Возвышающийся над Парижем Монмартр приютил низы столичной богемы, дав им призрачный шанс выбраться из нищеты. Морис Равель, частый гость здешних кафешантанов, с некоторых пор в деньгах не нуждался: он унаследовал от дядюшки приличный капитал и стал придирчив к заказам, за что попало не брался. Однажды композитор, пролистывая газету, наткнулся на объявление, в котором автор обещал заплатить 6 тысяч долларов тому, кто напишет для него фортепианный концерт. С одной оговоркой — сочинение должно быть для левой руки. Ни о каких причудах речи не шло — правой австрийский пианист Пауль Витгенштейн лишился на полях Первой мировой войны. Её участником был и Равель. По другую сторону фронта. Они встретились и продолжили сражение, но уже музыкальное. Когда Равель показал пианисту готовую партитуру, то был неприятно удивлён критикой в свой адрес — Витгенштейн, воспитанный на классике, на дух не переносил джаз, который и задавал тон новому сочинению. Пауль забраковал начальную каденцию, а также счёл