Я давно заметил грустную закономерность, которую лучше всех достаточно жестко, но точно выразил главный герой фильма “Сплит”: “Сломленные сильнее остальных”.
Люди, жизнь которых наполнена негативным или болезненным опытом, как правило, приобретали особый взгляд на мир, самое точное описание которого я бы назвал “мудрый”.
Конечно, недостаточно просто пройти через что-то плохое, чтобы стать таким. Такие люди скорее редки. Но если сравнивать с теми, у кого такого опыта не было, то разница в количестве видна сразу. В своей жизни я ни разу не видел мудрости, выращенной в комфорте.
Данный принцип идеально описывает героя этого поста, писателя, профессора экономики и поведенческой экономики Дэна Ариэля.
В 18 лет Дэн получил ожоги 3 степени 70% тела. Полное восстановление от такой тяжелой травмы заняло три года и это не было легким времяпровождением, когда нужно просто лежать в кровати и ходить на обеды по расписанию. Каждый день ему приходилось проходить через процедуру, название которой настолько же невинно, насколько ужасно содержание - смена тканевых повязок.
Тканевые повязки - это бинты. При ожогах такой степени уже после 1 дня бинты прирастают к верхнему слою плоти. Соответственно, их смена - это сдирание кожи заново. Минимум раз в 3 дня. В течении 3 лет, на 70% поверхности тела.
Ариэли вспоминает, что в больнице его звали “человек боли”, а любую операцию он ожидал с неподдельным энтузиазмом - ведь во время процедур ему будут делать анестезию! Комментарии, как говорится, излишни.
Пережитый опыт на всю жизнь определил вектор мышления Дэна: он хотел разобраться, как именно человек реагирует на стимулы, формирующие его поведение.
Одной из значимых проблем он посвятил две книги: “Предсказуемая иррациональность” и “Позитивная иррациональность” исследующие, как можете догадаться, иррациональность. А именно, следующую связанную с ней мысль.
Хотя мы привыкли относиться к человеческому мышлению как к рациональному (особенно этим грешили те самые поведенческие экономисты, выдавая теории вроде предельной полезности), на самом деле люди иррациональны и руководствуются достаточно извращенной логикой, приводящей к таким неразумным вещам, как желание отыграться в казино или выбор в пользу маленьких ближнесрочных благ вместо больших дальнесрочных.
В качестве такого примера, Ариэли рассказывает личную историю, где он был пациентом с гепатитом С, получивший возможность участвовать в тогда еще экспериментальном лечении с применением интерферона.
Пациенты, перед которыми маячила реальная перспектива смерти от цирроза печени, должны были делать сами инъекции три раза в неделю дома. Каждая инъекция сопровождалась жуткими побочными эффектами - озноб, тошнота, головная боль. Под конец программы Ариэли оказался единственным, кто полностью прошел весь план лечения.
Удалось ему это благодаря не повышенной сознательности или желанию выздороветь. Его спасла небольшая, но важная хитрость. Каждую инъекцию он сопровождал любимым занятием - просмотром фильма. И это позволило ему пройти этот нелегкий и неприятный путь до конца. У него получилось благодаря опоре на свою иррациональность.
Этот пример прекрасно иллюстрирует главный вывод Ариэли: люди далеко не всегда действуют рационально, но эта иррациональность может быть не только разрушительной, но и спасительной.
Его исследования показывают, что мы склонны к коротким всплескам мотивации, но нам сложно выдерживать долгосрочные усилия. Мы делаем глупости, но иногда именно эти "глупости" помогают нам выжить, адаптироваться, преодолеть. Ариэли научился использовать это знание на практике, превращая слабости в силу, а собственный травматический опыт — в инструмент понимания поведения людей.
Сломленные сильнее, потому что они лучше знают, как устроена боль. Но главное — они понимают, что с ней делать.
Узнавайте о новых постах первыми - подписывайтесь на мой Telegram-канал "Цветы для Элджернона"