Мы с вами, дорогие читатели, продолжаем гулять по левому берегу Ангары, по городу Иркутску, по улице Кайской, где представлены все эпохи беспокойной биографии нашего края - от конца века девятнадцатого, строительства Транссибирской магистрали, модерна, революционного сложного времени, индустриализации, послевоенного времени, сталинианса, хрущевской темы, ну и 90-ые. Мне кажется, что брежневская эпоха вообще в нашем городе представлена слабо, т.к. все силы были брошены на строительство Байкало-Амурской магистрали... в общем, будем смотреть сегодня и немножко "людоедских" замков в частном секторе, посмотрим новостройки и... закончим прогулку у самой кромки Кайского леса...
Для тех, кто присоединился недавно - вот ссылка на первую часть нашей неспешной прогулки:
Мы с вами в прошлый раз остановились на перекрёстке со 2-ой Железнодорожной - стоим, ждём зелёного сигнала светофора:
Если посмотреть направо - в сторону (грубо говоря) Маяковского, зданий ВСЖД, дома связи, пара Парижской коммуны, то пейзаж будет типично глазковским:
А если посмотреть налево и выше, то увидим храм баптистов, куда я пару раз возила экскурсантов:
Напомню, что у них есть ещё большое и красивое здание возле ТЦ "Карамель" - Партизанская 42:
Мы с вами переходим дорогу к симпатичному домику номер 26, который стоит на углу Второй Железнодорожной и Кайской улиц:
Ландшафт здесь забавный (когда ты с ребёнком и с коляской - ужасный! - двадцать лет тому назад я в этих краях работала няней одной замечательной... взрослой уже барышни):
Мы начинаем потихоньку подниматься на Кайскую гору и... в неожиданном месте. Признаюсь: я только в баптистский храм сюда ездила в качестве гида. А так... никогда выше не поднималась по Кайской: обратите внимание, как меняется настроение улицы... частный сектор берёт своё - кажется, будто открылся портал в какой-то посёлок (в общем-то это и было село Глазково когда-то):
И покосившиеся деревянные столбы, и однообразные заборы... всё это напоминает самую унылую русскую глубинку какого-нибудь промышленного мегаполиса. То есть с Нерехтой, Кинешмой, Палехом и Переславлем не спутаешь, нет:) именно какой-то суровый край...
Впрочем, мне во время поездки в Забайкалье и на Дальний Восток всё было привычно, всё казалось родным и... сугубо практичным.
Попадаются и милые детали:
А уж какой красивый забор есть в этом сегменте улицы (от Кайской 30 до Кайской 28):
Вообще тут целый комплекс бравеньких и симпатичных домиков, которые интересно рассматривать. Вполне можно было бы с ними открытки и календари печатать. Такие они уютные, добротные:
Мы незаметно приближаемся к пересечению с Третьей Железнодорожной:
Шучу: это рассказывать долго, а идти тут недалеко... если бы не подъём - вообще минутное дело... впрочем, здесь ещё вполне ничего. Да, я забываю посматривать налево, а надо бы:
Как-то я стремительно её миновала, но успела сделать пару фото, махнув камерой туда-сюда: кажется, что мы забрели на какие-то далёкие окраины...
Что меня восхищает в предместье Глазково - крепкие, пышные, тёмно-зелёные ёлки! - совсем сказочные. Лиственницы тоже попадаются, но они выглядят не так солидно и основательно просто здесь:
Как я поняла, что где-то здесь беседовали авторы рубрики "Иркутск исчезающий" с хозяевами этих домиков:
А мы, тем временем, пересекли 4-ую Железнодорожную и оказались у пожарно-спасательной части номер 4. Это типовая пожарка, где рядом дом - я как-то в подобный (на Култукской) ходила к ученице заниматься. Идея была хорошая - пожарные будут жить в доме, пристроенном к пожарной станции, но... люди, к которым я ходила, уже никакого отношения к пожарным не имели; более того - мои хорошие друзья живут в другой красивой пожарной части нашего города - и слушают, как стремительно вырываются из-под окон их квартиры ярко-красные машины (кстати, ночью они без сирены выезжают на вызов).
Вот, как мы уже далеко забрались...
Слева у нас явное наследие 90-ых и начала нулевых:
А вот за городской ветеринарной станцией (безынтересного вида) - я даже не стала отдельным образом её фотографировать (зелёный бочок этого барака вошёл в кадр слева)...
есть очень красивый поворот на улицу Рылеева, с которой открывается вид в сторону улицу Маяковского и... понимаешь, что где-то вдали парк курорты Ангара, красиво нависающий над долиной Иркута...
Высотки на Маяковского видны отовсюду, конечно: мне они даже кажутся эффектными и вполне "вписавшимися" в общий вид города:
Кстати, помните? Мы зимой, в феврале, поднимались точно таким же образом по лиричной улице Румянцева, но дело было на закате, виды были нежнее:
Да, здесь находит на пешехода некое сомнамбулическое состояние, когда поднимаешься в гору, начинаешь погружаться в свои мысли... ни прохожие, ни машины почти не отвлекают и... что-то терапевтическое есть в подобных прогулках. Кто-то любит ходить по лесу, а я люблю ходить по городу, где нет ни людей, ни машин. Иногда понимаешь, что уже близка улица Чайковского - есть оригинального вида ориентиры:
Вообще тут хочется начать напевать что-то из двухтысячных... какие-то те песенки и рекламки себе под нос - полное погружение в то время, когда ещё какие-то заколки-бабочки с бисером трепетали в волосах, а по телевизоры шли "Моя прекрасная няня" и "Папины дочки":) да, я понимаю, что у читателей будут свои ассоциации... вспоминаются какие-то хождения по гостям, когда ещё это было нормой (это сейчас все на нейтральной территории любят встречаться), но уже тогда виделось сильное расслоение, но какие-то посиделки у чужих каминов, печение яблок, бутерброды с чёрной икрой, ананасы и клубникам под шампанское в январе - что-то такое вспоминается... понятно, что были и ободранные диванчики из дерматина в узеньких кухоньках, и дома, где обмерзали стены, прикрытые советскими коврами, вспоминаются и обледенелые сени, и вынос воды, и стремительный бег до "удобств" во дворе, и неизбежная куча в деревянном туалете, и запахи стаек, копошение кроликов в загоне, тёплое дыхание коров, моя неприязнь к лысоватым курицам, какие-то странные контрасты детства... но я рада, что всё это было - а особенное приключение, если гости ещё и с ночевой... сейчас, кажется, у меня всего одна подруга осталась, с которой мы ещё не сдаём последние бастионы "пижамных вечеринок" с просмотров кинофильмов и поеданием неполезной еды по ночам...
