Найти в Дзене
Проект SFERA Live

Учебник, который смог: Як-130 модернизирован и настроен серьёзно ворваться в лигу бoевых

Оглавление

Самолёт-то, может, и учебный, но безобидным его назвать ни у кого язык не повернулся бы и до модернизации. Как-никак 9 точек подвески и грузоподъёмность в 3 тонны решают. А разгоняется этот небольшой реактивный учебный самолёт аж до границы сверхзвука. Идеальный вариант для целого ряда задач, не зря его кличут учебно-боевым. Над вторым аспектом хорошего и поработали конструкторы «Яковлева». Учебник они решили радикально усилить.

Истребители для бедных

Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – «Рукавица») появился в довольно непростых обстоятельствах и на деле стал плодом срыва договорённостей с одной очень светлоликой западной компанией. Да, опечатки тут нет, именно срыва. 

В 1993 году началось сотрудничество Яковлева с итальянской Aermacchi, предметом сотрудничества была разработка совместного учебного самолёта, который подошёл бы для обучения пилотированию на западных самолётах. Задумка сама по себе была некоторым вызовом.

И тем не менее разработка продолжалась и вполне успешно, но в какой-то момент Aermacchi не выполнила свои обязательства и не внесла средства в бюджет проекта. После этого Минфин РФ, не мудрствуя лукаво, невыплаченные средства зачел в счёт оплаты госдолга РФ перед Италией. А бывшие партнёры, получив на руки документацию на базовую модель самолёта, разошлись по своим бюро. Эта совместная разработка и стала проклятием проекта на долгие 10 лет. 

Причина была в словацких двигателях DV-2S, российский заказчик не стал бы эксплуатировать самолёт с таким изъяном. Спустя некоторое время проблема была решена установкой АИ-22-25 от Бердичевского ПАО «Прогресс», но вскоре она вновь возникла с тем же узлом. Потеряв несколько лет, КБ «Салют» двигатель полностью локализовал в России под названием АИ-222-25. А позднее проект по модернизации перерос в нечто совершенно новое, это новейшее творение российского двигателестроения и должен получить обновлённый Як-130М.

-2

Учит не только пилотов

Работы по модернизации двигательной установки были продолжены в рамках разработки агрегата под названием СМ-100. Только по показателю тяги он превосходит модернизированный до того АИ-222-25 на 20%. Так что тёмная лошадка российской авиационки приобретала очень характерную отличительную черту.

На днях стали известны и детали того, что ПАО «Яковлев» работает сразу над 3-мя опытными образцами модернизированного Як-130М. Чем они отличаются друг от друга и у какого больше шансов на жизнь, пока непонятно. Но мы будем следить за развитием ситуации. Поэтому подписывайтесь!

Увеличение мощности двигателя неизбежно влечёт и увеличение грузоподъёмности, а значит, на подвеску самолёта можно будет вешать более серьёзные игрушки. О не совсем учебном позиционировании нового «Яковлева» говорит и следующая информация:

«Идёт изготовление опытных образцов контейнеров бортового комплекса обороны «Президент-С» для установки на самолёт Як-130М и проведения предварительных испытаний», — ПАО «Яковлев».

«Президент-С» — это система оптико-электронного подавления для защиты самолётов и вертолётов, чтобы последние могли уверенно действовать в самой гуще событий. Она не раз спасала российские вертолёты от печальной участи. Другими словами, мы наблюдаем рождение лёгкого штурмовика, а не новейшего учебного самолёта. Хотя и роль последнего с Як-130М никто и не снимал, тут важен сам прецедент.

Тем самым радикально меняется позиционирование самолёта для заказчика. Теперь в его авиационном крыле самолёт будет числиться не как учебная, а как бoевая единица. Так что хорошим манерам русская шипованная «Рукавица» неприятеля научить сможет.

Хуже всего то, что небольшой и быстрый реактивный самолёт засечь и обезвредить будет крайне нетривиальной задачей. 

Инвестируйте в российские Дирижабли нового поколения:

https://reg.solargroup.pro/ecd608/airships/?erid=2VtzqwwxGTG

Автор:

kogman