаче. К сожалению, не известен автор этого шедевра. Во время пожара в московском доме Нарышкиных сгорели все документы, относящиеся к строительству этого храма.

-13

Новое в этой церкви – обилие колонн, восьмигранные окна, ребристые купола, и очень сложные разорванные фронтоны над окнами. А лестницы-всходы, образующие живописные аркады, ставили и в 16-ом веке.

-14

Для того, чтобы построить подобный храм, недостаточно быть просто богатым боярином, заказчик должен был разбираться в современных ему архитектурных веяниях, а Лев Кириллович как раз возглавлял Посольский приказ, с 1690 года по 1702. Этот стиль, обогативший русскую архитектуру польскими, украинскими и итальянскими элементами, впоследствии в честь просвещенных родственников царя Петра назвали «Нарышкинское барокко». В Москве храмов в этом стиле несколько.

-15

Противостояние царских родственников привело к тому, что были коронованы сразу два царевича, 15-летний сын Милославской Иван, и 10-летний сын Нарышкиной Петр. На краю Кропоткинской площади находятся палаты Юшкова, дядьки старшего царевича Ивана Алексеевича, правившего с 1682 по 1696 год.

-16

Царские дядьки это воспитатели царевичей. Воцарившись вместе с малолетним братом, Иван Алексеевич пожаловал своему наставнику боярство и ввел в боярскую думу. Обычно на Руси было около 30-ти бояр, и только в конце 17-го века их стало 70. Очевидно потому, что соправители наперебой жаловали боярством своих приближенных. Да и правительница Софья должна была поощрять сторонников.

-17

Главный дом усадьбы двухэтажный, он построен во второй половине 17 века. Сохранились даже сведения о поставке 300 тысяч кирпичей. Те, кто строил, понимают, что этого количества хватило бы на солидный по тем временам дом, и еще на каменный амбар. Род Юшковых старинный, берет начало от выехавшего из Золотой Орды в Москву в 14 веке князя Зеуша. А сам Борис Юшков, владелец усадьбы, тоже не последний человек в Московском государстве. Участник войны с Польшей, он последовательно получал чины стольника, окольничего и боярина.

-18

Обширная боярская усадьба стояла прямо напротив Чертольских ворот Белого города. Сохранился, и то частично, только главный дом Юшковых. Первый этаж был служебным, окна маленькие и простые. Зато окна второго этажа декорированы характерными для московского барокко наличниками с разорванными фронтонами.

-19

Видно, насколько мощные стены. В одной из них была даже служебная винтовая лестница. Парадная лестница не сохранилась, как нет и деревянного верха здания, где были устроены светелки для женских рукоделий, с окнами на все четыре стороны света, и вышки для любования окрестностями.

-20

Если палаты боярина Юшкова по цвету стен называют просто «красными», то палаты рядом соответственно называют «белыми». Белые палаты – это бывшая усадьба князя, боярина Бориса Прозоровского. Главный дом усадьбы стоит не в глубине участка, а на красной линии, прямо вдоль улицы Пречистенки. Наверно поэтому фасад украшен особенно прихотливо. На два служебных яруса поставлен парадный этаж, обведенный карнизом тонкого рисунка, и с очень эффектными наличниками.

-21

Князь Борис Прозоровский был младшим сыном астраханского воеводы. После взятия города Степан Разин казнил его семью, а 10-летнего князя Бориса пытал, искал деньги, собранные с купцов пошлины. Мальчик сказал, что не знает, и раздосадованный Разин приказал повесить его вверх ногами на крепостной стене.

-22

Борис Прозоровский тоже был придворным Ивана Пятого, и молодой царь тоже пожаловал его боярством. Так как детей в браке у Прозоровского не было, к концу жизни он оставил любопытное духовное завещание. Все свое немалое состояние он завещал императрице Екатерине I, прося только обеспечить его вдову.

-23

И эта усадьба – прекрасная иллюстрация к смене родового боярства новыми дворянами. Владения Рюриковича-Прозоровского императрица пожаловала бывшему денщику Петра Первого, а затем графу и генерал-прокурору Ягужинскому. Правда, к этому времени Петр Первый и само боярство отменил.

-24

Иногда в Москве встречаются здания, построенные на подклетах 16-17 веков, но позже перестроенные. Маленькие старинные окна растесаны, вместо наличников на фасадах колоннады, мода поменялась. Усадьба Лопухиных – типичный дом первой половины 19 века, любовно воссозданный.

-25

Какое-то время назад в здании был музей Николая Рериха, поэтому перед входом до сих пор стоит памятник Николаю и Елене Рерихам. А в 19 веке здесь жили графы Протасовы, на здании сохранился их герб.

-26

Но если завернуть за угол дома, открывается более древний фасад того же здания. Маленькие окошки с углубленными треугольными фронтонами, и крылечко, восьмигранные колонны показывают, что дом строили еще в 17 веке. Тогда избегали внутренних лестничных пролетов, и все входы делали снаружи.

-27

Реставраторы любовно восстановили дворовый фасад таким, каким он был в 1689 году, когда эти огромные хоромы под высокой тесовой кровлей строил еще один царский родственник Федор Лопухин, отец первой жены Петра I Евдокии Федоровны на подаренных царем землях.

-28

В качестве царского тестя Лопухин получил не только земли, но и был возведен в сан боярина. И еще ему поменяли имя, когда он служил в стрельцах и воеводой, то прозывался Илларионом, а при дворе стал именоваться Федором. А его дочь из Прасковьи стала Евдокией, для отвода порчи. Но, похоже, порчу так и не сняли, царь Петр обрек на смерть собственного сына, Лопухины попали в опалу, и это московское владение у них отобрали. Только Петр II, воцарившись, вернул имение хозяевам.

-29

Недалеко от Мясницкой на Большом Харитоньевском переулке располагалось огромное владенье князей Юсуповых. Нам в первую очередь представляется князь Николай Юсупов, превративший Архангельское в чудесный загородный дворец. Московское владение князь обставил не менее роскошно, он даже пристроил недалеко отдельный трехэтажный корпус для приема гостей, а потом поставил рядом картинную галерею и театр.

-30

Александр Пушкин прекрасно знал эту усадьбу, в детстве его семья некоторое время снимала флигель в палатах Юсуповых. На воротах красуется соединенный герб Юсуповых-Сумароковых-Эльстон. В конце 19 века наследницей всех богатств рода, включая и этот дворец, стала княжна Зинаида. Чтобы род не прервался, ее мужу было дано право именоваться двойным титулом – князем Юсуповым и графом Сумароковым-Эльстон.

-31

Супруги заказали архитекторам Померанцеву и Султанову реконструкцию фамильного дворца в традициях 17-го века. Во-первых, это было модно, во-вторых, хотелось подчеркнуть древность рода. После реконструкции кровли стали высокими и завершались эффектными решетками. Трубы возвели под старину, железо расписали в шахматы, а со стороны двора построили эффектное новое парадное крыльцо.

-32

Внутри заново выложили все печи под старину, и облицевали их подлинными изразцами, приобретенными у антикваров. В советское время в этом здании были разные учреждения, потом открылся музей.

-33