Найти в Дзене

Трудные места канона святого Андрея Критского (Ветхозаветные образы)

Многие из нас были на службе с чтением канона святого Андрея Критского, но может быть не все до конца поняли смысл некоторых песнопений этого канона. Когда-то мы уже писали об этом каноне в нашей газете, но осталось еще много непонятных мест. Поэтому давайте вместе разберемся в их смысле. Сшива́ше ко́жныя ри́зы грех мне, обнажи́вый мя пе́рвыя боготка́нныя оде́жды. [«Кожаные ризы» сшил мне грех, сняв с меня прежнюю Богом сотканную одежду.] Согласно книге Бытия после грехопадения Бог дал людям «кожаные ризы» (по церковно-славянски): «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21). Многие отцы Церкви понимали под этими кожаными ризами «плоть грешную и смертную», что означает, что в наказание за грех Бог изменяет тело человека, делает его как бы более слабым и немощным. Поэтому и святой Андрей Критский и мы вместе с ним в этом тропаре сокрушаемся о том, что в результате грехопадения лишились изначально данного Богом сильного тела, а получили слабое, немощное и
Митрополит Кирилл во время чтения канона святого Андрея Критского
Митрополит Кирилл во время чтения канона святого Андрея Критского

Многие из нас были на службе с чтением канона святого Андрея Критского, но может быть не все до конца поняли смысл некоторых песнопений этого канона. Когда-то мы уже писали об этом каноне в нашей газете, но осталось еще много непонятных мест. Поэтому давайте вместе разберемся в их смысле.

Из 2 песни канона:

Сшива́ше ко́жныя ри́зы грех мне, обнажи́вый мя пе́рвыя боготка́нныя оде́жды.
[«Кожаные ризы» сшил мне грех, сняв с меня прежнюю Богом сотканную одежду.]

Согласно книге Бытия после грехопадения Бог дал людям «кожаные ризы» (по церковно-славянски): «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21). Многие отцы Церкви понимали под этими кожаными ризами «плоть грешную и смертную», что означает, что в наказание за грех Бог изменяет тело человека, делает его как бы более слабым и немощным. Поэтому и святой Андрей Критский и мы вместе с ним в этом тропаре сокрушаемся о том, что в результате грехопадения лишились изначально данного Богом сильного тела, а получили слабое, немощное и смертное.

Но можно понять и по-другому. Кожаные ризы — это просто одежда, которую Бог заповедал носить людям для прикрытия тела от наготы. До грехопадения Адам и Ева не носили одежды, потому что их тела укрывала Божественная слава и свет (подобно тому как Сам Бог «одевается светом яко ризою»)— та самая боготканная одежда, которая и скрывала стыд обнаженного тела . Теперь же из-за греха этой одежды нет, мы лишились ее, поэтому должны одеваться тленной одеждой.

Вне́шним приле́жно благоукраше́нием еди́нем попеко́хся, вну́треннюю презре́в Богообра́зную ски́нию.
[Усердно заботясь об одном внешнем благолепии, я пренебрег внутренней скинией, устроенной по образу Божию.]

Бог дал человеку заповедь носить одежду для сокрытия тела от наготы, но человек стал излишне заботиться о внешней красоте одежды и тела как о каком-то красивом храме или палатке, но перестал заботиться о внутренней своей скинии (скиния — это палаточный храм древних евреев), то есть о красоте своей души.

Из 3песни канона:

Ха́ма о́наго, душе́, отцеуби́йца подража́вши, сра́ма не покры́ла еси́ и́скренняго, вспять зря возврати́вшися.
[Подражая отцеубийце Хаму, ты, душа, не прикрыла срамоты ближнего с лицом, обращенным назад.] (Быт.9:22-23)

В этом тропаре святой Андрей вспоминает поступок сына Ноя Хама, который, увидев обнаженного отца в своем шатре, не укрыл его, а насмехался над ним, тем самым проявив непочитание к отцу. Напротив его братья Сим и и Иафет укрыли наготу отца, не глядя на него с лицом обращенным назад. Святой Андрей сокрушается, что и верующий человек часто не отвращает свое лицо от соблазна и грехов, не скрывает его от себя, а насмехается, подобно Хаму. А именно так и нужно поступать с соблазнами и грехами — скрывать их и отвращать от них свое лицо, как поступили Сим и Иафет

Запале́ния, я́коже Лот, бе́гай, душе́ моя́, греха́: бе́гай Содо́мы и Гомо́рры, бе́гай пла́мене вся́каго безслове́снаго жела́ния.
[Беги, душа моя, от пламени греха; как Лот; беги от Содома и Гоморры; беги от огня всякого безрассудного пожелания.] (Быт.19:15-17)
Бегство Лота из Содома
Бегство Лота из Содома

Согласно книге Бытия племянник Авраама праведны Лот бежал из города Содом по указанию Бога, хотя долгое время проживал в нем. Убегая, он видел как Бог уничтожил нечестивые города огнем с неба.

В этом тропаре святой Андрей использует образ нечестивых городов как иносказание: Содом и Гоморра — это огонь безрассудного греховного желания и нам нужно бежать от него как когда-то Лоту из Содома.

Из 4 песни канона:
Двана́десять патриа́рхов, вели́кий в патриа́рсех детотвори́в, та́йно утверди́ тебе́, ле́ствицу де́ятельнаго, душе́ моя́, восхожде́ния: де́ти, я́ко основа́ния, степе́ни, я́ко восхожде́ния, прему́дренно предложи́в.
[Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей как ступени, а свои шаги, как восхождения вверх.]

Двенадцать сыновей ветхозаветного Патриарха Иакова становятся в этом тропаре символическим образом лестницы ведущей к небу. И это не случайно, ведь именно Иаков в видении видел таинственную лествицу (лестницу) к Богу. Для него воспитание 12 сыновей были подвигом праведности, для нас 12 сыновей Иакова — это 12 апостолов, и исполняя их учение мы восходим по ним как по лестнице к небу.

Из 5 песни канона:
А́ще ба́бы слы́шала еси́, убива́ющия иногда́ безвозра́стное му́жеское, душе́ окая́нная, целому́дрия дея́ние, ны́не, я́ко вели́кий Моисе́й, сси прему́дрость.
[Если ты слышала, несчастная душа, о повивальных бабках, некогда умерщвлявших новорожденных младенцев мужского пола, то теперь, подобно Моисею, млекопитайся мудростью.] (Исх.1:8-22)

В этом тропаре святой Андрей напоминает нам рассказ из книги Исход о том, как по повелению нечестивого фараона повивальные бабки (то есть женщины помогавшие при родах) должны были убивать еврейских младенцев мужского пола. Но будущий пророк Моисей был чудесным образом спасен от смерти и с младенчества как бы впитывал с молоком матери мудрость веры патриархов.

Святой Андрей видит в этом сюжете иносказательный образ: убийство младенцев — это образ уничтожения «целомудрия деяния» в самом зачатке. Поэтому, обращаясь к нам, призывает нас впитывать премудрость веры Церкви как младенцам с самого начала, не дожидаясь какого-либо позднего времени, ведь диавол как фараон пытается уничтожить в нас благочестие в самом младенческом зачатке, в самых мыслях.

священник Валерий Варнашов