Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

О семье в фильме Ксавье Долана «Juste la fin du monde» - «Это всего лишь конец света» (2016, Канада)

«…я иду ночью, один, Между небом и землей. Я думаю… Что хорошо было бы закричать во всё горло, Испустить долгий радостный крик, который отзовётся по всей долине, Что я должен подарить себе это счастье, Проораться разок, Но я этого не делаю, Я этого не сделал. Я продолжаю идти, и единственный звук, который меня сопровождает, это шорох гравия от моих шагов.» Ж.Л. Лагарс. Всего лишь конец света. История создания и детали о фильме. Фильм режиссёра Ксавье Долана «Juste la fin du monde» («Это всего лишь конец света»,2016) был снят по пьесе Жана Люка Лагарса «Всего лишь конец света» (1990). Автор, Жан Люк Лагарс (14.02.1957-30.09.1995) – французский актёр, театральный режиссёр, либреттист имел весьма умеренный успех при жизни, а после смерти получил признание и стал одним из наиболее популярных современных драматургов. Лагарс умер от последствий заболеваний, связанных со СПИД в 38 лет. На данный момент имеет статус культового писателя во Франции, написал 25 пьес, которые отличаются почти полн

«…я иду ночью, один,

Между небом и землей.

Я думаю…

Что хорошо было бы закричать во всё горло,

Испустить долгий радостный крик, который отзовётся по всей долине,

Что я должен подарить себе это счастье,

Проораться разок,

Но я этого не делаю,

Я этого не сделал.

Я продолжаю идти, и единственный звук, который меня сопровождает, это шорох гравия от моих шагов.»

Ж.Л. Лагарс. Всего лишь конец света.

История создания и детали о фильме.

Фильм режиссёра Ксавье Долана «Juste la fin du monde» («Это всего лишь конец света»,2016) был снят по пьесе Жана Люка Лагарса «Всего лишь конец света» (1990).

Автор, Жан Люк Лагарс (14.02.1957-30.09.1995) – французский актёр, театральный режиссёр, либреттист имел весьма умеренный успех при жизни, а после смерти получил признание и стал одним из наиболее популярных современных драматургов.

Лагарс умер от последствий заболеваний, связанных со СПИД в 38 лет. На данный момент имеет статус культового писателя во Франции, написал 25 пьес, которые отличаются почти полным отсутствием внешнего действия и непростым синтаксисом.

Тексты Лагарса переведены на несколько языков, пьесы играются во многих странах, включая Россию. «Всего лишь конец света» была дважды экранизирована: первый раз в 2010 году, второй - в 2016. В данном случае я рассматриваю вторую экранизацию. Лагарс написал данную пьесу будучи уже больным СПИДом в 1990 году, когда размышлял о собственной смерти.

Режиссер Ксавье Долан, описывая свои впечатления от пьесы, говорил о том, что первое прочтение вызвало у него чувство потерянности, а герои показались слишком агрессивными. Через какое-то время у Долана возникло желание перечитать пьесу, и тогда, по его словам, он понял и оценил этот «странный и многословный стиль письма».

В фильме роль главного героя Луи сыграл Ульель Гаспар, на момент съёмок ему было 32 года. Гаспар погиб в 37 лет в результате несчастного случая на горнолыжном курорте. Лагарс умер спустя 5 лет после написания пьесы. Вот такие мрачные параллели.

Почему именно этот фильм.

Если кратко, то во всём виновата моя любознательность. Мне стало очень интересно, что делают Натали Бай, Венсан Кассель, Марийон Котийар и Леа Сейду в одном фильме.

Совершенно случайно наткнулась на фильм, когда листала рекомендации «Кинопоиска» там, где вываливаются подборки «На основе ваших интересов». Я вообще люблю европейское кино: французское, испанское, скандинавское, и считаю его недооценённым: рейтинги IMDb, которые присваиваются фильмам, произведенным не в США, часто занижены. Ничего не знала ни об истории создания этого фильма, ни о «молодом гении-режиссёре», то есть это был абсолютно чистый лист и новый опыт, не подсвеченный кратким содержанием, рецензиями, информацией о наградах и какой-либо историей.

