Приветствую вас, друзья! Пока в полях Северного Причерноморья и Курской области догорают его "внуки", запятнавшие себя крестами на броне, поговорим об их малоизвестном "деде", который был создан специально для борьбы с "крестовыми".
Началась история этой машины 22 августа 1941 года в ходе второго заседания Танкового совета. Функция этого органа заключалась в координации разработки танков Военным министерством и Министерством снабжения, которые, грубо говоря, выступали соответственно в качестве заказчика и поставщика боевых бронированных машин для британской армии.
Бои в пустынях Северной Африки выявили слабое по сравнению с немецкими машинами пушечное вооружение британских танков. В качестве меры по устранению этого отставания предполагалось вооружить новую машину 17-фунтовой длинноствольной пушкой, которая на тот момент находилась в стадии проектирования. Планы по ее разработке были утверждены в ноябре 1940 года, а год спустя прошли испытания первого опытного образца.
В качестве возможных вариантов рассматривались три направления работ: первое - установка нового орудия в американский тяжелый танк Т1 (он же М6), второе - разработка новой машины британскими конструкторами и третий, он же параллельный второму, вариант - использование для установки 17-фунтовки существующих конструкций танков. Общий ход работ курировал Оливер Лукас - генеральный контролер департамента исследований и разработок (CGRD) в Министерстве Снабжения, отвечавший за проведение проектных работ по бронированным боевым машинам. 9 сентября 1941 года, помощник начальника танкового управления Имперский генеральный штаб (ACIGS), генерал-майор Г. Макриди, проинформировал Совет о том, что Военное министерство хотело бы получить пехотный танк с 17-фунтовым орудием, и 100-миллиметровой броней. Надо заметить, что по броне военные несколько снизили планку - ранее "хотелки" достигали толщины в 150 - мм. Но и с уменьшенным по толщине бронированием проект был отклонен Советом, усомнившимся в надежности и транспортабельности будущей машины, чей вес по расчетам должен был превысить 50 тонн.
На заседании состоявшемся 9 декабря 1941 года было решено в качестве основного варианта прорабатывать "американца", но также "желательно разработать танк, оснащенный пушкой калибра 17 Pdr. в дополнение к американскому T-1". Забегая вперед, скажу что с "американцем" ничего не выгорело - пришлось англичанам рассчитывать на свои силы.
Параллельно танковым дебатам происходил еще один важный процесс - создание нового танкового мотора, который в дальнейшем предполагалось использовать как на крейсерских, так и на пехотных танках. На всякий случай напомню, что согласно английской концепции применения танковых войск того времени, первые предназначались для действий в глубине обороны противника и его тылах, а задачей вторых была непосредственная поддержка пехоты на поле боя.
Так вот двигатель... Им стал Rolls-Royce "Meteor" — 600-сильный бензиновый безнаддувный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель водяного охлаждения объёмом 27,02 литра. Фактически это была упрощенная версия авиационного мотора Rolls-Royce "Merlin": отсутствует приводной нагнетатель, литые поршни заменили кованные, понижена степень сжатия, снят редуктор привода винта, и до 2400 об./мин. понижены обороты. Первоначально он был предложен Уильямом Артуром Роботэмом, который до войны был главным инженером подразделения по разработке автомобильных шасси Rolls-Royce и который рассматривал "Meteor" как средство обеспечения работой своего подразделения в период войны. В ноябре 1941 года Лукас пригласил Роботэма на работу в Министерство снабжения в качестве главного инженера по проектированию танков (CETD).
15 декабря 1941 года на очередном заседании Совета рассматривался проект нового крейсерского танка под шифром A.27 - будущий Mk VIII Cromwell. В ходе заседания Роботэм предположил, что "развитием этого может стать пехотный танк, оснащенный 6-фунтовой пушкой и увеличение массы брони на 5 или 6 тонн" и что "дальнейшим развитием будет увеличение мощности двигателя примерно до 900 л.с. за счет форсирования для использования в тяжелом танке грузоподъемностью 40-45 тонн, с пушкой калибром 17-фунтов". Концепция заинтересовала имперский генеральный штаб, который начале декабря 1941 года представил технические условия на проектирование тяжелого пехотного танка, массой в 40-45 тонн вооруженного 17-фунтовкой.
