Я не только велосипедист, но и активный городской пешеход. И в процессе своих прогулок постоянно чувствую себя второсортным членом общества.
Часто мне нужно пересекать один регулируемый перекрёсток. Пешеходный светофор там устроен следующим образом: 20 секунд зелёный, далее 180 секунд – красный. Когда для транспорта зелёный, для попутных пешеходов большую часть времени всё равно красный. Вероятно, что бы автомобили могли беспрепятственно поворачивать направо.
Я не скажу, что этот перекрёсток какой-то широкий – обычные две полосы в каждую сторону. Да и не слишком загруженный – даже днём. За светофорный цикл проезжает может 15-20 автомобилей. А направо поворачивают считанные единицы.
Чем руководствовался специалист настраивавший светофор? Наверное соображениями, что пешеход не развалиться, если постоит на морозе лишние 3 минуты. А вот автолюбителю, этому многоуважаемому представителю элиты человечества, нужно дать возможность проехать побыстрее и без помех, в лице надоедливых пешеходов-нищебродов; чтобы никто не путался под колёсами. Ведь он, несомненно, спешит по делу высшей важности, а не праздно шатается, как эти «безлошадные».
Причём не скажу, что данный светофор чем-то исключителен. Большая часть перекрёстков в Санкт-Петербурге организована подобным образом. Приоритет для автотранспорта, а пешеходы – по остаточному принципу. Всё больше мест, где у светофора есть дополнительная секция, разрешающая автомобилям поворачивать направо, а пешеходам, в это время – красный.
180 секунд красного для пешехода — это ещё не предел. Видел и 199+ секунд (больше 199 на табло не помещается, поэтому некоторое время цифра 199 просто мигает). В итоге значительная часть прогулки сводится к стоянию на месте в ожидании зелёного сигнала светофора, в клубах выхлопных газов.
И это только один момент. Есть и проспекты, где нет ни одного перехода на протяжении километра. Либо переход со светофором, включающемся по кнопке. Хорошая вещь - да вот только запрограммированы они таким образом, что включают зелёный не чаще, чем раз в несколько минут.
Протяжённость трамвайных путей с советских времён в Питере уменьшилась в 12 раз. Строительство новых станций метро практически не ведётся. Зато не жалеют денег на безумные транспортные развязки. Хотя у нас огромные районы вообще без метро. И одна станция где-нибудь на Коммуны обошлась бы на порядок дешевле того же ВСД, а пользы для людей было бы куда больше. По некоторым новым мостам, например, Большому Обуховскому, пешеходам ходить нельзя. Они только для автотранспорта!
Сделано всё чтобы пешеход чувствовал себя в этом городе лишним. А вот автолюбитель – хозяином. Человек даже на тротуаре не в безопасности – его может сбить и там, коробочник, который уверен, что ему обязаны предоставить парковочное место прямо рядом с подъездом и неважно что там газон. Я знаю такие газоны/тротуары, где паркуются годами и ни разу никого не оштрафовали.
Про дворы, превратившиеся в парковки, лучше промолчать. Дети (да и взрослые тоже) даже рядом с домом не в безопасности – того и гляди – собьёт очередной «шумахер». В нашем дворе такое происходит на постоянной основе.
В сельской местности ситуация не лучше. Через некоторые трассы пешеходу невозможно перейти на протяжении десятка километров. Очень редкие переходы в виде моста - высотой с трёхэтажный дом. Не каждый пенсионер способен такой преодолеть (про лифт не надо говорить, он там предусмотрен, но ни разу не видел работающего).
Мы, пешеходы, как чернокожие в ЮАР во времена апартеида. Меньшинство навязывает свои правила всем остальным. Частные автомобили обеспечивают лишь около 10% общего пассажиропотока. Остальные 90% — это общественный транспорт, велосипеды, самокаты, пешая ходьба. И эти 10% создают нам, подавляющему большинству, огромные неудобства. Вот почему светофор пешеходам даёт зелёный лишь 20 секунд? Должно быть наоборот – пешеходы могут переходить улицу 180 секунд, а автолюбители ехать 20! Вот это будет справедливо.
Да, я не жду 180 секунд – перебегаю на красный. Тем более, как уже написал – на том перекрёсте это можно сделать вполне безопасно. Считаю это не нарушением, а борьбой за свои права. Как чернокожий, севший на скамеечку с табличкой «только для белых».
Как же получилось, что города перестали принадлежать людям, а хозяевами в них стали автомобили? А потому что захват происходил постепенно. И массы молчали, уступая свои права всё больше и больше. В итоге, оказались загнанными в гетто. Но любому терпению приходит конец! Я отказываюсь следовать правилам, придуманным в интересах меньшинства и действующим против основный части населения.
Увы, правила и законы, далеко не всегда имеют отношения к справедливости. Для меня вообще существует только один закон – Закон Божий. И в десяти заповедях нет ничего о том, что нельзя переходить дорогу на красный свет.
Человеческие законы придумывают властьимущие, в своих интересах. Порой то что сегодня закон, завтра может оказаться преступлением. Как, например, английский закон, согласно которому бродяжничество наказывалось смертной казнью. Или на диком западе – за скальп индейца выплачивалось денежное вознаграждение. Впрочем, и в 21м веке подобных законов предостаточно. Например, до сих пор, в некоторых странах, называющих себя демократическими, мужчин могут по приказу отправить на бойню. А тех, кто откажется – сажают в тюрьму.
Нарушитель — это не пешеход, перебегающий дорогу на красный, т.к. ждать по 3 минуты на каждом светофоре невозможно, а автолюбитель, выехавший на дорогу. Вот кого нужно наказывать! Дороги должны быть для общественного транспорта, велосипедистов, спец.служб. А не для моральных инвалидов, думающих только о себе. Люди, очнитесь! Хватит это терпеть!