Единственное, что я для себя отметила, это великолепный актёрский состав, который чудным образом был здесь собран. Потом уже задним числом вспомнила, что пару лет назад читала печальные новости о нелепой гибели молодого французского актёра, чью фамилию на тот момент не запомнила, но отметила его необычную красоту и расстроилась, что такой прекрасный мужчина ушёл из жизни в самом расцвете лет. И сейчас это было снова грустно, игра Гаспара Ульеля в фильме была великолепна.

Первые ощущения.

Интимность - вот, что меня зацепило с самого начала. С первых секунд я словно подглядываю в щелочку между сидений самолета за молодым человеком, появившемся в кадре. И с этого момента я не могла избавиться от всепоглощающего ощущения одиночества, которое от него исходило, бесконечной грусти и абсолютной безысходности. Еще ничего не было сказано, но не было никакой возможности оторваться от экрана. Крупные планы, тусклое освещение, приглушенные цвета, сопровождающая действие музыка. Можно было подумать, такой красавчик с обаятельной улыбкой, я была просто очарована! Но нет, тут чувствовалось что-то такое, от чего хотелось глубоко дышать, словно не хватало воздуха.

И далее всё постепенно начало вставать на свои места, когда зазвучал закадровый голос, который открывал мысли героя. Теперь я уже и подслушивала.

В его раздумьях сквозила боль о том, что он вынужден был всю свою жизнь создавать видимость того, что в его силах принимать решения в любых обстоятельствах, а сейчас ему предстоит вернуться туда, где он не был 12 лет и рассказать о своей скорой смерти, в последний раз подарив иллюзию тем, к кому он едет, что даже в этой крайности он сам себе хозяин. И это его выбор. Это прозвучало так, словно у него не было выбора ни сейчас и вообще никогда.

Когда я училась на курсе, никак не связанном с психоанализом, психотерапией и психологией, несколько лет назад, преподаватель, своеобразная дама, не стесняясь, расспросила меня перед всей группой о некоторых личных моментах моей жизни и, услышав мой ответ, безапелляционно воскликнула на всю аудиторию: «Ах, ты у нас жертва обстоятельств, с тобой всё понятно!», - в свойственной ей саркастичной манере. Тогда я еще не поняла, что произошло. После такого публичного душевного раздевания и клейма с диагнозом на лбу было очень сложно не развалиться на куски, и я потом долго прорабатывала этот момент в личном анализе.

Конечно же я была не согласна с выводом моего преподавателя и считала, что то, как я действовала в тот описанный ей период моей жизни, - это осознанный выбор, и другого варианта развития событий я не могла себе представить. Момент размышлений этого молодого человека вернул меня в ту ситуацию и заставил пережить её снова.

Сюжет, действующие лица, выразительные средства.

Возвращаясь к сюжету и действующим лицам картины: молодой человек, имя которого нам пока неизвестно, возвращается в место, где не был 12 лет, чтобы рассказать о том, что вскоре умрёт. Он хочет это сделать сам: ему страшно, тревожно, он не знает, как это будет, и я, как зритель, заражаюсь этой тревогой. Словно наблюдаю за изменением погоды на море или океане, когда вижу сгущающиеся тучи, хмурящееся небо и поднимающийся ветер. Что-то грядёт.

Совершенно изумительно снят путь нашего молодого человека из аэропорта к месту назначения. Крупные планы лица героя, лица таксиста, который его везет, словно заключённые в тесном темном пространстве, сменяются видами на обыденную жизнь простых людей, где много воздуха, света, за которой наш герой наблюдает, нет, подглядывает в узкую щель окна автомобиля. Затем мы видим крупные планы рук, режущих овощи, составляющих блюда с едой на стол, а затем снова задумчивое лицо молодого человека, словно его жизнь остановилась, замерла в ожидании чего-то, а вокруг вовсю, набирая обороты, мелькают люди, события, обычные вещи, жизнь проходит мимо. Жизнь снаружи всячески пытается его привлечь: то девушка просит подвезти, то высокий красавец внимательно вглядывается в лицо нашего героя, поворачивая голову за автомобилем, то рыжий парнишка замечает пассажира такси. А наш герой безучастно смотрит на всё это, и складывается ощущение, что его ничего не трогает, что его жизнь поставлена на паузу, словно его уже здесь и нет вовсе.