Ответом на запрос военных стал проект A.29 "Clan", разработанный все той же Rolls-Royce. Он должен был весить 43 тонны и иметь броню толщиной 127 мм на башне и лобовой части корпуса и толщиной 88-мм по бортам. Форсированный до 700 л.с. двигатель Meteor, как ожидалось, должен был разгонять танк до скорости 48 км/час. Дополнительная броня, а также более тяжелая пушка и башня привели к созданию Rolls-Royce новой раздельной двухколейной подвески (с двумя гусеницами на каждый борт), толщина каждой колеи которой составляла 279,4 мм, а ширина колеи в общей сложности составляла 558,8 мм, что обеспечивало "Clan" приемлемую проходимость по пересеченной местности. Однако конструкция ее оказалась довольно сложной, что привело к задержкам в программе, в результате чего ожидаемое завершение разработки было перенесено на февраль 1943 года. К тому же в процессе разработки масса танка перевалила за 50 тонн. Позднее Rolls-Royce попыталась решить проблему с подвеской, разработав еще один вариант, А.29А массой 32,5 тонн. Схема подвеска оставалась прежней, но количество гусениц вернулось к стандартным двум. Но, к тому времени выбор был уже сделан в пользу другого проекта и за ненадобностью оба варианта А.29 не вышли за пределы чертежей.
Тем временем первая опытная модель будущего "Кромвелля" созданная "Birmingham Railway Carriage & Wagon Company Ltd" в сотрудничестве с "Rolls-Royce" прошла испытания в январе 1942 года. Параллельно "бирмингемцами" с конца 1941 года на его базе разрабатывался проект танка с шифром А.30, предназначенный под новую 17-фунтовку. Он был на 10 тонн легче А.29 и имел существенное преимущество в унификации с "Кромвелем" по целому ряду компонентов. Движущей силой в разработке А.30 был все тот же Уильям Артур Роботэм.
Проектирование башни под новое орудие было поручено компании "Stothert & Pitt", которая разработала ее на базе своей же конструкции для опытного тяжелого штурмового танка TOG II. Из-за увеличившегося размера башенного погона и массы башни с орудием, пришлось удлинить корпус, а также изменить ходовую часть добавив по одному катку с каждой стороны. В итоге был сделан выбор в пользу этого проекта.
Башня "Челленджера" была огромной по современным меркам, поскольку кроме собственно орудия в ней должны были разместиться четыре человека: командир, наводчик, заряжающий/радист и дополнительный заряжающий. и имела ряд особенностей, заслуживающих внимания. Одной из них была новая система перемещения Metadyne power traverse, а другой - устройство для поднятия башни, чтобы предотвратить ее заклинивание.
Для этого в основание башни было встроено устройство, опирающееся на массивный стальной шар, которое позволяло члену экипажа поднять башню на высоту до 25 мм. Идея заключалась в том, что в случае ее заклинивания из-за случайного повреждения или действий противника можно было поднять башню на достаточное расстояние, чтобы устранить проблему, а затем снова опустить ее.
К началу мая 1942 года развернулись работы над тремя опытными экземплярами и в августе первый прототип (Pilot A) поступил на испытания. В течение второй недели августа он прошел около 300 миль на полигоне в Фарнборо сначала с нагрузкой в 32,5 тонны, а затем еще раз - в 31 тонну. Вместо башни танк имел лишь ее деревянный макет - "Stothert & Pitt" из-за изменения чертежей не успели изготовить башню в срок.
В ходе тестов выявились поломки в подвеске ходовой части, связанные с большей (более,чем на три тонны) массой новой машины. Также выявились перегруз цапф пушечной установки и недостаточная мощность привода поворота башни. Интересный момент связанный с испытаниями первого опытного танка привел сам Артур Роботэм в своих воспоминаниях, чтобы подчеркнуть любопытное отношение военных к секретности. Принимая во внимание, что в то время "Челленджер" считался совершенно секретным танком, он утверждает, что танк, отправленный в Фарнборо (по его словам, из Белпера, а не из Бирмингема), был тщательно зачехлен на транспортере, чтобы скрыть каждую деталь от посторонних глаз. После демонстрации в Лонг-Вэлли Роботэм ехал домой через Фарнборо, когда наткнулся на "свой" танк, припаркованный возле паба, с экипажем, взгромоздившимся на башню с кружками пива в руках, и нигде не было видно ни следа брезента.