Извините, за эти глуповатые лирические отступления, но там правда скучновато (в хорошем смысле этого слова!) - идёшь-идёшь и... вспоминаешь, поглядывая направо-налево. Зато работа, дети, непроверенные тетради, неразобранная машинка, непоглаженное бельё - всё осталось где-то далеко-далеко - дома.
Мы миновали и улицу Островского и... позаглядывали в просторные местные дворы:
Ой, тут показывают интересное:
Мы, собственно, уже пришли к улице Чайковского, с которой началось моё увлечение Левобережьем:
Дело в том, что я раз из музея Солдаты Отечества решила не идти торопливо и малодушно-равнодушно на остановку, а пойти по улице Чайковского и... узнать, какая она вообще? И куда меня приведёт? - нет, я не идиотка, в карту смотрела и... знала, что на улицу Терешковой, но хотелось всё самой разузнать. Видимо, Пастернак постучал в сердце:)
Помните?
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья...
Не буду вас сильно нынче мучить стихами - тем более, что мы уже пересекаем улицу Чайковского:
А вот дальше я ни разу не поднималась... по Чайковского много раз ходила в сторону Студгородка, Терешковой, костёла... а выше не поднималась (резонно - зачем?): мне казалось, что это уже какой-то... край света.
Пишу и улыбаюсь: у нас с дедушкой (Царство ему Небесное!) был такой "пароль" - куда пойдём? - "на край света". Дело в том, что в дошкольном детстве я как-то сильно не хотела домой с прогулки и предложила:
-Ещё погуляем?
-Где? Куда пойдём?
-На край света, - улыбнулась я.
-Это далеко.
-Да нет же! Пошли - покажу.
В итоге мы двинулись в сторону 21-ой школы и 1-ой Советской от Аэрофлотской и... я лихорадочно соображала, что можно выдать за теоретический "край света". А там, где сейчас новостройки, удачно обрывались газоны, бетонные плитки, парапеты и тумбы с флагами у 21-ой школы... ещё висела огромная алюминиевая фигура на фасаде - кажется, там Прометей ведь был? - и лозунг: "Мы рождены, чтобы сказку сделать былью!". Вот это-то я и выдала за "край света". Мы потом много лет шутили на эту тему и в обиход свой это название ввели. Люблю такие домашние шутки, словечки, традиции... пароли и явки "для своих".
Мы поднялись почти на гребень горы и стали двигаться параллельно Чайковского, 2-ой Железнодорожной (многошумящей и популярной - поэтому я её часто тут упоминаю, т.к. по ней идут все вереницы 80-ых и 90-ых автобусов - не только их, разумеется!).
Сперва мне казалось, что кроме вот таких деревянных коробков-домиков тут ничего интересного не покажут, а потом дали акварельные работы неизвестного художника:
Так я и шла по тихой-тихой Кайской: справа - гаражики и домики, именуемые в Иркутске "бараками", слева - сталининас. Будь я популярным блогером, кто-нибудь бы непререкаемо и авторитетно написал: - Эти дома строили пленные немцы! - правда, учитывая их миллионное количество на территории бывшего СССР - вряд ли столько немцев на свете когда-то жило вообще...
Внезапно эпоха переменилась - вот уже и март пролетел, и Сталин умер, и товарищу Берии, который вышел из доверия, Маленков надавал пинков (фольклор вдруг вспомнился!), а потом грянули оттепель и хрущовская застройка:
Экая я сегодня игривая... при том, прошу заметить, в абсолютной трезвости статью пишу:) честно!
Может, просто на меня избыток свежего воздуха так повлиял. И тишина. Понятно, что здесь шумела и чавкала подтаявшим снегом только я... и такие редкие прохожие, что казалось, будто на всей планете нас осталось от силы человек пять-десять...
Помню, что здесь меня накрыло дежавю - показалось, что я иду по Грибоедова (подхожу к Колхозной примерно!), а периферическим зрением смотрю вниз - на улицу Лермонтова, которая где-то там, внизу, шумит...
Потом я подумала, что в Хабаровске меня постоянно это ощущение накрывало - мол, я на "Чайке", я на Лермонтова, я где-то в районе Пожарки... из всех российских городов именно Хабаровск мне напоминал местами наш левый берег (я не про центр, а про какие-то обычные и житейские районы, кварталы, жилые массивы, - кто пропел, тот молодец).
Впереди нам дорогу (перпендикулярно) пересекает улица Терешковой, мы о ней ещё будем говорить подробно и длинно:
На этом мы с вами прощаемся и помним: чем дальше - тем интереснее!..
Оставайтесь на канале - будем гулять по Иркутску вместе и приветствовать весну: