Найти в Дзене

Юсуповский дворец: путешествие во времени сквозь роскошь и тайны, I часть.

Юсуповский дворец - машина времени, переносящая посетителя в атмосферу богемной жизни российской аристократии начала XX века. Интерьеры дворца поражают богатством и разнообразием стилей и особенно ценно, что подавляющее большинство экспонатов являются подлинными предметами обстановки, веками принадлежавшими семье Юсуповых. Роскошь Юсуповского дворца, пожалуй, не уступает Эрмитажу по качеству, хотя и отличается по масштабу. Здесь нет того помпезного величия, свойственного императорской резиденции. Вместо этого царит атмосфера изысканной утонченности и домашнего уюта, вопреки представлениям о холодном блеске дворцовой жизни. Каждая комната – это отдельная история, каждая деталь – свидетельство безупречного вкуса и богатства его владельцев и всё начинается с роскошной лестницы. Парадная лестница Юсуповского дворца на набережной Мойки – это архитектурный элемент, ведущий в роскошные залы, произведение искусства, воплощающее величие и гостеприимство рода Юсуповых. Ее история, начиная с моме
Оглавление

Юсуповский дворец - машина времени, переносящая посетителя в атмосферу богемной жизни российской аристократии начала XX века. Интерьеры дворца поражают богатством и разнообразием стилей и особенно ценно, что подавляющее большинство экспонатов являются подлинными предметами обстановки, веками принадлежавшими семье Юсуповых. Роскошь Юсуповского дворца, пожалуй, не уступает Эрмитажу по качеству, хотя и отличается по масштабу. Здесь нет того помпезного величия, свойственного императорской резиденции. Вместо этого царит атмосфера изысканной утонченности и домашнего уюта, вопреки представлениям о холодном блеске дворцовой жизни. Каждая комната – это отдельная история, каждая деталь – свидетельство безупречного вкуса и богатства его владельцев и всё начинается с роскошной лестницы.

Парадная лестница

Парадная лестница Юсуповского дворца на набережной Мойки – это архитектурный элемент, ведущий в роскошные залы, произведение искусства, воплощающее величие и гостеприимство рода Юсуповых. Ее история, начиная с момента замены въездной арки в 1832 году, тесно переплетается с судьбой самого дворца и отражает смену архитектурных стилей и вкусов.

Проект принадлежал академику Императорской Академии художеств Андрею Алексеевичу Михайлову, который задумал грандиозную композицию, ставшую визитной карточкой дворца. Белый каррарский мрамор, доставленный из Италии по частям, – основа этого архитектурного чуда. Перевозка, подготовка, установка – весь процесс требовал невероятных усилий и точности. Резьба по мрамору выполнена с потрясающей детализацией. Каждая ступень, каждая деталь ограждения – всё дышит изысканностью и мастерством.

-3

В 1860-х годах архитектор Ипполит Монигетти внес свои коррективы, дополнив и, вероятно, усовершенствовав первоначальный проект, придав лестнице тот неповторимый облик, который мы видим сегодня. Поражает не только материал, но и декоративное убранство. Потолок, украшенный причудливой лепниной в стиле необарокко, создает ощущение торжественности и пышности. Сложные растительные орнаменты, витиеватые завитки, скульптурные элементы – всё это сливается в единую, гармоничную композицию. Центральным элементом служит роскошная люстра XIX века диаметром 2,5 метра, излучающая мягкий свет и подчеркивающая величественность пространства.

Однако, настоящим украшением лестницы являются скульптуры. Двух мраморных сфинксов с женскими головами, встречающих гостей у подножия, можно назвать хранителями этого архитектурного сокровища. Их выразительные лица, изысканная работа, придают лестнице особый шарм и таинственность.

Поднимаясь по ступеням, взгляд останавливается на нишах, в которых разместились аллегорические фигуры, символизирующие четыре стороны света. Это аллегорические фигуры Азии, Африки, Европы и двух Америк, символизирующие открытость и гостеприимство рода Юсуповых – важный аспект, подчеркивающий предназначение дворца как места для приемов и торжественных мероприятий.

-6

Парадная лестница Юсуповского дворца – это больше, чем просто путь в парадные залы. Это интегральная часть истории дворца, символ богатства, изысканности и гостеприимства, застывший во времени шедевр, завораживающий своей красотой и грандиозностью. Каждый элемент, от мраморных сфинксов до лепнины на потолке, рассказывает свою историю, приглашая посетителей окунуться в атмосферу роскоши и великолепия прошлого.