21 января 1943 года второй опытный образец (Pilot В) был осмотрен танковой комиссией в Лалворте , куда он был отправлен для практических испытаний со стрельбой. Он был доставлен компанией "Stothert & Pin" в Бате, где уже близилась к завершению работа над третьим опытным образцом (Pilot С). Испытания показали, что привод башни не справляется с ее поворотом, когда танк был припаркован боком на склоне, а позиции экипажа были неудобными и на них было трудно работать. Объектив перископа наводчика оказался перекрыт другими приборами на крыше танка. Телескопический прицел был расположен также весьма неудобно — чтобы наводчику надо было основательно извернуться. Обстоятельный отчет о самой концепции танка был подготовлен главным инспектором-артиллеристом танковой школы в Лалворте подполковником Тернером. Боевой офицер, с опытом боев в пустынях Северной Африки, подверг её всю сомнению. И начал с того, что тогдашняя британская доктрина сражений танков с танками не предусматривала от слова совсем. Тем не менее, 17-фунтовая пушка, будучи очень хорошим противотанковым орудием, как-бы предполагала, что A.30 был создан именно как истребитель танков. Но для такой роли он не был должным образом защищен. Принимая во внимание новейшую модель Panzer IV с 75-мм длинноствольной пушкой в качестве самого опасного противника, на максимальной эффективной дистанции для обоих танков в 3000 ярдов и в условиях лобового столкновения "Челленджер" мог пробить броню немца оставаясь неуязвимым для ответного огня. Однако на более близких дистанциях британский танк оказывался в крайне невыгодном положении, даже по сравнению с "Кромвелем", из-за уменьшенной толщины брони, низкой скорострельности и ограниченного боекомплекта. Иными словами подполковник усомнился в его ценности, поскольку война в пустыне уже подходила к концу, а на западноевропейском театре условия были совсем другие.
А между тем проблему большой массы решать стали как раз за счет уменьшения толщины внутренних бортов корпуса. Первоначально предусмотренная наружная броня толщиной 31,75 мм была заменена на 14-миллиметровую, в то время как внутренний лист 25,4 мм был заменен на 14,3 мм. Таким образом, бортовая броня A30 была уменьшена с "кромвелевских" 57 мм до 28,3 мм, что было эквивалентно броне предыдущего крейсерского танка Crusader - в общем получилось по заветам Ильича: шаг вперед, два назад. Данная схема бронирования была реализована на третьей опытной машине - Pilot С. На ней же на 4 дюйма (102 мм) опустили пол боевого отделения, что позволило несколько улучшить условия работы членов экипажа.
Так же британцев осенило, что свести к минимуму вес A.30 можно за счет применения сварки, отказавшись от архаичной практики для крейсерских танков с двойной обшивкой, сборки наружных броневых листов, прикрепленных болтами к каркасу из уголков из углеродистой марганцовистой стали.
Уже после испытаний первого прототипа А.30, стало ясно что переделка "Кромвеля" это временный компромисс. Британцы оказались в положении "витязя на распутье". Вариантов, что делать было намечено три. Первый - продолжить разработку A.30 с большей массой не привязываясь к конструкции "кромвеля", и, следовательно, развивать его как отдельную модель. В дальнейшем это привело к созданию нового танка, получившего обозначение А.34 "Соmet". Второй - изменить спецификацию A.30, чтобы уменьшить вес, с тем чтобы он все-таки оставался максимально унифицирован с базовым танком. Еще одним вариантом стала проработка установки новой пушки в американский М4 "Шерман", что в конечном итоге вылилось в модификацию "Файерфлай".
