- Скандальное предложение спикера Совета федерации сократить приём студентов из регионов в «столичные вузы» опровергается и личной биографией самой Валентины Матвиенко, и всей системой функционирования страны, включая экономику и образование, которая на самом деле устраивает всех.
- И что с этим делать, не очень понятно. Это вам не сказку рассказывать…
- Друзья, делитесь своим мнением, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал! Только ваша поддержка позволяет нам работать.
Скандальное предложение спикера Совета федерации сократить приём студентов из регионов в «столичные вузы» опровергается и личной биографией самой Валентины Матвиенко, и всей системой функционирования страны, включая экономику и образование, которая на самом деле устраивает всех.
Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила сократить приём абитуриентов из регионов в столичные вузы. Потому что, последние, по её словам, «со всей страны эти крупные города собирают молодежь для получения высшего образования». Что, как отмечет Валентина Ивановна, противоречит прогнозам экономического развития и прогнозу Минтруда «по трудовым ресурсам».
Высшая школа, уверена Матвиенко, «штампует» специалистов по профессиям, которые не нужны, и «вместо историй успеха, на которые рассчитывали родители, посылая из глубинки ребенка учиться в Москву, получаются история неудачников, которые идут работать после получения образования менеджерами и больше уже домой не вернутся».
За эмоциональным выступлением председателя верхней палаты российского парламента стоит неистребимое желание контролировать всё, происходящее в стране, заложенное навсегда в человеке, воспитанном во времена плановой экономики. А также чаяния многих глав регионов, которые покидает молодёжь.
Только ленивый, наверное, не вспомнил о том, что так вела себя и сама автор заявления, которая в 1966 году под девичьей фамилией Тютина закончила сперва школу в родном украинском городе Шепетовка, потом медучилище в Черкассах. А потом рванула в «колыбель революции» - город-герой Ленинград – учиться в химико-фармакологическом институте, выходить замуж за полковника медицинской службы Владимира Матвиенко… И вообще – делать комсомольскую, партийную карьеру, знакомиться с многими интересными людьми, включая действующего российского президента. И после долгой череды увлекательных приключений и должностей становиться в итоге председателем Совета Федерации, которая говорит девочкам, сгорающим от желания повторить опыт «бабушки Вали», что они этого делать не должны, потому что должны пригодиться там, где родились.
Это, конечно, нечестно и вообще когнитивный диссонанс, но ладно. Однако ведь предложение Валентины Ивановны (она потом, надо отдать ей должное, оговорилась – сказала, что её неправильно поняли) противоречит всей системе – образовательной и экономической, функционирующей в стране. И чтобы его воплотить, надо переписывать конституцию, причём гораздо сильней, чем это было сделано «на пеньках» 2020 года.
Начиная с отмены ЕГЭ, который даёт право каждому выпускнику школы в России поступать в любой вуз страны, и введения дискриминационных законов по месту рождения. Что в свою очередь неизбежно усилит регионализм, а вслед за ним, возможно, и сепаратизм – особенно в национальных республиках, где запертая в региональных границах горячая молодёжь неизбежно начнёт бузить.
Кроме того, предлагаемые ограничения станут ударом по финансовой стабильности высшей школы, которая зависит от средств, получаемых от платных мест в вузах.
А возможность обучения на этих местах охотно оплачивают родители абитуриентов, а порой и сами абитуриенты, стремятся попасть учиться в крупные города, где есть возможность найти работу и построить карьеру.
И вот это последнее – ключевой аргумент против предложений Валентины Матвиенко. На приведённую ею народную поговорку любой молодой человек в стране легко ответит другой, не менее распространённой: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». И это стремление нашего человека к личному счастью, ради которого он не пожалел целую страну, занимавшую 1/6 часть суши, товарищи, ещё никто не отменял!
Здесь можно ждать массу яростных возражений региональных руководителей, которые буквально страдают от оттока потенциальных «кадров», подрывающих губернаторские KPI. Они будут говорить, что «на местах» работать некому, что не все должны и высшее образование получать, что «как вам не стыдно!». Довелось даже прочитать в одном из «придворных» тележек отсылку к «немодному» сейчас у нас образовательному опыту Великобритании и США.
«Йельский университет, входящий в сообщество наиболее престижных учебных заведений мира расположен в городе Нью-Хевен с населением в 130 тысяч человек. А Корнельский университет (на самом деле Корнеллский (Cornell University), СамолётЪ) из той же «Лиги плюща» (не из той же – Лига – чисто американская и британские вузы в неё не входят, СамолётЪ) - в городе Итака с населением в 100 тысяч. И поступить в эти учебные заведения, которые находятся в провинциальных городах, это большая честь для любого студента».
Всё так, но, во-первых, Йелю – три века от роду, Корнеллу – полтора. И дело даже не в возрасте (это, во-вторых), а в авторитете, полученном благодаря качеству выпускников. Которые (в-третьих), в Нью-Хевене и в Итаке не остаются, а разлетаются по всему глобальному миру в поисках комфортной и денежной «глубины».
Места «притяжения» молодёжи и вообще россиян сегодня известны: Москва, Санкт-Петербург, Юг России (особенно Краснодарский край, население которого, по прогнозным оценкам к 2040 году вырастет минимум на 3-4 млн человек, а максимальные оценки дают рост в 5-6 млн). Главные козыри – масса перспективных вакансий, динамично развивающиеся рынки, а главное – доходы, недостижимые пока в других регионах.
По последним данным, представители среднего класса в городах России зарабатывают в среднем 75 тыс. рублей в месяц, а ежемесячные расходы их семей составляют 83 тыс. рублей — сообщает РБК со ссылкой на исследование Центра анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики НИУ ВШЭ.
Эта разница должна как-то компенсироваться – она и компенсируется через наращивание кредита. И/или надо повышать нагрузку на труд, и/или искать другое место работы. И чаще всего – в другом регионе.
Да, зарплаты в России растут. Порой под волевым давлением региональных властей на бизнес, как в Череповце, где председатель ЗСО Сергей Жестянников буквально выдавливает из подрядчиков строительства цеха на «Северстали» зарплаты в 100-120 тыс. рублей за десятичасовой рабочий день при шестидневной неделе (!), чтобы на стройке захотели работать местные жители. Захотят ли? Уверенности нет…
Зарплаты растут, но люди не спешат переезжать в регионы с высоким ростом зарплат. Та же Курганская область (лидер по темпам роста зарплат) потеряла за три года 2,5% населения. Потому что зарплаты растут везде и разрыв между богатыми и бедными регионами не сократился, а увеличился. Поэтому едут туда же, куда ехали и раньше
«Такая реакция на рост зарплат, полагает экономист Дмитрий Прокофьев, – свидетельство того, что люди не воспринимают эту «прибавку» как что -то значимое. Так, концы с концами свести. Проценты по кредитам выплатить…