Найти в Дзене

Занимательное литературоведение. Искусственный интеллект и поэзия. Часть 2

В первой части сего опуса мы под ваши комменты и, надеюсь, хорошее настроение, посмотрели, как поэты далёкого, недалёкого прошлого, а так же настоящего (включая и вашего покорного слугу) писали промпты своими стихотворными строчками, а премудрый (или не очень) Искусственный Интеллект это всё интерпретировал. Получалось иногда даже очень хорошо, а иногда - так себе. Но там были разрозненные строчки, а сможет ли ИИ переварить произведение целиком? Проблема в том, что когда скармливаешь ему какой-то вырванный из контекста короткий текст, то он не знает предыстории, поэтому следующая картинка может быть вполне годной, но не учитывать описанного ранее. Например: Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. Вот, уже сильный мороз пропал. Лошадку ведёт под узцы мужичок. В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам - с ноготок. На первых двух мужички рядом с лошадкой вполне низкорос

В первой части сего опуса мы под ваши комменты и, надеюсь, хорошее настроение, посмотрели, как поэты далёкого, недалёкого прошлого, а так же настоящего (включая и вашего покорного слугу) писали промпты своими стихотворными строчками, а премудрый (или не очень) Искусственный Интеллект это всё интерпретировал. Получалось иногда даже очень хорошо, а иногда - так себе.

Но там были разрозненные строчки, а сможет ли ИИ переварить произведение целиком? Проблема в том, что когда скармливаешь ему какой-то вырванный из контекста короткий текст, то он не знает предыстории, поэтому следующая картинка может быть вполне годной, но не учитывать описанного ранее. Например:

Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз.
-2

Вот, уже сильный мороз пропал.

Лошадку ведёт под узцы мужичок. В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам - с ноготок.

На первых двух мужички рядом с лошадкой вполне низкорослые, есть даже снег иногда, но где хотя бы маленькая тележка с жалким пучком розг, не говоря уже о целом возе хворосту? Нейросети честно стараются (простим им мелкие косяки), но без предыстории создать логичный ряд пикчей - мишшн инпосибл...

Да, для тех, кто не зашел по ссылке в предыдущую часть, напомню: Комменты в стиле "Маленький мальчик нашел интеллект, начал строчить актуальный контент" приветствуются, поскольку это чистая правда. А так же большой респект ищущим серьезных научных литературоведческих подходов в этом несерьезном труде (опусе, лат.)

Давайте всё-же попробуем взять известное всем произведение и пробежаться по нему от начала до конца, а вдруг получится интересно?

Три девицы под окном пряли поздно вечерком

Автор и его творение в представлении не нуждаются.

Да уж, ключевое понятие "пряли" неизвестно импортному интеллекту. Но лиха беда начало, не будем впадать в меланхолию раньше времени.

Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку

Очень сложная задача, тут воображение надо включать по полной!

А что, мне нравится! Какие милые мышиные ушки у лягушки!:) А третья картинка в галерее (я её специально туда последней поставил) - шедевральна! Хотя, делал её не "Шедеврум".

Мать и сын теперь на воле, Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом.

Попадание вполне точное! Всё нужное присутствует, всё лишнее отсутствует. А ещё как шикарно нерусский разум справился с исконно русским термином "на воле"! И остальное логично: если мы думаем, что они после длительного пребывания в бочке вышли наружу в парчовых царских одеяниях, как нам предписывают классические иллюстрации этого сюжета, то мы жестоко ошибаемся. А еще мне подумалось, а вдруг их не в бочку засмолили и не в море-окиян запустили, а отправили в космос в капсуле без двигателей, и она, затянутая гравитацией, попала на другую, вот такую добрую планету?

Видно, на море не тихо, смотрит, видит дело лихо, бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней.

Ну вот, снова задачка не из простых! Если в прошлом сюжете - типичный промпт с перечислением объектов, то на этот раз в тексте полно загадок.

ИИ спойлерит со страшной силой: откуда ему известно, что лебедь - это девушка??? "Бьется", "средь зыбей", "дело лихо" - не каждый среднешкольник способен грамотно трактовать эти термины-приветы из литературы далёкого прошлого, а наш герой справился! Только вот с коршунами у него напряжёнка...

Видит город он большой, стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей.

Блестящая, красивая, классическая трактовка! Браво! И три последующие хороши, хотя страшно далеки они от привычного нам изображения. А почему бы и нет? Это же далёкая страна, почему там должно быть посконно-лапотно?

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Вот ещё отличная иллюстрация к рассматриваемой строчке. Красота-то какая, лепота!

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.

А теперь всё плохо, от слова "плохо". С пушками у нейросетей какая-то системная беда, сети в прошлом обзоре с ними так же феерично облажались.

Царь Салтан сидит в палате, на престоле и в венце, с грустной думой на лице, а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, около царя сидят, и в глаза ему глядят.

Зачётно! Если на первой пикче сюжет слишком прямолинеен, то на третьей (я опять лучшую специально в конец поставил!) - всё шикарно. Чётко передано настроение, а уж ткачиха с поварихой (кто из них ху - решайте сами), такие малоприятные - ИИ постарался на славу. "Палата", "венец" - не ошибся, хороняка! Ну и восточные мотивы правильно зафиксированы, с чего вы взяли, что Салтан (!) это имя русскоязычного православного царя? И нравы у него нерусские - бросать в Босфор представительниц прекрасного пола, помещённых в различную несертифицированную тару - дурная привычка турецких султанов, типичных гендерных тиранов и деспотов. Пусть в первоисточнике Салтан не приказывал решать вопрос развода столь радикально, однакож, готовое решение существовало, и у членов политбюро и его замов отторжения не вызвало. Видимо, прецеденты уже случались.