А тем временем на другом берегу Ла-Манша тоже не дремали. К 1943 году германская промышленность уже во всю выпускала Pz.IV с 75-мм длинноствольной пушкой KwK 40, за которым последовали еще более мощно вооруженные Pz.V "Пантера" и тяжелые Pz.VI "Тигр" с 88-мм орудием. Эти немецкие танки легко разделывались с любой техникой Великобритании. В связи с этим англичанам нужно было срочно что-то противопоставить немецким бронированным хищникам. "Комету" еще только предстояло создать. А потом еще и запустить в производство. В итоге выбор был сделан в пользу A.30, так как это была единственная машина, которая могла противостоять немецким танкам с 75 и 88-мм пушками и его серийное производство можно было организовать достаточно быстро. От британского Генштаба последовал заказ на 200 единиц A.30 получившего также наименование "Challenger". Произвести данное количество планировалось за счет соответствующего сокращения выпуска "кромвелей".
Танк имел классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и основным вооружением во вращающейся башне. Корпус танка состоял из трех отделений: управления, боевого и моторно-трансмиссионного.
Бронирование корпуса — дифференцированное. В основном листы располагались вертикально, без рациональных углов наклона. Первые три машины (Pilot A - C) имели корпуса собранные по той же технологии что и у "кромвелей", т.е. соединение броневых листов производилось болтами и заклепками на каркасе из уголков. Начиная с четвертой машины (Pilot D) и на последующих серийных машинах корпуса были сварными.
Башня спроектированная "Stothert & Pitt" имела частично литую и частично сварную конструкцию и вместе с подбашенной корзиной опиралась на шаровую опору, закрепленную в специальной люльке на полу корпуса. Её большая высота была вызвана в том числе требованием обеспечить угол снижения орудия -10°, для чего пришлось существенно поднять цапфы.
Ходовая часть танка на один борт состояла из шести обрезиненных опорных катков большого диаметра с индивидуальной подвеской по системе Кристи, на цилиндрических пружинных рессорах, располагавшихся в пространстве образованном внешними и внутренними бортами, ведущего колеса заднего расположения с цевочным зацеплением и направляющего колеса переднего расположения. Ширина трака гусеничной цепи составляла 356 мм и имела шаг 100 мм.
Механизм трансмиссии Merritt-Brown Z5 представлял собой двухпоточный механизм передач и поворота, который представлял собой механическую несинхронизированную пятискоростную (5+1) коробку передач, сопряженную с планетарным механизмом поворота. Далее крутящий момент передавался на ведущие колеса с помощью бортовых передач.
Силовая установка, состоявшая из 600-сильного 12-цилиндрового, V-образного, карбюраторного двигателя Rolls-Royce "Meteor" жидкостного охлаждения; при 2550 об/мин, с рабочим объемом 27 000 см.куб. позволяла машине развивать скорость до 51,5 км/ч по шоссе и до 24 км/ч по пересеченной местности.
Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме. Напряжение — 12 В. Два аккумулятора емкостью 150 ампер-час каждый. Система зажигания состояла из двух магнето типа F.S.T./12/R и G/2 фирмы "Simms Motor Units". Магнето, как и все кабели, полностью экранированы, для того чтобы не создавать помех для радиооборудования танка. Магнето устанавливались на обеих сторонах двигателя, между промежуточным и карданным валами. Электростартер установлен вертикально в боевом отделении на перегородке двигателя и подключается к внешнему концу приводного вала.
На танк устанавливалась радиостанция Wireless Set №19 Mk. II и Mk. III со встроенной системой внутренней связи. Также танки оборудовались переговорным устройством на корме танка, представлявшим собой телефон, обеспечивающий связь с пехотой.
Вооружение состояло из 76,2-мм пушки Ordnance QF 17-pounder Mark II - танковой версии противотанкового орудия с измененным расположением противооткатных устройств и отсутствовавшим по началу дульным тормозом, замененным на противовес. В марте 1944 года, с появлением выстрела APDS (бронебойный подкалиберный с отделяющимся поддоном), дульный тормоз был снова установлен. Пушка имела ствол-моноблок и вертикально-клиновой полуавтоматический затвор. Прицел - телескопический. В боекомплект, состоявший из 42 унитарных выстрелов, входили фугасный (H.E.), бронебойный (A.P.), бронебойный с колпачком (A.P.C.), бронебойный с бронебойным и баллистическим наконечниками (A.P.C.B.C.) и бронебойный подкалиберный с отделяющимся поддоном (A.P.D.S).