-7

Гобеленовая гостиная

-8

Гобеленовая гостиная Юсуповского дворца изысканный образец эклектики XIX века, воплощающий в себе богатство и утонченность вкуса рода Юсуповых. Созданная в 1840-х годах архитектором Бернаром Симоном, она поражает воображение своим великолепием, рассказывая завораживающую историю через детали интерьера и смену эпох.

-9

Название гостиная получила благодаря своим стенам, изначально украшенным настоящими гобеленами и шпалерами. До национализации дворец щеголял французскими гобеленами и тремя фламандскими шпалерами, щедрым подарком самого Наполеона I князю Николаю Борисовичу Юсупову. Сегодня же мы любуемся их высококачественными копиями. Среди них – фрагменты из серии «Калидонская охота» XVII века (Фландрия): «Встреча Мелеагра с Плексиппом», «Увенчание Аталанты», «Смерть Мелеагра», а также копия французского гобелена XVII века «Дети-садовники». Эти копии, созданные с максимальной точностью, позволяют нам представить величие и роскошь оригинальных произведений. Центральное место в гостиной занимает мраморный камин, его полку украшают парадные вазы-канделябры и изящные часы из позолоченной бронзы с деталями из севрского фарфора. Хронометр, датируемый второй половиной XIX века (Франция), подчеркивает любовь владельцев к точному времени и элегантности.

-10

Особого внимания заслуживает изящная кушетка, расположенная у камина. Это кушетка Рекамье – тип, получивший своё название от имени французской писательницы и хозяйки знаменитого парижского салона, ставшего центром интеллектуальной жизни города. Ее изгибы отражают плавность и утонченность стиля, а её история напоминает о модных течениях того времени. Бернар Симон мастерски применил в оформлении гостиной модный в то время стиль эклектики. В отличие от противопоставления другим стилям, эклектика представляет собой гармоничное объединение разных художественных направлений. В Гобеленовой гостиной уживаются элементы барокко, ренессанса и классицизма, хотя архитектор сделал очевидный акцент на французском ренессансе.

-11

Характерной чертой эклектики XIX века являлось преобладание насыщенных темных тонов. Это нашло отражение в текстиле (бархат, плющ), отделке стен и мебели. Массивные часы, вазы и светильники – все это подтверждает основные черты стиля. Пространство между рамами с гобеленами, вероятно, было украшено другими элементами декора, восстанавливая которые, мы полнее представим себе первоначальный вид этого великолепного помещения.

Спальня княгини Юсуповой

-12

Юсуповский дворец – это сокровищница архитектурных стилей и художественных вкусов разных эпох. Если помпезность парадных залов поражает воображение, то интимные покои, такие как спальня княгини, раскрывают более личный, тонкий мир обитателей этого легендарного дома. Пройдя по коридору, стены которого украшают изысканные помпейские фрески, мы попадаем в уютный оазис, созданный талантом нескольких поколений архитекторов. Михайлов заложил основу в 1830-е, Монигетти внес свои коррективы в 1858-1860-е, а Степанов завершил формирование облика в 1890-е годы. Эта эволюция стилей отражается в каждой детали интерьера. В отличие от парадных залов, спальня княгини не поражает пышностью и величием. Её очарование заключается в утонченной элегантности и домашнем уюте. Центральным элементом помещения является мебельный гарнитур, состоящий из шести стульев, двух кресел и дивана. Несмотря на то, что точный стиль гарнитура требует дополнительного исследования, его изящные линии и благородные материалы говорят о высоком качестве исполнения и безупречном вкусе владельцев. Особое внимание привлекает коллекция столиков, каждый из которых – произведение искусства. Прикроватный столик, выполненный из латуни и позолоченной бронзы в технике "черепаха", является настоящим шедевром. Его уникальный декор, включающий сложные переплетения металла, свидетельствует о виртуозном мастерстве резчика. Дамский столик из красного дерева, созданный в конце XVIII века в технике маркетри, поражает изысканной инкрустацией. Изящные узоры из различных пород древесины создают завораживающий эффект игры света и тени. Столик для рукоделия из ореха, с его практичной и одновременно изящной конструкцией, подчеркивает заботу о комфорте хозяйки. Наконец, столик с круглой столешницей из дерева и перегородчатой эмали добавляет яркий акцент в изысканную гамму интерьера. Не менее интересны и декоративные элементы: мраморные скульптуры «Девочка на подушке» и «Смеющийся амур» вносят ноту легкости и игривости.

