Найти в Дзене
autoTEAMo

Капельный тест моторного масла

Сразу договоримся: оценивать состояние масла по пробегу – не лучший вариант, уж поверьте мне тут на слово. Как минимум потому, что условия эксплуатации авто у нас у всех совершенно разные. И для определения срока кто-то – наиболее дотошный и богатый – отправляет масло в лабораторию, кто-то ставит счетчик моточасов, кто-то имеет в своем арсенале электронный маслоанализатор… Но основная масса водителей со стажем делает так, как делал я сам все время: прогрел мотор, достал щуп и – если сквозь масло этот самый щуп отлично видно – убедился, что с маслом все отлично и успокоился на какое-то время. Если масло при таком осмотре не выглядит, как слеза ребенка, а щуп совсем не видно, то, шеф, все пропало: давно уже надо было менять. Самое крутое ноу хау в списке способов проверки состояния масла, конечно, – это электронные маслоанализаторы. Купить их можно за пару тысяч красивых рублей на всем известном китайском сайте) Штука, если откровенно, вполне прикольная, прям для ленивых. Ну и для торопы

Сразу договоримся: оценивать состояние масла по пробегу – не лучший вариант, уж поверьте мне тут на слово. Как минимум потому, что условия эксплуатации авто у нас у всех совершенно разные. И для определения срока кто-то – наиболее дотошный и богатый – отправляет масло в лабораторию, кто-то ставит счетчик моточасов, кто-то имеет в своем арсенале электронный маслоанализатор… Но основная масса водителей со стажем делает так, как делал я сам все время: прогрел мотор, достал щуп и – если сквозь масло этот самый щуп отлично видно – убедился, что с маслом все отлично и успокоился на какое-то время. Если масло при таком осмотре не выглядит, как слеза ребенка, а щуп совсем не видно, то, шеф, все пропало: давно уже надо было менять.

На выполнение замера ушло минут 5-10
На выполнение замера ушло минут 5-10

Самое крутое ноу хау в списке способов проверки состояния масла, конечно, – это электронные маслоанализаторы. Купить их можно за пару тысяч красивых рублей на всем известном китайском сайте) Штука, если откровенно, вполне прикольная, прям для ленивых. Ну и для торопыг.

Однако для опытных водителей "старой закалки" такой девайс Америки не откроет. Пожалуй, здесь я соглашусь на все 100 с одним высказыванием поводу этой штуки (его вы так же могли найти по той самой ссылке, которую я оставил выше): "Устройство чаще всего демонстрировало вполне ожидаемые результаты, но ряд моментов заставлял недоумевать – например, незамеченная металлическая пыль и странная реакция на старое масло, которое было оценено, как максимально безупречное… Можно им систематически контролировать состояние смазки в моторе своего авто в качестве развлечения, если вы любите технику и в детстве не наигрались с лабораторными опытами."

Ну, как я и отметил, просто прикольный гаджет для любителей повыпендриваться)

Как в домашних условиях быстро и бесплатно оценить ресурс масла?

Собственно, с учетом того, что мои личные запасы проверенного масла уже на исходе, а как-то понимать ресурс новых брендов нужно, я решил немного глубже копнуть на тему: как в домашних условиях быстро и бесплатно оценить ресурс масла?. Несколько раз на глаза попадались упоминания разработанного и успешно применяемого в советское время капельного теста масла. По итогу потратил я пару дней на обкатку вопроса, но нашел-таки максимально понятное к применению описание данной методики.

Прочитал инструкцию. На деле оказалось все невероятно просто. Записал процесс на видео.

Описание кругов капли
Описание кругов капли

Важные моменты:

  • необходимо обязательно перед тестом прогреть мотор до 90 градусов, затем заглушить и прежде, чем приступать к самой процедуре, подождать где-то 5 минут;
  • вынуть щуп и с расстояния 3-5 см дождаться, пока стечет капля масла на обычную офисную бумагу.

Вот по бумаге был затык, сушить ее по правилам нужно на стекле или пластике. Ни стекла, ни пластика под рукой не оказалось, однако я из ситуации выкрутился: взял файл, свернул лист бумаги пополам, и получилось, что бумага в итоге лежит на пленке, которая не впитывает масло.

Самая большая моя теоретическая печаль была в том, что по технологии прежде, чем измерять капельные замеры, необходимо выждать сутки, чтобы пятно смогло просохнуть и расплыться. Однако моя проба оказалась готова при комнатной температуре уже буквально через пару часов.

Результат теста через 2 часа
Результат теста через 2 часа
Проба масла через сутки. Разницы по внутреннему и среднему кругу нет. Внешний расплылся больше.
Проба масла через сутки. Разницы по внутреннему и среднему кругу нет. Внешний расплылся больше.

Смотрим:
Подопытное масло KIXX PAO прошло 3612 км.
d (внешний диаметр внутреннего ядра) = (10 + 6)/2 = 8 мм.
d1 (внутренний диаметр внутреннего ядра) = (6 + 7)/2 = 7 мм.
D (диаметр среднего ядра) = (20 + 13)/2 = 17 мм.

1. Коэффициент моюще-диспергирующих свойства моторного масла (1 способ) ДС = 1-d2/D2 = 1-8*8/17*17 = 1-0,22 = 0,78.
Норма от 1 до 0,5. Тут все хорошо.

2. Коэффициент моюще-диспергирующих свойства моторного масла (2 способ) Кмд = D/d = 17/8 = 2,1.
Норма выше – 1,65. Тут тоже пока все хорошо.

3. Коэффициент механических примесей в моторном масле Кмпр = d1/d = 7/8 = 0,88. Должно быть выше 0,44. тоже норм.

Собственно, забор, замеры и вычисления заняли не более получаса. Масло у меня KIXX PAO после зимнего пробега в 3612 км все еще живое. Так что катаю на нем и дальше.

Как Вам такой способ оценки состояния масла?