Найти в Дзене
Анна Тычук | Психолог

Нарциссическая травма - это когда никому не было интересно, каким ребёнок является на самом деле

Для того, чтобы наше Я полноценно развивалось в детстве - нам важно, чтобы значимым взрослым мы были по-настоящему интересны, как личности. Как отдельные от родителей личности.

Чтобы мы были интересны не как кто-то, кто будет обслуживать потребности родителей, кого родители могут использовать по своему собственному усмотрению. Не как кто-то, кто является продолжением родителей или их отражением, не как кто-то, кто будет повышать их самооценку.

Не как кто-то, кто будет выдавать лишь удобные для родителей чувства и потребности, чтобы не мешать им своим существованием. Не как кто-то, кто будет контейнером для каких-то "негативных" или неугодных частей психики родителей, и не как вешалка для их проекций. И не как кто-то, кто будет копией родителей или абсолютной копией их внутреннего ребёнка.

А чтобы ребёнок был интересен своим родителям - как отдельная уникальная личность. Как индивидуальность.

Чтобы их интересовало не только то, что у ребёнка на поверхности - его внешность, поведение, репутация, учёба, успехи, физические потребности и т.д. Но и искренне интересовало то, что происходит у него внутри - каким он является на самом деле.

Что он чувствует, что думает, к чему его влечёт, что ему по-настоящему интересно, а что не очень, какие у него есть желания и какие у него глубинные потребности. Что для него важно, что ему нравится и что не нравится. Какие у него есть особенности, какие ценности. Почему он совершает те или иные выборы, чем руководствуется, чего боится и т.д.

Если родителям ребёнка это всё не интересно в силу самых разнообразных возможных причин - то у ребёнка формируется нарциссическая травма.

И есть самые разные варианты нарциссических травм, самые разные варианты возможного контекста, при котором ребёнок может получить нарциссическую травму, и есть разные варианты адаптаций и защит, с помощью которых нарциссически травмированный ребёнок может пытаться совладать со своей травмой.

Но общее для всех вариантов нарциссических травм то, что человек впоследствии имеет сложности с тем, чтобы свободно и естественно проявлять своё "истинное Я", то есть то, кем он является на самом деле.

В некоторых случаях нарциссически травмированные люди сохраняют контакт со своим истинным Я, не утрачивают его, но им сложно проявлять себя настоящими именно перед другими людьми.

А в других случаях - глубина такой травмы у человека может быть настолько сильной, что он и сам теряет доступ к тому, кем он является на самом деле. Когда он уже не столько прячет себя настоящего от других людей, а когда он и сам уже не знает, кем он в действительности является.

Нарциссическая травма, полученная в результате того, что родители не интересовались внутренним миром своего ребёнка - может заключаться в том, что ребёнка просто не видели, тотально не интересовались им, не отражали его никак, как будто бы игнорировали его. Или видели его, но видели лишь частично, игнорируя в нём какие-то значимые аспекты его личности и его внутреннего мира.

Так и тем, что вместо реального ребёнка - родители видели в нём что-то или кого-то другого. Например, видели в нём вместо его собственной личности - функцию.

Например, ребёнок был интересен своим родителям как их "нарциссическое расширение", как тот, кто своими успехами будет повышать их самооценку.

Или, например, родители могли видеть в ребёнке - того, кто о них позаботится.

Или родитель мог видеть в ребёнке своего собственного внутреннего ребёнка, свою детскую часть - и при этом, мог абсолютно игнорировать то, что его внешний реальный ребёнок вообще-то является отдельной личностью, и он может быть другим по сравнению с тем, каким ребёнком был сам родитель в детстве.

Или ребёнок мог напоминать родителю какого-то другого значимого человека из его жизни, когда в ребёнке видели лишь переносную фигуру, какого-то другого человека - а его самого не видели, игнорировали.

Всякие истории про "замещающего ребёнка", когда в ребёнке видели какого-то другого, погибшего или нерождённого ребёнка, а его самого, кем он является в реальности - не видели и не интересовались.

Или когда родителям было только интересно, каким их ребёнок, по их мнению, должен быть - но абсолютно не интересно то, какой он есть.

Всё это разные варианты, приводящие к формированию у ребёнка нарциссической травмы.

И нарциссическая травма может быть вызвана отсутствием или сильным дефицитом отражения, когда родители игнорируют ребёнка, когда они просто им не интересуются.

Так и может быть вызвана неадекватным, искажённым отражением - когда ребёнка вроде как видят, как будто бы проявляют по отношению к нему некоторое внимание, но этот интерес не направлен к тому, кем в действительности является ребёнок, а направлен на что-то другое. Направлен на что-то, что родитель в ребёнке видит, но что на самом деле не относится к внутреннему миру ребёнка.

И второй вариант нарциссической травмы может быть самым "коварным", т.к. не всегда можно распознать за внешним проявлением интереса к ребёнку то - что им настоящим родитель на самом деле не интересуется. Иногда такой вариант нарциссической травмы внешне может выглядеть, как забота.

Например, в случае, когда родитель видит в ребёнке - свою собственную детскую часть, и даёт ребёнку то, чего родителю самому не хватало в детстве. Внешне такая ситуация может выглядеть очень хорошо.

Но когда родитель за своей проекцией не видит своего реального ребёнка, игнорирует его реальные потребности, не признаёт его отдельность и его инаковость - то это может также нарциссически травмировать ребёнка, как и остальные случаи отсутствия интереса к внутреннему миру ребёнка, к тому, кем он является на самом деле.

Только в случае тотального игнора - у человека как будто бы есть право признавать свою боль, свои дефициты, есть право злиться и признаваться себе в том, что его игнорировали, и этим травмировали.

А в случае когда ребёнка типа видели, но на самом деле не видели - может быть сложнее понять, что имеет место нарциссическая травма и отсутствие интереса к реальному внутреннему миру ребёнка.

Это не значит, что какая-то из этих травм легче, а какая-то сложнее. Они все имеют очень негативные последствия для психики. И у каждой из них - может быть собственный набор этих негативных последствий.

Просто в первом случае как будто бы более открыто то, что происходило с ребёнком. А во втором случае происходит похожее игнорирование, но оно может быть замаскировано под заботу. И тогда подобный опыт может быть сложнее распознать, как травматический.

Нарциссическая травма, полученная в детстве - впоследствии мешает человеку полноценно развиваться и проявляться.

И такая травма лечится, в первую очередь, отношениями, в которых тебя по-настоящему видят и искренне хотят увидеть. Когда другому человеку по-настоящему интересно то, каким ты являешься на самом деле, интересен твой внутренний мир.

И в терапии через выстраивание терапевтических отношений - есть возможность получить со стороны терапевта тот интерес к внутреннему миру, который не удалось получить от своих родителей в детстве.

__________________________

Люди, которые в своей семье занимали роль "козла отпущения" - обычно тоже получают такую "нарциссическую травму".

И сделать первые шаги по исследованию и проработке такой травмы - можно с помощью моего фильмотренинга "Козёл отпущения в семье. Из гадкого утёнка в прекрасного лебедя": http://annatychuk.kassa.bizon365.ru/buy/filmotrening-kozel-otpusheniya-v-seme-iz-gadkogo-utenka-v-prekra