Вспомогательным вооружением являлся 7,62-мм пулемет Browning М1919 А4 спаренный с пушкой, с боезапасом в 2500 патронов.
От установки курсового пулемета в лобовом листе корпуса танка пришлось отказаться, поскольку его место заняла укладка выстрелов к орудию. "Челленджер" стал единственным британским танком вооруженным пулеметом иностранного образца.
Экипаж машины состоял из пяти человек, четверо из которых находились в башне находилось четыре человека: командир, наводчик и два заряжающих, один из которых выполнял обязанности радиста. Командир располагался справа от орудия, слева было место наводчика, позади них располагались оба заряжающих. Место механика водителя располагалось в передней части корпуса справа.
На базе танка в 1943-44 гг. была создана противотанковая САУ получившая название А.30 "Avenger". Самоходная установка также вооружалась 17-фунтовой пушкой установленной в измененной вращающейся и открытой сверху башней, толщина и высота которой были уменьшены по сравнению с башней базового танка. Корпус и шасси поначалу также поначалу остались неизменны. Прототип построен фирмой BRC&W в 1944 году.
После испытаний было решено дополнить ходовую часть тремя поддерживающими катками на каждый борт после чего на испытаниях в Фарнборо у машины было отмечено лучшее распределение веса и подвижность. В таком виде САУ была запущена в серию. Всего было изготовлено 230 единиц, которые поступили в войска уже после окончания войны.
Практически сразу после начала серийного выпуска "Челленджера" начались работы над улучшением бронирования. Путем установки дополнительных бронеплит толщину лобовой брони башни довели с 63 до 102 мм, щёки и лоб корпуса получили экраны толщиной 25 мм. Это прибавило танку около 1,5 тонн доведя его массу почти до 34 тонн.
На испытания послали две машины с усиленным бронированием: четвертый прототип, он же "Pilot D", и серийный танк. К 6 сентября 1944 года оба танка прошли 1000 миль. Прототип плохо перенёс прибавку в весе — во время испытаний случилось 17 поломок, а также было выявлено девятнадцать малых дефектов. Серийный танк отделался шестью малыми дефектами.
Запуск в серию сильно затянулся - причиной было как то, что в конструкцию танка, вносились всё новые изменения, так и желание получить еще более лучшую машину, ведь как уже было сказано ранее, параллельно велись работы по созданию и других боевых машин вооруженных 17-фунтовой пушкой. В результате производство началось только в марте 1944 года. К июню, когда была проведена высадка в Нормандии, было выпущено всего 34 танка "Челленджер", из которых только 18 поступили в боевые подразделения. Из них пять были признаны некачественными, что объясняет, почему они не участвовали в десантной операции.
Первыми танки получили Гвардейская бронетанковая и 11-й бронетанковая дивизии. Роль "Челленджера" была специализированной: обеспечивать дальнобойную противотанковую поддержку "Кромвелям", поэтому они распределялись в пропорции один "Челленджер" на три "Кромвелля" в каждый взвод. 11-й бронетанковая дивизия эти танки задействовала во время кампании 1944 года в Нидерландах, включая операцию "Маркет Гарден": во время сражений под Арнемом и Неймегеном дивизия при поддержке "челленджеров" вступила в ожесточенный бой с немецкими войсками. Хотя операция в итоге провалилась, танки оказали ценную поддержку воздушно-десантным дивизиям и придали им огневую мощь. С февраля 1945 года уцелевшие "челленджеры" начали выводить из состава 11-й дивизии и передавать 7-й бронетанковой дивизии, знаменитым "Пустынным крысам", на вооружении которых все еще оставались "кромвели".
Поначалу танк был непопулярен, экипажи жаловались на слабое бронирование, высокий силуэт и часто слетавшие гусеницы. Проблема с гусеницами была вызвана направляющими колесами меньшего по сравнению с "кромвелевским" размера - решили ее в августе 1944 года заменой на направляющее колесо стандартного диаметра. Что касается высоты - то тут можно было утешиться только тем, что он был все-таки ниже, чем тот же Шерман "Файрфлай", правда только по корпусу.