-13

Картина неизвестного художника «Девушка с амуром», вероятно, является одним из любимых произведений княгини, сохраняя тайну своей истории и влияя на эмоциональный настрой спальни. Завершает изысканный ансамбль камин из оникса в стиле Луи Филиппа. Его мягкое свечение создает атмосферу тепла и уюта, делая спальню идеальным местом для отдыха и размышлений.

Большая ротонда

-14

Большая ротонда Юсуповского дворца – архитектурный шедевр, воплощающий величие и изысканность позднего классицизма. Созданный в 1830-е годы по проекту архитектора Андрея Михайлова, с участием художников Виги и Травина, этот зал представляет собой уникальное сочетание античных традиций и новаторских решений. Композиция ротонды, безусловно, является ключевым элементом парадной анфилады дворца.

-15

Её концепция вдохновлена архитектурой круглых античных храмов, символизирующих гармонию и совершенство. Однако, в отличие от своих прототипов, ротонда Юсуповского дворца демонстрирует оригинальное решение: восемь элегантных колонн, образующих круг, вписаны в прямоугольный план зала, создавая удивительный эффект пространственной игры. Это не просто круг в квадрате, а мастерский прием, подчеркивающий изысканность и продуманность композиции.

-16

Внимания заслуживает и потрясающий купол ротонды, расписанный Алексеем Травиным под звездное небо. Эта живописная работа, выполненная в 1830-е годы, создает ощущение безграничности и космической глубины, превращая зал в волшебное пространство. Звезды на потолке, кажется, мерцают, придавая интерьеру неповторимую атмосферу таинственности и романтики. Стены ротонды, облицованные искусственным мрамором и украшенные росписью Антонио Виги, гармонично дополняют звездное великолепие потолка. Искусство имитации мрамора достигло здесь высшего уровня мастерства: каждая прожилка, каждый оттенок имитируют натуральный камень с поразительной точностью. Роспись Антонио Виги, несомненно, подчеркивает тему классической гармонии, возможно, изображая античные мотивы или пейзажи, соответствующие общему стилю помещения.

-17

Центральным элементом, приковывающим взгляд и задающим тон всему пространству, является круглый диван – пате. Этот предмет мебели, символ светских раутов того времени. Его округлая форма, обеспечивая комфортное расположение гостей, способствовала непринужденной беседе и создавала ощущение интимности даже в многолюдной компании. Пате был неотъемлемой частью обстановки парадных залов, подчеркивая статус хозяев и уровень принимаемых ими гостей.

-18

Главное место среди них занимает скульптура «Купающаяся Афродита». Эта великолепная реплика, выполненная по мотивам работы греческого скульптора Дойдалса (III век до н.э.), представляет собой интерпретацию его «Коленопреклонной Афродиты». Выбор именно этой античной богини любви подчеркивает атмосферу изысканности и чувственности, царящую в этом помещении. Интересно отметить, что Дойдалс родом из древнего города Никомедия (современный Измит в Турции), что добавляет экзотики и исторической глубины представленному произведению. В то время реплики античных скульптур были невероятно популярны среди европейской аристократии.

-19

Завершают композицию роскошные вазы-канделябры в стиле ампир, изготовленные на знаменитой Севрской мануфактуре во Франции. Утонченная роскошь, яркие краски и обильная позолота – характерные признаки этого стиля – идеально вписываются в общий ансамбль. Севрский фарфор всегда ценился за высочайшее качество и изысканную ручную роспись, традиции которой сохранились на мануфактуре и по сей день. Эти вазы-канделябры – настоящие шедевры, которые когда-то украшали самые престижные дворцы Европы, и их присутствие в Юсуповском дворце подчеркивает исключительный статус этого места.

-20

На постаменте в ротонде возвышается Большой гербовый торшер, произведение петербургской бронзолитейной мастерской известного французского мастера Пьера Гёде. Гёде специализировался на создании предметов интерьерной бронзы – канделябров, каминных часов, люстр. Торшер, выполненный в стиле ампир, гармонично сочетается с севрскими вазами, демонстрируя высочайший уровень мастерства и художественного вкуса. Это доказательство того, что российские мастера не уступали своим французским коллегам в искусстве создания роскошных предметов интерьера.

