Обычно, вымирание одного вида — это плохо, но не смертельно. Освободившуюся нишу быстро занимает какая-нибудь схожая по экологии животинка, и всё возвращается на круги своя. Да, новобранец справляется с задачей не столь хорошо. Да, продуктивность экосистемы проседает. Но круговороты веществ крутятся, а биомасса — мутится. Что ещё нужно?
Однако в каждой экосистеме есть виды, численность которых невелика, но влияние — колоссально. Этих животных относительно легко истребить, но их исчезновение неизбежно приведёт к деградации среды или даже гибели всей экосистемы. Учёные называют такие виды ключевыми.
Ключевые виды могут выполнять разные экологические роли, и иногда определить их важность для экосистемы можно только после многолетних исследований. Впрочем, одно правило неизменно для всех экосистем: все высшие хищники — ключевые виды.
Высших хищников всегда мало, в лучшем случае несколько десятков тысяч на регион. Но при этом волки, львы, тигры и белые медведи умудряются эффективно контролировать численность миллионных стад травоядных и прессовать хищников поменьше. Как итог — разнообразие растительности увеличивается, а под её пологом прячутся десятки видов небольших животных!
Если вывести вершину пищевой цепочки из игры, биоразнообразие начнёт снижаться уже через 2-3 года. К несчастью, люди узнали это опытным путём. В 1926 году на территории Йеллоустоунского национального парка истребили всех волков. Цель была благородная — спасти благородного оленя. Но уже в 1933 поголовье копытных выросло настолько, что они стали буквально вытаптывать растительность!
С каждым годом становилось только хуже. Олени и лоси массово уничтожали молодые лиственные деревья и кустарники. А зелени после исчезновения волков и без того жилось несладко! Роль главного хищника Йеллоустоуна взяли на себя койоты — их поголовье резко возросло. Новые хозяева земель чуть не истребили вилорогих оленей и более мелких травоядных зверей, после чего быстрорастущие травы стали душить ростки кустов и деревьев.
Как итог, площади лесов стали сокращаться, несмотря на полный запрет вырубок со стороны человека. Чтобы не дать природе скоропостижнуться окончательно, американскому правительству пришлось тратить сотни тысяч долларов в год на содержание егерей и вознаграждения охотникам. Лишь в 1995 году волков вернули на их законное место, и численность койотов с лосями упала вдвое за каких-то 5 лет!
Впрочем, в списке ключевых видов есть хищники и куда меньшего калибра. Каланы, например. Да, это крупнейшие представители семейства куньих, но они не могут конкурировать с тюленями, акулами и косатками. Но именно они защищают леса водорослей от нашествий морских ежей. Если на побережье исчезают каланы — сложные и многоступенчатые экосистемы превращаются в подводные пустыни за десятилетие.
Аналогичным образом поступают и пурпурные морские звёзды. Только от деградации они спасают сообщества фильтраторов, обитающих на каменистых берегах. Морские звёзды — единственные хищники, способные питаться мидиями на постоянной основе. Там, где звездочки исчезают, бронированные моллюски захватывают каждый камень, и биологическое разнообразие экосистемы падает до уровня плинтуса.
Другая важная группа ключевых видов — это эдификаторы, архитекторы экосистем. Один вид-эдификатор вам наверняка известен. Это бобр. Грызуны, сооружая плотины для себя, создают новую экосистему для всех окружающих! Непримечательные ручейки превращаются в богатые жизнью заводи с рыбой, растениями, насекомыми, птицами.
Но самые известные эдификаторы планеты — это слоны. Благодаря огромной силе животные валят деревья высотой до 5 метров, только чтобы полакомиться свежими листочками с верхних ярусов кроны. И это помогает лесам жить. Исследования показали, что любовь слонов к разрушениям благотворно сказывается на экосистеме — она накапливает больше биомассы.
У ученых есть различные экологические модели — специальные программы, которые вычисляют изменения в растительном сообществе, обмене углерода, воды и энергии между землей и атмосферой. В эту модель ввели слонов-вандалов. Как итог, по расчетам, спустя 1000 лет леса накопили на 77% больше биомассы в местах, где хоботные крушили и ломали деревья. Качество растительности тоже улучшилось: вместо сухих полудохлых кустиков появляются деревья с пышными кронами, количество листвы на которых увеличивается на 70% от изначальных параметров!
С вами была Книга животных!
Палец вверх, подписка — лучшая поддержка нашего труда.
Приглашаем в наш Телеграм-канал и группу Вконтакте.