История проведения художественных выставок в городе Карпинске имеет давнюю традицию. Самая первая городская выставка прошла 21 июня 1959 года. Это был знаменательный день, когда город отмечал свой 200-летний юбилей. Подробнее об этом событии можно прочитать в следующей статье.
Через год, в ноябре 1960 года в Карпинске и Волчанске проходила городская художественная фотовыставка «Семилетка в действии». В ней приняли участие, как профессиональные фотографы, так и любители. На представленных фотографиях демонстрировались успехи, достигнутые трудящимися во всех областях народного хозяйства, науки, техники и культуры, а также портреты передовых людей. Лучшие работы были отобраны оргкомитетом для участия в областной фотовыставке, проходившей в Свердловске (теперь Екатеринбург) в декабре 1960 года. К сожалению, найти информацию об участниках фотовыставки не удалось.
28 марта 1962 года в фойе кинотеатра «Урал» состоялась персональная выставка станковой гравюры карпинского художника Льва Павловича Вейберта (1925–2005). Посетители выставки с большим интересом рассматривали линогравюры и офорты, которые отображали трудовые будни горняков Карпинска и природу родного уральского края. Их внимание привлекли такие работы мастера, как «Утро в тайге», цветная линогравюра «Март», «Княсьпинское озеро», «На смену», «На перевале», «Апрель».
Через год, в марте 1963 года в кинотеатре «Урал» прошла выставка карпинского живописца Евстафия Хромова. Посетивший выставку корреспондент газеты «Карпинский рабочий» Вячеслав Илларионович Могилкин (1923–2005) написал о художнике:
«Евстафий Хромов – коренной уралец. Он любит и хорошо знает родной край. Это чувствуется не только по таким мастерски написанным полотнам, как «Трамвай в тайге», «На свиноферме», «Лето красное», «Лес», но и по многочисленным этюдам… Неоспоримо, что Евстафий Хромов – одарённый, вдумчивый художник».
К сожалению, найти информацию о художнике, а также его работы не удалось.
7 марта 1965 года в помещении Карпинского профессионально-технического училища № 12 открылась очередная выставка работ художников Карпинска и Волчанска. Для проведения выставки был избран комитет, в состав которого вошли художники-супруги Лев Павлович Вейберт и Надежда Федотовна Никулина (1931–2001), Иван Андреевич Планков (1920–1994) и другие. Возглавил комитет секретарь горкома Александр Самуилович Шубодеров, его заместителями были Нина Ивановна Павлова, заведующая отделом пропаганды и агитации горкома КПСС и Тамара Егоровна Наумова, заведующая отделом культуры горсовета. Всего на выставку было представлено 94 работы, из них 32 – графические работы Льва Павловича Вейберта. Под редакцией своей супруги Лев Павлович составил каталог, который был напечатан в карпинской типографии тиражом 300 экземпляров.
В мае 1966 года в культурной жизни города Карпинска произошло важное событие – открытие второй городской художественной выставки. Это мероприятие предваряло празднование знаменательной даты – 50-летие Советской власти. Специально для выставки в карпинской типографии был напечатан каталог тиражом 400 экземпляров с перечнем авторов (включая год рождения) и названиями произведений (включая размер картин). Живопись на выставке была представлена работами семи авторов: Льва Павловича Вейберта, Геннадия Степановича Райшева (1934–2020), Владимира Григорьевича Горшкова (1930 г.р.), Михаила Васильевича Смирнова (1934 г.р.), Юрия Фёдоровича Солоденова (1930 г.р.), Леонида Тимофеевича Телицина (1940–2013) и Виктора Николаевича Мосунова (1940 г.р.). Графику представили 11 авторов: Лев Павлович Вейберт, Надежда Федотовна Никулина, Геннадий Петрович Селиванов (1940 г.р.), Михаил Васильевич Смирнов, Геннадий Степанович Райшев, Борис Николаевич Никитин (1939 г.р.), Анатолий Афанасьевич Чумаков (1948 г.р.), Эмма Владимировна Сорокина, Владимир Сергеевич Юркин (1947 г.р.), Борис Николаевич Никитин (1939 г.р.) и Виктор Николаевич Мосунов. В направлении театрально-декорационного искусства художник Дома культуры угольщиков Донат Матвеевич Вандышев (1910 г.р.) представил макет декораций к спектаклям «Бронепоезд № 14-69» и «Есть на Волне утёс», а Виктор Николаевич Мосунов продемонстрировал эскизы оформления сцены и помещений.
Из 111 представленных на выставке произведений, 34 принадлежали художнику-гравёру Льву Павловичу Вейберту, в то время единственному в Карпинске члену Союза художников СССР. Зрители подолгу задерживались возле его работ «Вечер», «Карпинск. Лунная ночь», «Зимний день». По словам 42-летнего корреспондента газеты «Карпинский рабочий» Алексея Александровича Александрова (1924–2008),
«показывая родной город, Лев Вейберт сумел достичь не только изобразительного сходства, но и раскрыть внутренний мир изображённого, как бы наделить его своеобразной душой, характером, доходчиво передать величие и красоту увиденного зорким глазом художника и переложенного на бумагу».
Александров отметил полные жизни и суровой прелести линогравюры Вейберта «Горный ручей» и «Остроконечных елей ресницы», офорт «Домик в Кытлыме». Супруга художника Надежда Федотовна Никулина представила публике выполненные гуашью эскизы росписи комнат детского сада «Солнышко», цветную линогравюру «Матрёшки», офорты «Девочки», «В сквере», «Подруги» и «Стихи».
Впервые на выставке посетители познакомились с творчеством молодого художника-акварелиста Виктора Мосунова. Его самобытные и стильные этюды, изображавшие всем знакомую и родную уральскую природу, отличало чувство света, цвета, краски. Работник Карпинского электромашиностроительного завода Владимир Горшков представил на выставке удачную серию портретов «Воины-ракетчики». Взгляд зрителей привлекал и холст молодого живописца Леонида Телицина «Старый Богословск». Оригинальными по своему исполнению, восхитительными свежестью и техникой резьбы были резцовые гравюры на оргстекле Юрия Солоденова. Художник Геннадий Райшев представил живописные натюрморты и линогравюру «Рыбак манси». Особый интерес вызвали цветные линогравюры Михаила Дистергефта (1921–2005) «Реконструкция блюминга» и «Купальщица». Вероятно, художник, проживавший в то время в городе Нижний Тагил и работавший в Нижнетагильских Художественно-промышленных мастерских художественного фонда РСФСР, входил в состав выставочного комитета. Подробнее о драматичной судьбе известного художника можно прочитать в следующей статье.
В первых числах апреля 1967 года в здании городского профессионально-технического училища № 12 открылась художественная выставка, посвящённая 50-летию Советской власти. На ней было представлено около 80 работ художников Карпинска и Волчанска. В отделе графики экспонировались работы Льва Вейберта и Надежды Никулиной. Художники-живописцы Геннадий Райшев, Юрий Солоденов, Борис Никитин, Антонина Горбунова и другие подготовили экспозицию, посвящённую теме труда и уральской природы. Впервые на выставке был представлен отдел наглядной агитации и интерьера. Выставка стала преддверием областной выставки, которая прошла летом в Свердловске (теперь Екатеринбург). В мае областной выставочный комитет отобрал 13 работ карпинских художников, среди которых были работы Надежды Никулиной: офорт «Голубые стрекозы», линогравюра «Песенка», «Первоклассники», линогравюры Льва Вейберта: «Уголь и город», «ЦОФ», «Экскаватор», «Хозяева разреза», «Март», «Драга», «Ручей» и Геннадия Райшева: «Поклонение идолу», «Старый Богословск», «Нефть Севера».
Источники: 1. Александров А. Вторая художественная // Карпинский рабочий. – 7 мая 1966
2. Кириллова Е. Скоро – вернисаж // Карпинский рабочий. – 1967
3. Коробейникова Л. Городская фотовыставка // Карпинский рабочий. – 30 сентября 1960
4. Могилкин В. Глубже проникать в жизнь // Карпинский рабочий. – 1963
5. Оленина Л. На областную выставку // Карпинский рабочий. – 1967
Фото улучшены и раскрашены при помощи нейросетей
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!