Параллельно развивается другая история, где мы наблюдаем за активными и суетливыми приготовлениями к явно неординарному событию, возможно к приходу важных и значимых гостей: здесь готовят разнообразные вкусности, накрывают на стол и нервно привозят себя в порядок, явно не укладываясь в отведенный для этого регламент.

И вот мы видим подъехавшее к дому такси и понимаем, что да, видимо сюда ехал наш молодой человек, и знакомимся с остальными действующими лицами фильма.

Познакомимся с героями, которых нам уже вкратце описали в процессе приготовлений к встрече:

- «Блудный сын» Луи – известный драматург 34 лет, гей, после 12 лет отсутствия возвращается в дом своей матери и сестры для того, чтобы рассказать о том, что скоро умрёт;

- Антуан – старший брат Луи;

- Катрин – жена Антуана;

- Сюзанна – младшая сестра Луи и Антуана, 23 года;

- Мать Антуана, Луи и Сюзанны

В воспоминаниях Матери и флэшбэках Луи появляется также Отец, но его образ размыт и неясен, как во сне или в воспоминании, только Мать описывает какие-то его качества более-менее четко.

Дальнейший сюжет картины можно описать несколькими фразами:

- Луи приезжает рассказать о том, что скоро умрет;

- Все его родные высказывают Луи всё, что у них накопилось и нафантазировалось за годы разлуки к нему, к его придуманному образу и жизни вообще, кто-то ведь должен быть виноват, и взять ответственность на себя;

- Луи не говорит то, что собирался сказать;

- Покидает дом.

Когда всё сказано, и сюжет прописан, мне хочется замедлиться и рассмотреть некоторые детали.

С самого начала, когда я попадаю в дом Матери, то тревожное спокойствие, с которого начинается фильм, и в котором Луи едет с этот дом, сменяется какой-то пустой и бестолковой суетой, нервозностью. Фоном шумит перепалка Матери и Сюзанны, и словно не важно, что они друг другу говорят, поскольку они не слушают друг друга. Раздраженный вздох Антуана и словно извиняющийся за всё это смешок Катрин. Тревога переполняет этот дом, я будто чувствую, как потихоньку крепчают волны на море, выбрасываясь на берег все дальше и дальше.

Антуан одет в костюм, несмотря на жару, Сюзанна, по словам Матери, крутится с утра у зеркала, меняя наряды. Из беседы семьи мы узнаем некоторые привычки Луи, как они себе его представляют, и что Луи – гей. Антуан, Сюзанна, Мать – все словно знают, что будет, и как это будет, когда приедет Луи: какой он, что он любит, что ему не нравится, что он оценит, а что нет. Всем этим они делятся с Катрин, и только она в растерянности: она не знает Луи и не знает, чего ожидать, как это, когда в гости приезжает Луи.

Сюзанна.

Младшая сестра Луи, между ними примерно 10-11 лет разницы. Резкая с Антуаном и с матерью, особенно с Антуаном. С матерью она нашла общий язык, и к ней относится терпимее.

Мне показалось, что она радовалась приезду Луи больше всех. Её поведение напомнило реакцию собаки, которая увидела своего хозяина после разлуки. Ведь для собаки не важно, долго ли отсутствовал хозяин: то ли его не было несколько дней, или он вышел на 10 минут вынести мусор. Встреча будет одинаково эмоциональной. Хозяин для собаки прекрасен, идеален, самый лучший. Сюзанна была искренней, не прикрытой условностями и манерами, чистые эмоции. Не отпускала его, не давала шагу ступить, без конца что-то говоря, обращаясь по очереди то к Луи, то о нём к остальным.