Здесь я позволю себе отвлечься, и рассказать вам предысторию этих моих несерьёзных экспериментов. Некоторое время назад я издал на Ридеро небольшую книжечку "Сыновья Лофруда. Страшная сказка с хорошим концом" (мы ведь сказки здесь обсуждаем, не так ли?). Не будучи знакомым с возможностями ИИ, обложку и иллюстрации заказал художнице, и она с работой справилась на отлично. Но обошлось это не дёшево.

-12

Круто замешанный динамичный сюжет с высокой концентрацией ведьм, мудрецов, принцесс, принцев, чудовищ, сокровищ, подвигов и любви 18+ мог стать более захватывающим, используй я машинный разум для самостоятельного создания иллюстраций. Вот они в галерее, жаль, что не попали в книгу ... Прочтите сказку с хорошим (подчёркиваю!) концом и убедитесь сами, насколько картинки соответствуют сюжету.

Так что век живи - век учись!

Но вернёмся к Александру Сергеевичу.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых парусах мимо острова крутого, мимо города большого.

На этот раз я самую удачную картинку поместил в начале галереи. Обратите внимание, как обыграно понятие "мимо" - прям на миллиметрах от "острова крутого" лихо прошёл. А ещё - правильно развивается флаг. ИИшные и человеческие рисунки грешат частой ошибкой - флаг на парусном корабле развивается как на корабле с механическим двигателем - от носа к корме. Это неверно, на корабле, движимом силою ветра, флаг развивается по ветру, от кормы в нос или под углом, но всё равно, в сторону носа, по курсу движения корабля.

Четвертая шхуна тоже хороша (включая и флаг), но есть проблема - курс прямиком в берег, под полным парусом. Это частая ошибка нейросетей, а может и не ошибка, а намеренное желание погубить людей в кораблекрушении...

Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой, разольется в шумном беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря, все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.

Задачка оказалась не по зубам. Про бурливое море понятно, а вот догадаться про выход из оного взвода витязей во главе со взводным командиром искусственного ума не хватило. На первой какая-то облезлая бригада оборванцев без руля и без ветрил, на второй - примерно то же самое. Нечёсаные, небритые, давно по морю болтаются. Хорошо, хоть образ дядьки Черномора оказался вполне понятен машине, что демонстрируют две последние картинки. Но не будем торопиться, впереди у нас еще один сюжет с теми же героями, и ждёт там сюрприз!

Белка песенки поёт, и орешки всё грызет, а орешки непростые, в них скорлупки золотые.

Дальше продолжать цитату не стал, в детстве мне тут слышался апогей нарциссизма: "Я, дрочистый изумруд!". А вдруг и компьютер так же услышит?

По мнению нейросети, если белка поёт песенки, то у неё просто хорошее настроение. Ну пусть будет так. А вот арахис вместо привычной нам лещины выдаёт американскую душу автора рисунков. Пора, ой как пора нам создавать свой ИИ, с русской душой!

За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть: днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Друзья мои, скажу честно - ради этой строчки всё и затевалось. Очень хотелось узнать, как нам преподнесут Царевну-Лебедь. ИИ, как известно, весьма силен в изображении разнообразных принцесс, царевен и прочих пэри. Ну разве плохи принцессы на иллюстрациях к "Сыновьям Лофруда"? Только тут уж очень сложное описание, поэтичное, образное, такое не под силу холодному железу с его мегабайтами внутри. Или под силу?

Две первые, в целом, неплохо, беда только с трактовкой термина "коса". Персонаж женска полу с косой, да ещё в ночи - немного не то, чего хотелось бы в данном случае. А вот две вторые - ПОТРЯСАЮЩЕ!!! Нежно, романтично, в полном соответствии с духом и буквой пушкинских стихов! Честно скажу, когда я их увидел на экране в первый раз (а это всегда интересно с нетерпением ждать и наблюдать, как блюр обретает формы и краски, намного интереснее проявки фотоснимка в проявителе, там ты уже видел это изображение, только в негативе, а тут - новизна, ожидание чуда!) я зааплодировал!

И в лазоревой дали показались корабли, по равнинам Окияна едет флот царя Салтана.

Неплохо. В первом примере искусственный разум смутило слово "по равнине", это простительно. А вот два последующие - шикарные! Это же сказка, почему флот сказочного царя Салтана не может ехать вот так? А четвертая - расширение трактовки сюжета вообще, я ведь не зря в начале своего повествования намекал на космическую версию этой, без сомнения, саги.

У ворот блистают латы, и стоят в глазах царя тридцать три богатыря, все красавцы молодые, великаны удалые, все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.

А вот и обещанные богатыри. В понятной системе координат, без всяких намёков на лёгководолазную подготовку ИИ замечательно справился с задачей, ибо богатыри - это вторая его специализация после принцесс.

Если сначала был перебор со "сверканием лат", то дальше идут замечательные харизматичные воины и очень правильное понимание термина "дядька", как самого крутого альфа-витязя.

Вот объясните мне, почему ИИ с лёгкими задачками порой не справляется, а навороченные запросы исполняет красиво и креативно? Или так он намекает нам, смертным, чтоб не грузили его глупостями?

Ну и закономерный финал:

Царь слезами залился, обнимает он царицу, и сынка, и молодицу, и садятся все за стол, и веселый пир пошёл.

-20

Здесь всё на месте, не хочу утруждать вас показом однотипных картин. И я там был, мёд пиво пил!

А выводов делать не буду - это ведь развлекательный контент. Рад, если вас потешил:)