-21

Нельзя не упомянуть и керамические композиции "Нептун" и "Салация", которые дополняют общую картину, создавая в ротонде атмосферу сказочного морского царства. Они добавляют еще один штрих к уже богатейшему декору, подчеркивая тему морской тематики, достаточно часто встречающейся в интерьерах эпохи. Большая ротонда Юсуповского дворца целостный художественный ансамбль, воплощающий великолепие и изящество эпохи классицизма и ампира.

-22

Синяя гостиная

-23

Синяя гостиная изысканный образец позднего русского классицизма, созданный в 1830-х годах по проекту архитектора Михайлова. Её элегантность и утонченность подчеркиваются не только глубоким синим цветом стен, но и тщательно подобранной обстановкой. Центральное место в композиции занимает портрет неизвестной дамы, написанный Виктором Карловичем Штембером – мастерская работа, которая приковывает взгляд своей загадочностью и виртуозным исполнением. "Незнакомка" - лицо дамы, погруженное в легкую полутень, словно приглашает к разгадке тайны ее личности. Возникает ощущение, что она вот-вот оживет и расскажет историю, связанную с этой замечательной гостиной. Мебель в Синей гостиной – это шедевр столярного искусства, состоящий из шестнадцати предметов из орехового дерева.

-24

Каждый элемент гарнитура выполнен в строжайшем соответствии с канонами французского классицизма, или, как его еще называют, стиля Людовика XVI. Прямые линии, изящная резьба, сдержанный декор – все это свидетельствует о безупречном вкусе заказчиков и высоком профессионализме мастеров. Каждая деталь, от изысканно изогнутых ножек стульев до инкрустации на столиках, выполнена с предельной точностью и виртуозностью, что говорит о необычайной ценности данного гарнитура. Однако, несмотря на строгую приверженность к стилю Людовика XVI, Синяя гостиная представляет собой пример эклектизма. В старинных источниках упоминается, что она является своеобразным стилистическим и композиционным переложением Красной гостиной, выполненным в другой цветовой гамме. Это наблюдение подтверждается схожестью расстановки мебели. В обоих помещениях мебель группируется классическим образом: диваны, кресла и стулья расположены вокруг декоративных столиков, создавая уютные зоны для бесед и отдыха. Возникает впечатление гармонии и целостности композиции, где каждый элемент находится на своем месте, создавая атмосферу роскоши и спокойствия.

-25

Потолочнй плафон – результат совместной работы двух выдающихся итальянских мастеров, Пьетро Скотти и Барнабо Медичи. Имя Барнабо Медичи знакомо ценителям искусства по его работам в самых знаковых дворцах Санкт-Петербурга: он оставил свой след в овальном зале Елагина дворца, украсил Рекреационный зал Академии художеств и приложил руку к росписи залов Михайловского дворца. В Синей гостиной его талант раскрылся в росписи сводчатого потолка, посвященного античной тематике. Мастера использовали смешанную технику, виртуозно сочетая гризайль – тончайшую игру оттенков серого и бежевого, создающую иллюзию рельефности – с яркими живописными медальонами, расположенными в углах плафона. Эта многослойность, игра света и тени, придают росписи особую глубину и выразительность. Примечательно, что орнаментальные мотивы, искусно вплетенные в роспись потолка, находят свое эхо в паркетном полу.

-26

Паркет, восстановленный в ходе реставрационных работ с максимальным уважением к историческому оригиналу XIX века, представляет собой истинное чудо мастерства. В его создании использованы ценные породы дерева: величественный эбеновое дерево, с его глубоким черным цветом, и теплый, насыщенный палисандр. Длину досок паркета осознанно выбрали примерно равной шагу взрослого человека, что создает ощущение гармонии и уютного масштаба комнаты.

Красная гостиная

-27

Красная гостиная, известная также как Золотая, Малиновая или даже Императорская. Созданная в 1830-х годах талантливым архитектором Андреем Алексеевичем Михайловым, эта комната – ярчайший пример роскоши и изысканности эпохи. Её великолепие поражает воображение и до сих пор завораживает посетителей. Гарнитур, с его плавными линиями и богатым декором, органично вписывается в общий стиль гостиной, создавая ощущение торжественности и парадности.

