«Я своего ребенка знаю, с ним такого точно не произойдет!», «Как же так произошло, чего ему не хватало? Это все дурные компании!»… С 2023 года специалисты наблюдают резкий скачок детского алкоголизма в России: если раньше доля пьющих детей и подростков неуклонно снижалась, то с недавних пор она выросла на 18,2% — и это только дети с официально поставленным диагнозом. Главный врач нашей клиники и психиатр-нарколог Василий Шуров объясняет, как распознать подростковый алкоголизм, и какие причины на самом деле влияют на его развитие.
Как распознать зависимость у подростка?
Школьники умеют ловко скрывать свои тайны от родителей, поэтому очевидные признаки пьянства — например, запаха алкоголя или состояния опьянения — у них редко удается обнаружить. То же самое и с наркотическим веществом — если при курении у ребенка можно обнаружить пачку или зажигалку, то с пьянством это почти невозможно.
Поведенческие паттерны тоже определить довольно сложно. Подростки в целом не отличаются эмоциональной стабильностью, могут вести себя непоследовательно, начинать плохо учиться или прогуливать школу без всякого алкоголя.
Но все же на некоторые особенности стоит обратить пристальное внимание.
Алкоголь — депрессант нервной системы. Он усиливает действие ГАМК — гамма-аминомасляной кислоты, главного «тормозного» нейромедиатора центральной нервной системы, который снижает нервное возбуждение.
Но на фоне частого приема этанола мозг адаптируется к постоянному «торможению»: он снижает выработку ГАМК и чувствительность ее принимающих рецепторов. И в результате противоположность «тормозной» ГАМК — «возбуждающий» нейромедиатор глутамат — начинает действовать на нервную систему более активно.
Отсюда и ключевой признак зависимости — несвойственное для подростка нервное возбуждение, эмоционально-поведенческая и двигательная реактивность:
- повышенная раздражительность и тревожность;
- повышенная агрессивность, резкие вспышки злости;
- трудности с концентрацией внимания, рассеянность;
- повышенная двигательная активность, нервные однотипные движения;
- быстрая утомляемость, беспричинная усталость;
- нарушения сна, чаще бессонница и тревожный поверхностный сон.
Разумеется, эти признаки важно оценивать в динамике: если раньше у подростка не наблюдались такие нарушения, а сейчас начали появляться и нарастают.
Кроме того, родителям стоит обратить внимание на внешность подростка: серовато-бледный цвет кожи, ломкость волос и ногтей, круги под глазами. Но, опять же, это тоже косвенные признаки: их может вызвать переутомление, недостаточно сбалансированное питание, стресс и другие факторы.
Поэтому главная задача родителя — прежде всего заниматься профилактикой зависимости у ребенка, изучать и предупреждать причины ее развития. Алкоголь, наркотики, аптечные препараты, нехимические зависимости — хотя факторы воздействия и отличаются в каждом случае, но общие предпосылки к формированию аддикции одинаковы во всех случаях.
А если вы все же подозреваете или уже обнаружили алкоголизм у ребенка или другого близкого человека — приглашаем вас на вебинар «Зависимость — не приговор». На нем мы разберем не только предпосылки зависимости, но и правила помощи: как правильно разговаривать с подростком в такой сложной ситуации, как не оттолкнуть его и по-настоящему помочь избавиться от алкоголизма. Вебинар пройдет 19 марта в 18:00 по МСК, регистрация по этой ссылке — https://clck.ru/3GaUXo
Почему подросток начинает пить?
Когда речь заходит о зависимости у детей, мы сразу думаем о внешних факторах воздействия. Они действительно есть.
- Часть массовой культуры. Алкоголь и другие психотропные вещества всегда выступали символом подросткового бунта. Но с алкоголем все еще опаснее: это буквально легализованный наркотик, и подросток с самого детства наблюдает вокруг себя «культуру пития»: праздники с бокалами, бутылки и стаканы в популярных кино и сериалах, упоминания алкоголя в песнях и книгах, поведение кумиров молодежи.
- Признак «взрослости». Алкоголь также может служить для ребенка символом «взросления». Первый глоток алкоголя — в компании школьных друзей или с одобрения родителей на празднике — часто становится своеобразным ритуалом инициации: ребенок ощущает, что ему теперь позволено делать нечто «взрослое». Этот образ также могут усиливать сами родители и другие взрослые («Вот вырастешь, тогда будешь!. А сейчас нельзя»). А на фоне физиологических и социальных изменений в своей жизни подросток считает, что он уже взрослый человек.
- Элемент развлечения. Наконец, алкоголь может быть формой развлечения, и не только из-за своего опьяняющего эффекта. Алкогольный маркетинг не стоит недооценивать: подростков привлекают яркие бутылки и банки со слабоалкогольными напитками, стильные студенты на вечеринках в рекламе пива. Маркетинг превращает спиртное в символ веселья и молодости. Кроме того, подростки могут обсуждать новые вкусы и виды спиртного, играть в алкогольные игры.
