Найти в Дзене
Лисьи байки

"Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн"

Любопытно, что  Хумай,  пришедшая из иранской мифологии, становится "славянской"  с 17 века, активно попадая  в лубок. Вообще, этот век незримо пороговый. Помню, готовила работы для отбора в выставке  украшений по  мотивам музейных экспонатов,  планировавшейся РЭМом, у них родилась интересная идея, выставить рядом оригинал и рожденное по мотивам. И вот, в беседе с куратором,  показывая  гривны со скифским оленем из охладителя ноутбука, выясняю, что речь о  работах с 17 века. Все, что раньше - относится к "археологии", а не к этнографии и хранится в Эрмитаже  "не считается этнографией и в выставке не участвует". Меня поразило, что все корни, вся архаика лежащая в основе культуры - оказались не только ментально, но и вполне физически отсечены, разнесены в разные хранилища разных министерств (РЭМ остается академическим, а Эрмитаж - минкультовский). Стоит ли удивляться тому, что принятые в культуру птицы, рассматриваются исконными, таковыми для этой культуры не являясь. У нас, Хумай, став

Любопытно, что  Хумай,  пришедшая из иранской мифологии, становится "славянской"  с 17 века, активно попадая  в лубок.

Вообще, этот век незримо пороговый. Помню, готовила работы для отбора в выставке  украшений по  мотивам музейных экспонатов,  планировавшейся РЭМом, у них родилась интересная идея, выставить рядом оригинал и рожденное по мотивам. И вот, в беседе с куратором,  показывая  гривны со скифским оленем из охладителя ноутбука, выясняю, что речь о  работах с 17 века. Все, что раньше - относится к "археологии", а не к этнографии и хранится в Эрмитаже  "не считается этнографией и в выставке не участвует".

Меня поразило, что все корни, вся архаика лежащая в основе культуры - оказались не только ментально, но и вполне физически отсечены, разнесены в разные хранилища разных министерств (РЭМ остается академическим, а Эрмитаж - минкультовский).

Стоит ли удивляться тому, что принятые в культуру птицы, рассматриваются исконными, таковыми для этой культуры не являясь.

У нас, Хумай, став Гамаюном, со временем обретает крылья  и  женское лицо, изначально же, эта странная птица величиной с воробья спускается из рая без крыльев и ног,  но с хвостом в "семь пядей" (1,25 метра). Об этом не упоминается в отношении Гамаюна, но  в системе архитипических знаков безногость  - атрибут змея.  Не из нижнего ли мира приходила птица счастья Хумай, отрастившая крылья для верхнего мира,  связав прошлое, настоящее и будущее?

Вообще, деление на нижний, средний и верхний миры, прослеживается во всех культурах,  где-то завуалированно слоями цивилизационных прививок, где-то, как на нашем северо-востоке -  вполне читаемо до сих пор.

Сирин  и Алконост фиксируются  в Русском Хронографе в тот же водораздельный век, как небесные певуньи с сиянием вокруг головы. Восходя к древнегреческим сиренам не только именем, Сирин наследует хтонические свойства - невероятной мощности  сверхзвуковой  излучатель, а в ранних версиях форсит атрибутом нижнего мира - рыбьим хвостом.

Проще всех здесь, пожалуй, Алконост, выросшей из древнегреческого мифа сразу морской птицей. С настоящим (средним миром) ее  связывает необходимость выводить птенцов на берегу, что знаменуется регламентным  безветрием и покоем.

Образ птицы - архитипичен и присутствует во всех культурах.  А наша исконная птица - какая? Кто наиболее точно отражает ментальность и соответствует духу?

Это не  счастливица Алконост, не  горестная вестница  Сирин, не  прорицательница Гамаюн, и не финикийский Феникс Финист ясный сокол, возрождающийся из пепла. Вероятнее всего это солнечная Жар-Птица.

В руках не удержать, самому не посмотреть,  другим не показать, лишь пером, если свезло, владеть.

#размышЛИСмы