Для Сюзанны Луи – кумир, герой, придуманный, фантазийный персонаж, имеющий мало общего с настоящим Луи. Он уехал из дома, когда она была маленькой девочкой. И Сюзанна сама говорит, что плохо его помнит. У нее много фантазий о Луи, она совсем не знала его по-настоящему. Когда они оказываются наедине в её комнате, Сюзанна с сожалением говорит, что это плохо для всех, что Луи уехал, в том числе и для самого Луи. В ее словах звучит обида за то, что он не смог дать им почувствовать, что они ему нужны. Открытки, которые Луи присылал всем из разных мест с какой-нибудь надписью воспринимаются и грустно и радостно одновременно, но этого всегда недостаточно: короткие предложения на этих открытках содержат порой очень важные слова, но, как же так, выставленные напоказ. Как будто бы Луи хочет дать это всем почитать, и написаны эти слова не для адресата, может быть и нет адресата вовсе. Словом, что бы Луи не делал, всего будет мало, недостаточно, будто он всё делает для других, отдает себя другим людям своими пьесами, произведениями, и даже этими личными открытками, которые может прочесть каждый почтальон. А им как будто бы ничего не остается или почти ничего. В любом случае этого недостаточно.

Сестра признается, что нарядилась и накрасилась ради Луи, хотела произвести впечатление, говорит о том, что вся семья гордится Луи, они собирают вырезки из газет, что у Луи талант, который Луи использует не для них, а для других, и может вообще не для кого. У каждого в семье есть своя коллекция открыток от Луи, которую они хранят каждый в своей коробке.

Сюзанна говорит о свободе, которая у нее есть, и в то же время, как бы она хотела уехать, но не может, в отличие от Луи. Словно у нее есть какой-то долг перед кем-то, который она вынуждена исполнять. Сестра тараторит без умолку, задавая вопросы Луи, делая предположения, затем сама же отвечает, она не слышит Луи, ей не нужны его ответы, Сюзанна его не слушает. И она первая задает вопрос, который волнует всех: зачем Луи приехал. И так этот вопрос ее пугает, что она не хочет слышать ответа, и Луи это чувствует и не отвечает ей.

Антуан.

Старший брат Луи, непонятно, на сколько он старше, по воспоминаниям Луи кажется, что довольно существенно (8-10+ лет). Из тех же воспоминаний Луи можно понять, что раньше, когда Луи был маленьким, они общались больше, и их отношения были очень теплыми, доверительными. Словно в то время Антуан был очень близок с Луи. Можно представить, он лучше всех его знает. С первого момента появления в кадре Антуан выглядит самым растерянным, испуганным, раздраженным. Как будто он понимает, что Луи не мог приехать просто так. И каждый раз, когда он об этом думает, его волнение усиливается, напряжение растёт. Он уже не может об этом не думать. И эти мысли пугают его еще больше.

Антуан не может остановиться, перебивая сестру и Катрин. Раздражается на каждое слово, огрызается, не может сдержаться. Очень резкий, над всеми насмехается и злится. Эти чувства сильнее его. В моей фантазии, как самый близкий к Луи когда-то, он больше всех чувствует обиду на брата за то, что тот уехал, и может показаться, что Луи не интересна жизнь Антуана, ведь тот даже на свадьбу не приехал и не видел его детей, старшему из которых уже 8 лет. Антуан хочет понять, зачем здесь Луи, и одновременно боится ответа на свой вопрос.

Все разговоры с Луи для Антуана невыносимы. Сцена в машине, когда братья были вдвоем, и вроде бы поехали проветриться и поговорить, и у них были все возможности это сделать, показала всю несостоятельность попытки Луи, и что Антуан не хочет этого, не готов, физически и психологически не может вынести, вывезти разговор с Луи. Словно в сдерживании своей тревоги он исчерпал все силы.