Но все эти внешние факторы — только вершина айсберга. Сам по себе единичный прием алкоголя не сделает ребенка зависимым: по данным исследователей, 43,4% опрошенных российских школьников 14–18 лет пробовали алкоголь, — но это не значит, что почти половина российских подростков страдает от алкоголизма.
Так происходит, потому что алкоголь — это в первую очередь психотропное вещество, инструмент изменения сознания. И алкоголизм развивается в том случае, когда этот инструмент начинает закрывать какую-то значимую для подростка потребность, которую он не может реализовать другим способом.
Из-за этого главной причиной алкоголизма становится не реклама спиртного, не «плохие фильмы», и даже не «влияние плохих компаний», — а куда более глубокие и неочевидные факторы риска. Их мы и разберем.
1. Низкая самооценка и проблемы с социализацией
Социализация и чувство принадлежности к группе — одна из ключевых потребностей для подростка. Он формирует для себя ответ на вопросы «Кто я и с кем?», пытается через других людей определить свои ценности и взгляды, ищет единомышленников.
Но низкая самооценка и недостаток социальных навыков могут перечеркивать этот важный этап взросления. Ребенок постоянно переживает о том, как он выглядит и ведет себя, чувствует себя неловко, боится знакомиться и общаться, пытается «подстроиться» под окружающих, чтобы «заслужить» внимание и принятие.
Зачастую это происходит с детьми из дисфункциональных семей с эмоционально холодными и слишком требовательными родителями: ребенок не получает безусловной родительской любви и привыкает к тому, что внимание, поддержку и хорошее отношение к себе нужно «заслуживать», учится подстраиваться под запросы других, а его самооценка полностью зависит от мнения окружающих.
И тут в жизни ребенка появляется алкоголь. Во-первых, сам прием спиртного может быть связан с низкой самооценкой: соглашаясь на выпивку с друзьями, подросток привычно пытается «подстроиться» под требования более авторитетных для него людей, жаждет принятия в группу.
А во-вторых, алкоголь может стать для такого ребенка инструментом регуляции социальной тревожности: спиртное помогает ему расслабиться, перестать тревожиться о своем виде и поведении, почувствовать себя более уверенным, активнее общаться с людьми. Так алкоголь превращается в «социальный костыль», от которого тяжело отказаться.
2. Гиперконтроль и агрессивный бунт
Сепарация от родителей — в целом одна из ключевых задач подросткового возраста. Подросток не только начинает более активно социализироваться, он в целом отдаляется от родителей и уходит в изучение себя: учится понимать, что ему нравится и не нравится, изучает свою эмоциональность, осознает личные границы и «прощупывает» границы других людей. Все это помогает ему формировать собственное «Я».
И один из важных инструментов сепарации для ребенка — тот самый «бунт». Подросток начинает задумываться над авторитетом родителей, критиковать их мнение и требования.
И если родители понимают значимость этого процесса и постепенно дают подростку больше свободного пространства и рычагов контроля над своей жизнью, признают значимость изменений — «бунт» проходит достаточно мягко. Ребенок радостно экспериментирует с внешностью и стилем одежды, знакомиться с разными стилями музыки и искусства, изучает различные философские течения и субкультуры, ищет себя — без угрозы для своей безопасности.
Но, увы, многие родители не хотят признавать изменения и агрессивно тормозят процессы сепарации. Пытаются контролировать каждый шаг подростка, устанавливают строжайшие запреты на изменения имиджа и прогулки с друзьями, устраивают показательные обыски личной комнаты и вещей, насмехаются над чувствами и переживаниями подростка, агрессивно указывают ему на его «детский возраст».
Ты еще не дорос, чтоб ставить под сомнения наши требования! Сказано — делай!
Мы лучше знаем, что тебе нужно! Твоего мнения тут не спрашивали!
Ты должна выглядеть, как приличный человек! Живо смой косметику и выбрось эту юбку! И музыку эту не слушай, она на тебя плохо влияет, это все из-за нее!
Пока ты живешь в нашем доме, будешь подчиняться нашим правилам!
В результате процесс сепарации затягивается и\или радикализируется. Здесь возможны два варианта. В первом случае родителям удается полностью подавить взросление ребенка: он становится тихим и послушным, не пытается проявлять себя, слепо следует каждому совету. Такой ребенок может столкнуться с «подростковым бунтом» уже в более взрослом возрасте (в университете или вовсе после 30+ лет), или же прожить всю жизнь под подавляющим контролем родителей или других авторитетных фигур (партнера в отношениях, начальства).