-28

Пол, выполненный из различных пород тропических деревьев, переливается игривыми бликами света. Экзотические породы древесины, тщательно подобранные и уложенные мастерами, создают неповторимый узор, добавляющий комнате роскоши и экзотики. Многие источники указывают на наличие редких и ценных пород, таких как палисандр и черное дерево, хотя точный состав паркета до конца не установлен и требует дополнительных исследований.

-29

Центральным элементом гостиной является, безусловно, ажурная люстра из позолоченной бронзы. Её форма, наполнена изяществом и грацией. Внимательный взгляд обнаружит в её сердцевине фигуру Аполлона, окруженного танцующими грациями – символическое изображение гармонии и красоты, характерное для эстетики ампира.

-30

Игра света и теней, создаваемая люстрой, прекрасно подчеркивает богатство отделки стен и потолка. Потолок гостиной – настоящее произведение искусства.

-31

Роспись в технике «гризайль» – тонкая проработка деталей с использованием различных оттенков серого, создающая иллюзию рельефности – изображает сцены из «Илиады» Гомера. Над созданием этой грандиозной работы трудились итальянские художники Медичи и Скотти, чьи имена неразрывно связаны с этой исторической частью дворца.

-32

На стене гостиной, украшающей её уже в наши дни, висит портрет первой хозяйки дворца – княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой. Однако при жизни владельцев это место занимал портрет царствующего императора – ещё одно свидетельство тесных связей Юсуповых с императорским двором.

-33

Зелёная гостиная

-34

Синяя и Красная гостиные, известные своей роскошью, представляют лишь часть его великолепных интерьеров. Продолжает этот "цветной" ряд Зелёная гостиная, история которой – это увлекательное повествование о разрушении и триумфальном восстановлении. В отличие от своих ярких "сестер", Зелёная гостиная в годы Великой Отечественной войны пережила ужасы блокады Ленинграда. Парадный зал дворца, соседствующий с ней, был практически полностью разрушен фашистскими бомбардировками. Здание, пережившее немыслимые разрушения, стало лишь тенью былой роскоши. Однако, после окончания войны, началась долгая и кропотливая работа по восстановлению дворца. Реставраторы, проявив невероятное мастерство и терпение, возродили Зелёную гостиную к жизни. Этот труд, продолжавшийся до середины 1950-х годов, можно сравнить с искусством феникса, восставшего из пепла. Каждый элемент интерьера, каждая деталь были воссозданы с максимальной точностью, хотя и с неизбежными отступлениями от оригинального проекта.

-35

Изначально, отделка Зелёной гостиной, выполненная в 1830-х годах архитектором А. А. Михайловым, представляла собой яркий пример позднего русского классицизма. Однако, после реставрационных работ от аутентичного Юсуповского интерьера практически ничего не осталось. Единственным сохранившимся элементом является изысканная люстра, неслышно повествующая о величии прошлого.

-36

Центральным элементом Зелёной гостиной, безусловно, является малахитовый камин. Этот шедевр русской мозаики – настоящее произведение искусства. В 40-е годы XIX века малахит пользовался огромной популярностью в декорировании частных помещений знати. Его широкое применение нашло отражение не только в Юсуповском дворце, но и, например, в великолепном Малахитовом зале Императорского Зимнего дворца.

-37

Мастера с невообразимой точностью подбирали тонкие пластинки малахита различных оттенков и текстуры, создавая удивительные узоры. Именно в этом искусном сочетании природной красоты камня и мастерства русских камнерезов заключается уникальность малахитового камина Зелёной гостиной.

-38

Танцевальный зал

Танцевальный зал Юсуповского дворца созданный в 1830-х годах по проекту архитектора А.А. Михайлова-второго, поражает своей гармоничностью, не подавляя масштабом, а, наоборот, создавая атмосферу изысканной интимности, несмотря на способность вместить большое количество гостей. Именно это сочетание великолепия и уюта делало его идеальным местом для проведения блестящих балов. Ключевой элемент декора – живописный плафон «Танцующие музы», созданный итальянскими мастерами П. Скотти и Б. Медичи.

