Найти в Дзене
Виктор Гартунг

Кружки качества

Один из феноменов японской производственной системы, это кружки качества

Из коллектива предприятия формируются команды по 5-10 человек, которые в свободное от работы время (неоплачиваемое), собираются и работают над улучшением эффективности рабочих процессов.

Зачем они это делают? Они это делают для себя. Чтобы их рабочее место стало удобнее и безопаснее, чтобы работа занимала меньше времени, чтобы качество продукции было выше, чем у конкурентов. 

Естественно, члены команды делают это с перспективой на продолжение работы в этом месте на много лет вперед, нет смысла улучшать рабочее место, с которого завтра вас уволят. 

Что же нужно сделать, чтобы на предприятии появились кружки качества? Выполнить следующие шаги:

1️⃣Провести обучение рабочих и руководителей. Рабочие должны понимать основные инструменты повышения эффективности (цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act), диаграмма Исикавы, 5S, анализ Парето и т.д.), а руководители должны понимать цели кружков качества и обеспечивать их работу.

2️⃣Сформировать кружки. Сформировать небольшие группы (5-10 человек) из сотрудников разных уровней и отделов. Важно: группы должны быть добровольными!!! Участие в кружке качества не повинность, а престиж. Назначить лидера, который будет вести работу группы и взаимодействовать с руководством.

3️⃣Определить цели для групп. Не за все хорошее против всего плохого, а задачи по принципу SMART. 

4️⃣Приступить к реализации проектов – использовать инструменты диагностики для определения причин проблем, разрабатывать корректирующие мероприятия для решения проблем, использовать цикл PDCA для их внедрения и мониторинга

5️⃣Мониторить результаты. Очень важно проводить регулярные встречи руководителей с членами кружков качества для получения реальной информации из первых рук и фокусирования членов рабочей группы на главных проблемах.

6️⃣Мотивировать членов команд. Речь не идет о деньгах, но для членов команд должны быть разработаны методы нематериальной мотивации. Премию в тысячу рублей работник потратит и забудет, еще и всем расскажет, как низко его оценили. А почетную грамоту принесет домой и покажет семье, вот какой я молодец!

7️⃣Обеспечивать регулярность. Одна из самых сложных вещей. Легко организовать встречу кружка качества. А вот делать это еженедельно на протяжении года – гораздо сложнее. Но эффективность достигается только регулярностью.

8️⃣Обеспечивать поддержку со стороны руководства. Новые и непонятные вещи пугают, поэтому тех, кто их предлагает можно высмеять и тогда они не будут больше ничего предлагать. Фраза «тебе больше всех надо что ли?» должна быть категорически запрещена. Да, нам нужны именно те, кому больше всех надо. Те, кому не все равно. 

Итак, добровольно, регулярно, в комфортной атмосфере, где тех, кому не все равно не затыкают, а поддерживают. И система начинает работать. 

Про менталитет не надо, наши сограждане, которые работали на японских предприятиях в России с удовольствием работали во подобных кружках качества. Потому что видели результаты их работы и они ими гордились.

Как думаете, применимо это в вашей организации?