Антуан задает вопрос Луи, как бы рассуждая, зачем тот приехал, тут же говоря, что вообще-то ему это не важно. Мне кажется, важно. И страшно. Именно поэтому Антуан обесценивает всё, что Луи ему рассказал. «Я не желаю знать!», - говорит Антуан Луи, все более раздражаясь и давя на педаль газа со всей силы. «Я не хочу быть здесь и не надо со мной говорить, я боюсь!», -выкрикивает Антуан, словно это невыносимо, а роль старшего брата ему не по силам. Все думают, что тот, кто молчит, любит слушать. И в случае Антуана это не так, он просто хочет, чтобы все оставили его в покое. Как будто бы он взвалил, и на него взвалили непосильную ношу, ответственность, которую он уже не может даже поднять, словно он всем должен и всегда во всём виноват. И в этом несправедливость. Пусть хоть кто-нибудь разделит это с ним. Но никто не готов, и Антуан обижен на весь мир и на себя в том числе. Он страдает. И любит Луи. В его случае словно невозможно контролировать свои эмоции, когда дело касается того, кого любишь. В какой-то момент кажется, что он готов убить Луи, лишь бы тот ничего не говорил, не причинил ему боль еще, потому что ещё уже невозможно. И тогда Антуан сам причиняет боль Луи, мимоходом сообщив ему, что его близкий друг юности Пьер недавно умер от рака.

Мать.

Готовилась к приезду Луи не меньше Сюзанны, которая отмечает, что Мать два часа наряжалась: тщательно уложенные волосы, макияж, костюм, аксессуары. Да, только ногти не успела досушить! На упреки дочери Мать отвечает, что вправе хотеть произвести на сына впечатление, ведь он интересуется модой, ему нравится цветное, он же гей!

С упоением и уже не в первый раз рассказывает Катрин об их ритуале по воскресеньям, когда мальчики были маленькими, а Сюзанна еще не родилась. А сегодня как раз тоже воскресенье, особенный день для всей семьи, каникулы, праздник, отпуск, так они его называли. Пускается в воспоминания, ностальгирует. Её всегда слишком много, но как будто бы это всё пустота.

Мать также говорит Луи о его немногословности в открытках, и про желание всех поговорить с ним. И этот её разговор похож на все предыдущие разговоры, когда Луи выступает словно в роли немого слушателя, будто ему и не нужно говорить, вернее даже нельзя. Мать без пауз болтает про то, как все они боятся времени, которое даёт Луи, и совершенно не питает иллюзий, поскольку он всё равно не задержится. Словно её пугает, что Луи на самом деле задержится. И тогда что будет? Неизвестно.

Мать знает о желании Сюзанны уехать, и о том, что Антуан хочет больше свободы. Рассказывает Луи о своей фантазии, что тот возложит на себя роль главы семейства, и тут же говорит о том, что он все равно уедет. Просит Луи создать иллюзию для Сюзанны и Антуана на то, что всё с сейчас поменяется в их жизни: у них будет возможность общаться, видеться, приезжать к нему в гости, словно только этой возможности достаточно, чтобы дать им надежду.

Открыто говорит Луи, что не понимает его, не может понять, но всё равно любит, и этого у неё не отнять. Пауза после этих слов мне показалась театральной. Но на мгновение Луи верит ей, в то, что она говорит, в его глазах слёзы. Но потом Мать продолжает фразой о том, что Луи может вставить это в какую-нибудь свою пьесу, обесценивая ушедшие мгновения. И её иллюзия для Луи разрушается. А после Мать задает Луи тот же вопрос, зачем он приехал. Луи чуть было не отвечает, и Мать, словно испугавшись вероятного ответа, быстро переводит разговор на другую тему.

Катрин.

Жена Антуана, с которой Луи оказался незнаком: он не приехал на свадьбу брата и никогда не видел их детей, Катрин – единственная, кто ничего не ждет от Луи в отличие от всех остальных. Она в первый раз его видит и смотрит на него чистым, незамутненным историей прошлой жизни взглядом. В течение всего повествования она словно пыталась сгладить все острые углы, возникающие между героями.

