Найти в Дзене
Сказки-Подсказки

Потребности и желания

Маленький Тимоша опять сидел, уютно устроившись на диване, и смотрел мультфильм. На этот раз это были приключения Вовки в Тридевятом царстве. Гвидон, наблюдавший за братом со стороны, готов был поклясться, что в тот момент, когда мультяшный Вовка начал перечислять, что именно он хотел бы получить из волшебного ларца (пирожные, мороженое и т.д.), Тимофей нервно сглотнул слюну, настолько аппетитно всё это звучало в устах нарисованного персонажа. Нет, от такого набора сладостей Гвидон и сам бы не отказался, но во всём нужна мера, тем более что на месте мультяшного Вовки он бы с удовольствием поучился всяким премудростям у сказочных Василис, которые собрались из разных сказок на слёт по обмену премудростями. «Вот обучишься волшебству – и сам создавай себе и пирожные, и мороженое, никакие специальные волшебные ларцы тут не нужны». Учиться Гвидону нравилось, поэтому он полагал, что с обучением премудростям у него не было бы никаких проблем, тем более что после школьных уроков ему уже вообще

Маленький Тимоша опять сидел, уютно устроившись на диване, и смотрел мультфильм. На этот раз это были приключения Вовки в Тридевятом царстве. Гвидон, наблюдавший за братом со стороны, готов был поклясться, что в тот момент, когда мультяшный Вовка начал перечислять, что именно он хотел бы получить из волшебного ларца (пирожные, мороженое и т.д.), Тимофей нервно сглотнул слюну, настолько аппетитно всё это звучало в устах нарисованного персонажа. Нет, от такого набора сладостей Гвидон и сам бы не отказался, но во всём нужна мера, тем более что на месте мультяшного Вовки он бы с удовольствием поучился всяким премудростям у сказочных Василис, которые собрались из разных сказок на слёт по обмену премудростями. «Вот обучишься волшебству – и сам создавай себе и пирожные, и мороженое, никакие специальные волшебные ларцы тут не нужны». Учиться Гвидону нравилось, поэтому он полагал, что с обучением премудростям у него не было бы никаких проблем, тем более что после школьных уроков ему уже вообще ничего не было страшно.

— Эй, малой, — обратился он к брату. — А ты бы что выбрал: сладким каждый день наедаться, как те Двое из Ларца, или премудростям у Василис обучаться?
— Ну, я бы сладости выбрал, — ответил малыш первое, что пришло ему в голову, чтобы старший брат отвязался и не мешал смотреть мультфильм.

Гвидон всё понял и терпеливо дождался, когда на экране телевизора появится надпись «Конец».

Как только мультяшный Вовка завершил свои приключения, и телевизор был благополучно выключен, Гвидон решил заняться просвещением брата и объяснить ему, что такое потребности и почему малыш должен был выбрать обучение, а не пирожные каждый день.

— Вот смотри, — начал своё объяснение Гвидон, — то, что ты постоянно чего-то хочешь – это нормально. Только на уроках обществознания мы говорим не о желаниях, а о потребностях человека. Потребность – это состояние неудовлетворенности, нужда человека в том, что необходимо для его жизни и деятельности. Если ты пришёл голодный с прогулки и хочешь есть – это твоя потребность.
— А если я хочу, чтобы мне книжку почитали?
— Это тоже твоя потребность.
— А если я хочу с машинкой поиграть?
— Угу.
— Ну тогда эта потребность есть у меня прямо сейчас. Пойдём в детскую, гараж построим и поиграем?
— Нет, подожди, мы ещё не закончили заниматься твоим просвещением. Так вот, ещё раз. На уроках обществознания мы говорим не о желаниях, а о потребностях человека.
— Потребностях? А в чём разница? — удивился Тимоша.
Потребность – это то, без чего невозможно нормальное существование человека (еда, сон, безопасность, общение). А желание – это то, чего тебе хочется, но без чего можно обойтись, например, новый телефон, дорогая одежда, новые игрушки.
— Всё равно не понимаю, в чём разница, — расстроился малыш.
— Ладно, — вздохнул Гвидон, — ещё проще объясню. Вот, например, постоянно пить воду – это
потребность, без воды человек умрёт от обезвоживания. А вот пить только дорогую минеральную воду определённой марки – это уже желание. Оно избыточно. Если человек будет пить обычную воду, он вполне сможет существовать и развиваться, этого достаточно для поддержания его нормального состояния.
— Аааа… то есть, когда я голодный и хочу есть, это моя потребность, а если я прошу у мамы пятую конфету – это уже желание?
— Тимофей, у меня для тебя плохие новости. Даже первая конфета – это уже про желания, а не про потребности, не говоря уже о пятой.
— Ага, понятно… Просто я люблю конфеты…
— Смотри дальше. Потребности бывают разные. Тащи сюда свою пирамидку игрушечную, буду на ней показывать.

Тимошка убежал в свою комнату и пропал на целых пять минут. Когда Гвидон заглянул в детскую, чтобы выяснить причину исчезновения младшего брата, он увидел, что пирамидка одиноко стоит у окна в дальнем конце комнаты, Тимофей до неё так и не добрался. Гвидон застал брата играющим с машинкой посреди разбросанных кубиков, которые, судя по всему, должны были стать основанием для гаража, но что-то пошло не так…

— Ну что с ним поделаешь, — улыбнулся Гвидон. В конце концов у ребёнка главные потребности физиологические: еда, сон, отдых, игра.

Но это уже совсем другая история. О видах потребностей Гвидон обязательно расскажет Тимофею, но чуть позже...

ТЕОРИЯ.

Тема 1.1 в кодификаторе ЕГЭ (Потребности и интересы).

Потребность – это состояние неудовлетворенности, нужда человека в том, что необходимо для его жизни и деятельности.

Потребность – это то, без чего невозможно нормальное существование (еда, вода, сон, безопасность, общение).

Желание – это то, что хочется, но без чего можно обойтись (новый телефон, дорогая одежда, популярность в соцсетях).