-39

Это истинное произведение искусства, возносящее зрителя в мир грации и вдохновения, идеально гармонирующее с трехъярусной люстрой, одним из главных украшений зала. Первоначально зал освещался люстрой из папье-маше, но в 1850-е годы её заменили на нынешнюю – роскошную конструкцию из позолоченной бронзы и хрустальных подвесок, словно застывший водопад света. Однако великолепная люстра была лишь центральным аккордом в симфонии света. Дополнительные сотни свечей и бра, расставленные по залу, создавали неповторимую игру света и теней, подчеркивая роскошь интерьеров и блеск нарядов гостей.

-40

Сколько же пар могло кружиться в вихре вальса? Архивные документы, в частности, списки гостей и записи из «Книги особых, посещающих "Их Сиятельств", позволяют оценить масштабы балов. Около двухсот-трехсот человек могли одновременно находиться в самом Танцевальном зале. Однако бальное действо не ограничивалось одним лишь залом. Парадные интерьеры дворца, включающие гостиные и галереи, также становились ареной светского общения. В списках гостей, составленных управляющим, были отмечены танцующие – преимущественно молодые люди. Более старшее поколение, представители аристократии и высшего общества, предпочитали более спокойное времяпрепровождение в гостиных, обсуждая политические новости и светские сплетни, краем глаза наблюдая за жизнерадостной молодёжью. Заслуживает отдельного внимания и само название «Танцевальный зал». В исторических документах он чаще всего упоминается как "Зеркальный зал". Это объясняется обилием зеркал, умножающих свет и создающих эффект бесконечности пространства. Зеркала, искусно вмонтированные в стены и потолок, подчеркивали роскошь обстановки и добавляли ещё больше блеска и торжественности в атмосферу бальных вечеров.

Белоколонный зал

Белоколонный зал без преувеличения, сердце всего архитектурного ансамбля. Его торжественность и масштаб поражают: 445 квадратных метров площади, превращают это пространство в поистине впечатляющее зрелище. Возникновение этого зала тесно связано с масштабной перестройкой дворца, осуществлённой архитектором Андреем Михайловым в XIX веке. Он не просто обновил интерьеры, но и пристроил к восточной стороне дворца новый трёхэтажный корпус, на втором этаже которого и расположился Белоколонный зал. Архитектурное решение зала – вытянутый прямоугольник с высоким сводчатым потолком – подчёркивается двадцатью четырьмя колоннами из искусственного мрамора, элегантно обрамляющими пространство. Эти колонны, поддерживающие антаблемент, богатый лепниной, придают залу ощущение монументальности и величественности.

-41

Антаблемент, в свою очередь, несёт на себе сводчатый потолок, украшенный великолепной гризайлью – монохромной росписью, выполненной в оттенках одного цвета. Автор этой завораживающей работы – итальянский художник-декоратор Фридолино Торичелли, мастерски передавший глубину и перспективу, создавая ощущение объёмности даже без игры света и тени. Тема росписи, к сожалению, не дошла до нас в полной мере, однако, можно предположить, что она соответствовала общему стилю дворца и вкусам его владельцев. Заслуживают отдельного внимания три монументальные люстры, украшающие Белоколонный зал. Их внешний вид – бронза, отполированная до блеска – создаёт впечатление роскоши и богатства. Однако, это мастерски исполненный обман: на самом деле, эти шедевры искусства выполнены из папье-маше – смеси волокнистых материалов (бумага, картон), клеящих веществ, крахмала и гипса с последующим золочением. Такая технология, при всей своей хрупкости на первый взгляд, позволяла создавать сложные формы и добиваться эффекта тяжеловесности и роскоши. Центральная люстра, естественно, превосходит по размерам две боковые. Но настоящим сюрпризом является сохранившийся с XIX века механизм подъема люстр, позволявший легко проводить их чистку и ремонт. Произведены эти уникальные изделия были на фабрике Александра Зенлейна в Москве.

-42

Особую атмосферу Белоколонному залу придавали и музыкальные выступления. Скрытые небольшие балконы-хоры, расположенные над залом, служили местом расположения домашнего княжеского оркестра. Интересный архитектурный приём позволил музыкантам быть незаметными для гостей, в то время как их звучание прекрасно проникало в соседний Танцевальный зал, благодаря продуманному акустическому решению – специальному проёму над дверями между залами. Это свидетельствует о тщательном планировании и продуманности всех деталей интерьера дворца.

-43

Белоколонный зал условно "делит" анфилады Юсуповского дворца, на парадные, которым была посвящена первая часть и выставочные залы, речь о которых пойдёт во второй части.

Вторая часть:

-44