Но понемногу доверие у танкистов к машине росло, в основном из-за отличных качеств пушки и хорошей маневренности. Особенно оно укрепилось после пары случаев, когда "Челленджер" успешно пережил выстрел из "фаустпатрона". В одном из них броня оказалась пробита но экипаж при этом не пострадал. Надо заметить, что в последние месяцы войны "фаустники", мины и действовавшие из засады противотанковые орудия немцев были более частыми противниками для танков союзников нежели бронетехника. Но тем не менее боестолкновения с немецкими танками все же имели место. Так 17 апреля 1945 года эскадрон "В" 8-го гусарского полка 7-й бронетанковой дивизии, ведя полк к главной дороге к северу от Зольтау, столкнулся с "Пантерой". Немецкий танк был быстро подбит огнем 17-фунтового танкового орудия, а экипаж спасся бегством покинув машину. В ходе этого боя также было выведено из строя 88-мм орудие.
Помимо британских танковых частей по нескольку "Челленджеров" получили 1-я чехословацкая отдельная бронетанковая бригада - четыре штуки - в конце 1944 года и 1-я польская бронетанковая дивизия получила несколько таких машин в середине 1945 года.
Чехословаки в частности использовали свои "челленджеры" во время осады Дюнкерка в конце 1944 года. После войны чехословацкое правительство приобрело двадцать два "Челленджера" из запасов бригады, которые служили в чехословацкой армии (сначала в 11-й, позже в 23-й танковой бригаде, а затем в 13-м отдельном танковом батальоне), пока в 1951 году не были выведены в резерв и списаны в 1959 году.
В конце 1944 года англичане предоставили документацию на танк представителям СССР. Изучив полученную спецификацию специалисты Главного автобронетанкового управления оценили "Челленджер" как танк "по техническим и тактическим данным стоящий гораздо выше танка "Кромвел". Однако на запрос о поставках наши британские союзники ответили отказом - к этому времени производство "челленджеров" подходило к концу и поставлять было просто нечего.
В британской армии боевая карьера "челленджеров" была довольно недолгой. Уже весной 1945 года танк начали заменять на А.34 "Comet" и к середине года А.30 практически были выведены из состава бронетанковых частей. Финальным аккордом их службы стали парады в честь победы летом 1945 года.
Учитывая появление "Челленджера" как некий компромисс между требованиями военных, возможностями производства и сжатыми сроками создания, в целом специалисты оценивают его как весьма неплохую машину, против которой сыграли задержка с запуском в производство и появление более перспективных моделей танков. Подобное мнение об A.30 было высказано в полугодовом отчете Королевского танкового корпуса (RAC) о № 11 от 30 июня 1945 года, в котором машина оценивалась в целом как удовлетворительная:
"Челленджер" выпускался в ограниченном количестве и никогда не рассматривался как нечто большее, чем средство "для затыкания дыры", но как таковой он оправдал ожидания, несмотря на изначально серьезные дефекты ленивцев, которые были исправлены.
Вообще же история с "Челленджером" чем-то похожа на то, что у нас происходило в 1943 году. Тогда, опять же в связи с появлением новых немецких тяжелых танков, поднимался вопрос о возобновлении производства танка Т-34 с 57-мм пушкой - машины, имевшей как и "Челленджер", выраженную "истребительную" направленность. Но несмотря на всю остроту необходимости что-то противопоставить "тиграм" и "пантерам", причем гораздо серьезнее, нежели у англичан, советское военное руководство в итоге решило не распылять ресурсы на создание пусть хорошей, но узкоспециализированной машины, а сосредоточило усилия на вооружении танка более универсальной 85-мм пушкой. Британцы в этом плане оказались менее рациональны.
Источники: P.M. Knight "A.30 Challenger Tank A Technical History", D. Fletcher "The Universal Tank British armour in the Second Worl War. Part 2", W. Andrews "Tank Gun Systems/ The first Thirty years 1916-1945: A Technical Examination", P. Brojo "Challenger" Mk.VIII (A30)"/"Army Wheels in Detail", No. 4, Широкорядов А.Р. "Крейсерский танк Mk.VIII "Кромвель". На острие королевского меча", материалы в открытом доступе в сети Интернет
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!