Найти в Дзене

Как доказать невиновность

- Ваша честь! Мой подзащитный невиновен. От этих слов гособвинитель даже оторвалась от смартфона с открытой страничкой вайлдберис. В тесном зале суда было нестерпимо душно, кондиционер не работал, немного спасал слабый ветерок из приоткрытого окна, которое подпирала стопка уголовных дел. Рыжеволосая судья, слегка откинулась на спинку высокого, обитого черным кожзамом кресла. На ее лице играла ироничная улыбка. Маргарита Степановна только что заслушала государственного обвинителя капитана Ларину, которая в течение получаса бурчала себе под нос обвинение на тридцати листах. За свою судейскую карьеру Маргарите Степановне ни разу не приходилось выносить оправдательные приговоры. Но, подобные заявления от адвоката она слышала не раз. У нее внутри зажегся неподдельный интерес. Что же он мне такого скажет, что я должна буду выпустить этого негодяя из клетки? Справившись с эмоциями, она вымолвила: - Хорошо, господин адвокат, я вас слушаю. Она хотела еще добавить "Чем будете доказывать", но уде
Оглавление

- Ваша честь! Мой подзащитный невиновен.

От этих слов гособвинитель даже оторвалась от смартфона с открытой страничкой вайлдберис.

В тесном зале суда было нестерпимо душно, кондиционер не работал, немного спасал слабый ветерок из приоткрытого окна, которое подпирала стопка уголовных дел. Рыжеволосая судья, слегка откинулась на спинку высокого, обитого черным кожзамом кресла. На ее лице играла ироничная улыбка.

Маргарита Степановна только что заслушала государственного обвинителя капитана Ларину, которая в течение получаса бурчала себе под нос обвинение на тридцати листах.

За свою судейскую карьеру Маргарите Степановне ни разу не приходилось выносить оправдательные приговоры. Но, подобные заявления от адвоката она слышала не раз.

У нее внутри зажегся неподдельный интерес. Что же он мне такого скажет, что я должна буду выпустить этого негодяя из клетки?

Справившись с эмоциями, она вымолвила:

- Хорошо, господин адвокат, я вас слушаю.

Она хотела еще добавить "Чем будете доказывать", но удержалась, вовремя вспомнив о судейской этике.

- У вас есть мнение относительно предъявленного подсудимому обвинения? - спросила судья.

- Да, я подготовил документ, который, как вы знаете, называется отношение к предъявленному обвинению. Он получился не менее объемный, чем тот талмуд, который нам пришлось заслушивать от прокурора. В нем я разобрал каждый абзац, каждое обвинительное утверждение на предмет того, почему мы не можем с ним согласиться. Далее в судебном заседании я представлю доказательства в подтверждение своих доводов, изложенных в сем документе. Пусть он будет для вас своеобразным путеводителем по уголовному делу.

Показания мы желаем давать первыми, чтобы вы могли сами убедиться, что ни одно доказательство прокурора не подтверждает версию моего подзащитного.

Такой наглости судья от адвоката не ожидала. Ну, посмотрим, подумала Маргарита Степановна и отложила слушание.

Почему так важно готовить отношение к предъявленному обвинению

Согласно закону прокурор зачитывает составленное следователем обвинение. В нем указано, кто, когда и зачем совершил деяние. После того, как в судебном процессе изучат все доказательства, послушают всех свидетелей, судья будет или не будет квалифицировать предъявленное прокуратурой деяние как преступление.

Адвокат согласно ст. 273 УПК РФ готовит отношение к предъявленному обвинению, которое содержит разбор каждого обвинительного утверждения. Это уравновесит положение сторон обвинения и защиты. Судья выслушает обе стороны. И будет воспринимать дальнейший разбор дела не только с позиции обвинения, но и с позиции защиты.

Ну, представьте себе, что вы только что выслушали от прокурора, какой подсудимый негодяй, а дальше пригласили свидетелей, стали изучать документы в деле. С каким настроем вы бы все это делали? Вполне по человечески, слушая свидетеля или изучая документы, акцентировать внимание на обвинительных утверждениях.

Защита просто обязана этому что-то противопоставить.

Как это делаю я

Я это делаю так. Мы с моим подзащитным берем текст обвинения, который нам выдает следователь еще на предварительном следствии. Начинаем его читать по каждому предложению, каждому абзацу. Выбираем из него обвинительные утверждения которые соответствуют правде, а которые нет.

"Вот это следователь правильно написал, такое было, а вот это его выдумки", - говорит мне подзащитный.

Затем смотрим, как это соотносится с доказательствами, имеющимися в деле. С чем-то в обвинении соглашаться нельзя, а с чем-то можно. Эта кропотливая работа требует времени. Лучше подзащитного никто не знает как было на самом деле.

После такого разбора становится понятно, что можно исключить из обвинения, а что оставить. Может случиться так, что исключать придется практически все.

Я готовлю документ, которое называется "отношение к предъявленному обвинению" и отдаю его судье.

В ходе судебного процесса мы будем слушать потерпевших, свидетелей, изучать документы, экспертизы, осматривать вещественные доказательства. Судья будет поглядывать в наше творение и сопоставлять с ним, что сказал тот свидетель или написал эксперт и так далее. У него будет руководство к действию от защиты.

Более того, защитник может в процессе делать заявления: "Вот смотрите, ваша честь, сейчас свидетель Иванов нам поведал о некоторых обстоятельствах, которые не имеют никакой связи с обвинением, которое предъявлено подсудимому. Обратите, пожалуйста внимание, мы указывали на это в своем "отношении к обвинению".

Этим мы даем судье возможность опереться на выгодные защите факты, чтобы в дальнейшем оправдать подсудимого, снизить срок наказания, дать условно.

Автор: адвокат Сергей Сороковнин, Контакты: 8-916-061-64-01.

Изображение из freepik.com
Изображение из freepik.com