А во втором случае ребенок продолжает сепарироваться — но на фоне жестких ограничений выбирает куда более радикальные меры. Чтобы символически доказать родителям значимость своих изменений, он использует не одежду или музыку, а куда более яркие и уже по-настоящему опасные «атрибуты взрослости»: нарушает правила и общественные нормы поведения, самолично связывается с теми самыми «дурными компаниями», — и начинает употреблять алкоголь, курить, пробовать наркотики.
3. Потребность в эмоциональной близости
Гиперконтроль и строгие запреты — не единственный способ «подтолкнуть» ребенка к алкоголизму.
Еще один вполне «надежный» способ: отказать ребенку в эмоциональной близости.
Именно в родительском доме ребенок учится близким доверительным отношениям. В норме он получает от родителей безусловную любовь, принятие, внимание и поддержку. Родители помогают ему разбираться в сложных чувствах и внутренних конфликтах (особенно на фоне пубертата, когда все эмоции так пугающе обострены!). Ребенок чувствует, что его переживания и потребности важны, учится доверительной близости.
Но так происходит не всегда. Во-первых, некоторые родители выполняют в жизни своих детей лишь функциональную роль: кормят, одевают, следят за безопасностью, обеспечивают обучение — и искренне считают, что тем самым закрывают все потребности ребенка, или даже прививают ему стыд и вину за попытку закрыть эмоциональные потребности.
Не лезь ко мне со своими глупостями! Я тебя кормлю и одеваю, тяжело работаю, с ног валюсь — и все из-за тебя, ради тебя! Да ты вообще знаешь, скольким мы ради тебя пожертвовали? Тебе не стыдно? Грустно ему, ты смотри…
Во-вторых, многие родители подростков относятся к этому возрасту с изрядной долей пренебрежения: даже не пытаются выслушать ребенка и вникнуть в его проблемы, обесценивают чувства и переживания, насмехаются над ними, — или вовсе ругают за частные рассказы ребенка о своей жизни.
Ой, тоже мне — проблемы! А вот у меня… А вот мы в твоем возрасте…
Не реви, до свадьбы заживет! У тебя еще столько этих друзей-свиданий будет!
Что?! Где ты была, повтори-ка еще раз?! Бесстыжая! Домашний арест на месяц!
Но потребность в эмоциональном принятии и доверительной близости от всех этих насмешек и запретов никуда не исчезает. Подросток все так же нуждается во внимании и поддержке, чувствует себя тревожно, напуганно и очень одиноко.
И это делает подростка очень уязвимым. Он пойдет на сближение с любым человеком, который будет готов его по-настоящему выслушать без осуждения и упреков, поддержать, помочь.
Так в поисках поддержки и принятия многие подростки попадают в токсичные отношения: со сверстниками или ребятами постарше из «плохих компаний», с абьюзивными романтическими партнерами.
Так ребенок оказывается в ловушке: он готов на все, чтобы не потерять расположение этого «близкого человека», «вписаться» в новую компанию. И если авторитетные люди пьют и убеждают подростка пить, он будет это делать. Более того, он будет продолжать — на фоне причины, которую мы разберем далее.
4. Потребность в безопасности и спокойствии
Наконец, с помощью алкоголя ребенок может справляться со своими тяжелыми чувствами и переживаниями: с повышенной тревожностью, грустью, одиночеством, стыдом и виной, безысходностью и отчаянием. И к этому может приводить сразу несколько факторов риска.
- Завышенные требования. Значимый фактор риска — чрезмерные ожидания и требования от ребенка: установка «Любовь родителей нужно заслужить», гонка за оценками и медалями, плотный график обучения и дополнительных занятий, кружков и секций. В этих условиях спиртное для подростка становится тем же, чем и для взрослых алкоголиков: способом расслабиться, снизить уровень стресса, временно забыть обо всех делах и задачах.
- Насилие. Ребенок постоянно сталкивается с психологическим, физическим или даже сексуализированным насилием, прежде всего в семье и в школе. На него кричат, над ним насмехаются, его унижают, «наказывают» побоями, к нему пристают. В этих условиях алкоголь служит попыткой убежать от реальности, почувствовать спокойствие и безопасность в условиях, когда без алкоголя это попросту невозможно сделать — даже в родном доме, который должен быть самым безопасным для ребенка местом.
А вы сталкивались с подростковым алкоголизмом? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Другие статьи по теме:
Бытовое пьянство или алкоголизм? Первые признаки зависимости
Алкогольная деградация: что происходит с личностью? 3 стадии
Друзья! Если вам или вашим близким нужна помощь в преодолении зависимости — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере наркологии и психиатрии:
- Консультации психиатров и наркологов в клинике и на дому;
- Скорая наркологическая и психиатрическая помощь;
- Купирование ломки, вывод из запоя, детокс;
- Кодирование от алкоголизма и наркомании;
- Психотерапия и медикаментозная терапия зависимости;
- Комплексная реабилитация зависимых;
- Психологическая поддержка родственников.
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!