С радостью рассказывает Луи о детях, показывает фотографии, смущаясь и стесняясь, тут же извиняясь за свои рассказы, словно они заранее не интересны Луи. Впрочем, об этом не забывает напоминать Антуан.

Катрин здесь мудрая мать, принимающая и отдающая, любящая безусловно. Вся ее жизнь в детях. Упоминает о чудесных цветах, что когда-то прислал Луи, об открытке, слова которой её тронули. Так делает хорошая мать, когда ребенок приносит ей первые нарисованные им каракули: восхищается, благодарит, искренне, с любовью.

Катрин самый чуткий и сострадающий человек. Только она замечает его бледность и синяки под глазами, его желание что-то сказать, ощущает, как Луи ищет подходящий момент для чего-то очень важного. Словно понимает, зачем он здесь, какую новость принес. Ощущает его страдания. Но не готова быть тем, кто принесет эту весть. Останавливает Луи в попытке что-то ей сказать. Говорит, что не может помочь, что это не её роль. Он должен сам.

Сам быть себе хозяином, сделать выбор. Всё, как он хотел и изначально планировал. Создать иллюзию.

Часы с кукушкой.

Полноценное действующее лицо с самого начала фильма и до самого конца. Отмеряет не только время, еще больше обостряя чувство того, что его недостаточно, но и разделяя сцены друг от друга, расставляя важные знаки препинания. С этими часами общается только Луи, также у него есть и наручные. Время его друг и его враг. Для всех остальных время неопределенно и кажется бесконечным. Для Луи оно ограничено и конечно, оно утекает, словно песок сквозь пальцы, и его как будто бы можно потрогать и ощутить его бег.

Основные ощущения и кульминация.

Каждый в семье, кроме Катрин, спрашивает Луи, зачем тот приехал, но всех их не интересует ответ. Все они заняты только собой, своими страданиями и фантазией, что их бросили, оставили 12 лет назад, и никто ничего не хочет менять в сложившемся порядке жизни. Они ведут только разговоры, что хорошо было бы уехать, или хорошо было бы иметь поменьше обязанностей.

С самого начала ощущается тревога и напряжение всех действующих лиц и это ощущение не отпускает до самого конца. Антуан, Сюзанна и их Мать все время переругиваются и спорят о чем-то, что кажется незначительным, словно сопротивляясь чему-то неизбежному, что вскоре должно произойти. Тревога всё накатывает, как волны в шторм в океане, когда одна волна сменяется другой. Та другая волна будет больше и разрушительнее прежней. Уже очевидно, что бури не миновать.

В какой-то момент для Луи всё останавливается, он словно выпадает из всей этой ситуации, мысленно возвращаясь к цели своего визита в этот дом. И в это мгновение ощущаешь всю бестолковость и ничтожность ведущихся споров. Каждый из героев, кроме Катрин, как будто бы знает Луи лучше всех, а на самом деле нагружает его своими проекциями, переносит на него свои обиды, виновником которых он точно быть не может, они не видят, нет, не хотят видеть настоящего Луи: то он виновник во всех страданиях, то глава семьи и спаситель, то герой и идеальный брат. Всё, что угодно, только не сам Луи. Где здесь Луи?

И только Катрин догадывается об истинной цели его визита, смотрит на Луи и видит самого Луи, его одиночество и страдание, она словно замедляется и останавливается вместе с ним, возможно, помогая ему, в каком-то смысле поддерживая, вероятно не совсем осознанно. Катрин и не знает, о чем молчит Луи, но чувствует его лучше, чем все остальные. Она как будто бы единственный человек, живущий в реальном мире, среди всех других, пребывающих в своих иллюзиях и не желающих возвращаться. Она как камертон реальности, с которым можно свериться, если начинаешь сомневаться, как маяк, освещающий путь в бурю. Правда не все его слышат. Только Луи. В ней нет той силы, которая могла бы действительно помочь Луи буквально. На нее можно только посмотреть, чтобы увидеть, и только послушать, чтобы услышать. Она не спасет тонущий корабль из пучины волн, но стойко будет освещать весь его путь, пока мачты не скроются под водой бушующего океана.

В этой семье каждый сам по себе живет своей жизнью. Внезапный приезд Луи их объединил, столкнул в необъяснимом страхе, пошатнул привычный уклад. Каждый из них неосознанно защищает существующий порядок, всячески сопротивляясь грядущим переменам, которые явно связаны с Луи: сестра не слышит Луи, Антуан не хочет слушать Луи, Мать говорит Луи о том, что день не обязательно должен принести важные разговоры, пусть все будет как обычно: просто хорошо. Они выстроили крепость вокруг Луи с высокими стенами, из-за которых не слышно и не видно Луи.

Когда Луи предпринимает последнюю попытку начать разговор во время десерта, кажется, что над этим маленьким столом сверкают молнии, настолько велико напряжение. Антуан повернулся спиной и даже не может смотреть на Луи. Мать перебивает сына фразой: «Все эти закуски и горячее можно пережить. Но десерт никому не отдам». Я восприняла это как угрозу, вероятно всё же неосознанно Мать словно угрожала сыну, если вдруг он решит разрушить то, что у них кажется, что есть. И Луи сдается, меняет свои намерения и говорит то, что просила его мать: создает иллюзию, что чаще будет приезжать, зовет в гости сестру и брата, что ему жаль того времени, что он упустил. И в этом каждый из них чувствует, что сказанное не реально, несмотря на всё их желание поверить в слова Луи. Напряжение нарастает, все замирают, и только Антуан переводит взгляд с одного члена семьи на другого, будто ища подтверждения своим собственным чувствам. Находит. Всё словно электризуется из-за возросшего напряжения. Луи смотрит на брата и видит, что Антуан может не вынести раздирающих его чувств, и говорит, что ему надо ехать.

Эта фраза стала началом бури, которая обрушилась со всей мощью, когда наружу вырвались вся боль, страдания, обиды. Придумывая какую-то несуществующую встречу Луи, собираясь отвезти его в аэропорт, Антуан выгоняет Луи, защищаясь. Устранить, символически убить Луи. Чтобы не было так больно, так невыносимо, чтобы остановить всё это прямо сейчас. «Защити меня, Катрин», - кричит Антуан. Защити от несправедливости, я не могу быть всегда виноват – в данный момент это озвучено четко и ясно.

За что бесконечно винит себя Антуан? Можно только догадываться. За то, что не уберег своего младшего брата как старший брат? Возможно. Осознает ли он это? Вряд ли.

Ужасная сцена в финале, когда Антуан заносит кулак над Луи, и мы видим крупным планом его разъяренное, перекошенное ненавистью лицо и кулак, уже где-то разбитый, но успевший немного зажить. Ярость Антуана пугает. Все замирают, и всё постепенно успокаивается.

Негласный договор Луи с Катрин, что она будет хранить его секрет словно ставит всё на свои места. Только Катрин поняла, зачем Луи был здесь.

Еще немного о художественных средствах.

Я уже упоминала один из основных приемов, который используется в картине:

- крупные планы, которые сужают пространство, душат, теснят, создают метафору клетки, замкнутого пространства, пространство внутри часов с кукушкой, там, где она находится, пока не наступит час бить. В сочетании с жарой, о которой говорится на протяжении всей картины, атмосфера создается и вовсе невыносимой.

- Часы с кукушкой, словно отчитывающие минуты жизни Луи, которая скоро закончится, появляющиеся в кадре наравне со всеми остальными героями и играющие свою роль. В финале из часов вылетает живая птица, которая сначала мечется по дому в поисках выхода, которого нет: все двери и окна закрыты, а потом разбивается о стекло. Как и Луи, словно запертый в тесной клетке дома в своем желании всех простить, принять, рассказать о том, что с ним происходит. Но чем дольше Луи находится в этом доме, тем яснее понимает, что никому не интересны его чувства, его жизнь. Образ той счастливой семьи, что была ранее и возникала в ярких цветных воспоминаниях, где Антуан носил Луи на плечах, и они веселились, безвозвратно стирается уже навсегда. Всё это уже утрачено. Все эти люди ему сейчас словно чужие.

- Свет, цветовое решение: в качестве художественного приема в фильме очень хороша работа со светом: все сложные разговоры с сестрой, матерью и братом происходят в замкнутом полутемном пространстве, а светом наполнены воспоминания Луи и финальная сцена. Реальность описана приглушенными красками. Воспоминания Луи всегда яркие. Финальная сцена освещена закатным теплым светом словно надежда, что Луи нашел во всей случившийся ситуации какое-то умиротворение для себя.

- Отпечаток руки Пьера на запотевшем окне отсылает нас к фильму «Титаник», что добавило ощущение грядущей трагедии, чего-то разрушительного: всё, что случилось в доме и новость о смерти Пьера, оброненная как бы между делом Антуаном.

- Музыка: самый первый саундтрек, который звучит словно эпиграф фильма, когда Луи едет в такси, песня Camille «Home Is Where It Hurts» - «Дом – там, где больно».

Что еще я могу сказать.

Бесконечно грустный фильм, следить за которым очень непросто. Непросто выдерживать. Он требует много душевных сил. Герои общаются не выверенными красивыми правильными фразами, их речь прерывиста, непоследовательна, порой алогична, перескакивает с одного на другое, эмоциональна, наполнена паузами и противоречиями, нервна, неровна. Словно это свободные ассоциации в кабинете психоаналитика, или подслушанные мысли героев, которые они не произнесли. Они постоянно что-то говорят, иногда одновременно, но никто никого не слышит. Будто врастаешь в эту семью, присутствуешь в этом доме и проживаешь историю то с одним героем, то с другим. Сопереживаешь каждому.

Несвобода, отчаяние, невозможность изменить обстоятельства, одиночество, разочарование. Не каждый имеет талант, не каждый может уехать от матери, не каждый может жить так, как хочется.

Луи, как «Блудный Сын» хотел, вернувшись домой, покаяться, простить, сказать, что любит, быть искренним и отрытым, сильным, оставить позади прошлое, обняться, с чистым сердцем сказать, что умирает, попрощаться, завершить дела и дать силы своей семье жить дальше в гармонии, мире, без чувства вины, боли и обид. Смерть – это место, где будем мы все, кто-то раньше, кто-то позже. Луи ждал подходящего момента, но таких моментов не бывает, они все неподходящие для таких новостей. Не получилось. Он так и ушёл, услышанный только Катрин.

Те, кого любишь больше всего, ранят тебя больше всего.

Эпилог.

Я не считала, сколько раз посмотрела этот фильм. Интересно то, что с каждым разом он открывал для меня всё новые грани возможных смыслов. Это какой-то бесконечный процесс. Ловила себя на совершенно противоречивых эмоциях. С первого раза и до последнего, когда я пересматривала фильм, у меня не было в голове хороших персонажей и плохих. Я сопереживала абсолютно каждому и ревела каждый раз в финале.

Оказывается, фильм взял Гран-при в Каннах в 2016 году и там же был освистан критиками. И я понимаю, почему. Это слишком больно. Невозможно. И касается каждого. У всех есть семья, пусть даже фантазийная.

«Это всего лишь конец света» - правда о современной семье, как она есть. Такая семья может жить где угодно, в любом маленьком городке почти любой страны. Таких семей огромное количество по всему миру.

И последнее, что я хотела отметить: фильм довольно сильно отличается от пьесы, особенно финалом и характером Луи. В нем есть недосказанность. Мне кажется, этот фильм можно смотреть бесконечно. Здесь нет однозначных ответов, решений, но есть место для размышлений и рефлексии.

Автор: Татьяна Михайлова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru