Выставочные залы Юсуповского дворца:
Зал Перциоза и Николаевский зал
Зал Прециоза Юсуповского дворца – имя, само по себе говорящее о богатстве и изысканности, скрывающейся за его стенами. Название, происходящее от итальянского "prezioso" – "драгоценный", в полной мере отражает историю этого помещения и его предназначение. В эпоху расцвета рода Юсуповых, Зал Прециоза хранил часть обширной коллекции картин, насчитывавшей около 1200 полотен. Среди них – произведения таких титанов живописи, как Рембрандт, Рубенс, Веласкес и Тьеполо. Представьте себе: шедевры мирового уровня, собранные под одной крышей! Это свидетельство не только художественного вкуса, но и невероятного богатства и влияния семьи Юсуповых.
Однако, в отличие от ожидаемой помпезности, отделка зала отличается сдержанностью и элегантностью. Минимализм декоративной отделки подчеркивает ценность самого искусства, представленного в зале. Свет, льющийся через два симметричных световых фонаря, мягко обволакивает картины, создавая интимную и торжественную атмосферу.
Сегодня же в Зале Прециоза экспонируются полотна русских мастеров конца XIX — начала XX веков, представляющие собой замечательное дополнение к богатой истории этого места. Смена экспозиции – это дань времени, но и напоминание о непрерывном развитии художественного вкуса.
Особое место в Зале Прециоза занимает копия портрета Бориса Николаевича Юсупова, первого владельца дворца, кисти А.-Ж. Гро (1809 год). Юный князь изображен в восточном костюме – напоминание о корнях рода, уходящих в Ногайскую орду.
История Юсуповых – это увлекательное путешествие сквозь века. Появившись в России ещё при Иване Грозном, они в конце XVII века приняли православие, навсегда связав свою судьбу с Россией. Три столетия их жизнь была неразрывно сплетена с историей государства, и Борис Николаевич Юсупов – яркий представитель этого рода.
Биография Бориса Николаевича заслуживает отдельного внимания. Начав карьеру военного, в чине поручика, он довольно быстро оставил службу, чтобы посвятить себя образованию и путешествиям. Его европейское турне, начавшееся в 1774 году, включало обучение в Лейденском университете – одном из старейших в мире.
Эти годы стали ключевыми для формирования его художественного вкуса и заложили основу для будущей коллекции. Интересно отметить, что в это время он путешествовал в свите будущего императора Павла I и его супруги, что подчеркивает его высокое положение в обществе.
Его дальнейшая дипломатическая карьера, включая пост чрезвычайного посла при Сардинском дворе, только укрепляла его влияние и возможности для пополнения коллекции. Брак с Зинаидой Ивановной Нарышкиной в 1827 году добавил ещё одну главу в семейную историю, насыщенную событиями и блеском.
Зал Прециоза напоминает капсулу времени, хранящую историю рода Юсуповых, их художественный вкус и уникальную связь с историей России.
Скромная роскошь зала лишь подчеркивает великолепие хранящихся в нем произведений искусства и глубину исторической наследственности, скрытой за его стенами. Посещение Зала Прециоза, не просто осмотр картин, а погружение в увлекательную и многогранную историю одной из самых знатных и влиятельных российских фамилий.
Малая Ротонда
Малая Ротонда, известная также как Ротонда Кановы. Это изящный круглый зал, купол которого словно венчает интимное пространство, лишенное помпезности колонн, отличающее его от более масштабной Большой Ротонды. Название "Ротонда Кановы" отсылает к великому итальянскому скульптору Антонио Канове, чье влияние ощутимо во всей архитектуре и декоре дворца, хотя прямое авторство Кановы для самой ротонды не подтверждено историческими документами. Центральный экспонат Малой Ротонды – это завораживающая мраморная статуя, известная как "Ангел печали". Она изображает молодую девушку, исполненную скорби и возвышенного смирения. Девушка с закрытыми глазами, словно устремляя свой взор в лазурную высь, держит в руках крест – символ веры и надежды, окружена благоухающими розами у ног и обрамлена белоснежными крыльями, готовыми унести её в небесное пространство. Эта хрупкая, но сильная фигура словно застыла на мгновение перед вечным полетом. Статуя представляет собой копию памятника княжне Татьяне Юсуповой, дочери князя Бориса Юсупова. Оригинальная скульптура, созданная Михаилом Антокольским, выдающимся русским скульптором, вначале располагалась в Архангельском, усадьбе Юсуповых. Трагическая судьба постигла не только княжну, но и её памятник. В феврале 1918 года, во время революционных потрясений, могила Татьяны была осквернена: останки сброшены в реку, а надгробие и статуя разрушены. Однако, благодаря усилиям потомков и энтузиастов, памятник был частично восстановлен. В настоящее время фрагменты оригинальной скульптуры хранятся в Чайном домике на территории Архангельского. В Малой Ротонде Юсуповского дворца сейчас находится высококачественная копия, позволяющая посетителям увидеть замысел Антокольского и представить себе трагическую судьбу княжны Татьяны. Эта копия, выполненная с большой точностью, передает все тонкости исполнения оригинала: чувственность линий, изящество складок драпировки, экспрессию лица и глубину эмоционального состояния "Ангела печали".
Античный зал
Античный зал представляет собой уникальный пример архитектурного и художественного наследия, соединившего в себе дух античности и элегантность русского классицизма. Созданный в первой половине XIX века, этот зал стал не только местом для выставки скульптур, но и важным культурным центром, отражающим интересы и вкусы владельцев дворца — рода Юсуповых.
История создания Зал был задуман как пространство для размещения коллекции античных скульптур, что подчеркивает увлечение Юсуповых классическим искусством. Это стремление к античности было характерно для многих аристократических семей того времени, которые стремились подчеркнуть свою образованность и утонченность. В отличие от многих других залов дворца, Античный зал практически не подвергался перестройкам, что позволило сохранить его оригинальную отделку 1830-х годов.
Архитектурные особенности Одной из главных особенностей Античного зала является его роспись, выполненная известным художником Алексеем Ивановичем Травиным в технике «Гризайль». Эта техника, которая подразумевает использование серых и черных тонов для создания иллюзии скульптурности, придает залу особую атмосферу. Роспись свода зала, изображающая античные мотивы, создает впечатление, что зритель попадает в мир древнегреческой и римской мифологии. Интерьер и освещение Неотъемлемой частью интерьера являются люстры, изготовленные в начале XIX века в мастерской Себастьяна Китнера. Эти великолепные светильники, выполненные в стиле ампир, добавляют залу роскоши и величия, подчеркивая его статус как одного из самых значительных пространств дворца. Люстры, выполненные из хрусталя и бронзы, создают мягкое, но в то же время яркое освещение, которое акцентирует внимание на произведениях искусства, выставленных в зале. В настоящее время Античный зал служит выставочной площадкой для произведений русских и западноевропейских художников, а также для копий античных статуй. Среди выставляемых экспонатов можно увидеть такие знаменитые произведения, как «Боргезские борцы» и «Зима (Озябшая)». Эти копии, выполненные с высокой точностью, позволяют посетителям погрузиться в атмосферу античного мира и оценить мастерство древних скульпторов.
Римский зал
Римский зал Юсуповского дворца завершающее звено галереи, расположенной в восточном крыле здания. Завораживающий мир, где роскошь имперского Рима переплетается с изысканностью русского дворянского быта конца XIX века, создавая уникальный ансамбль художественного и архитектурного искусства. Зал, названный в честь доминирующих итальянских мотивов, представляет собой впечатляющий пример эклектики, гармонично сочетающей в себе помпезность античности и изящество позднего классицизма. Его архитектурное великолепие начинается с роскошного камина из желтого сиенского мрамора. Рельеф, украшающий камин, погружает зрителя в атмосферу античного мира, рассказывая, вероятно, историю из мифологии или героического эпоса. По сторонам от пылающего очага установлены гермы – статуи в виде двуликого Януса, божества начала и конца, символически подчеркивающие двойственную функцию зала как картинной галереи и фойе театра. Центральным элементом композиции служит стилизованная римская триумфальная арка, изысканно исполненная из мрамора и декоративных элементов.
Центральная арка своеобразный портал, ведущий в княжескую ложу Домашнего театра Юсуповых. Доступ в театр также обеспечивает широкая мраморная лестница, расположенная в центре зала, добавляя в пространство ощущение торжественности и парадности. При реставрационных работах под бронзовой розеткой балюстрады этой лестницы была обнаружена надпись: «Арх. Степанов. 1899». Эта скромная, но важная деталь подчеркивает участие архитектора Степанова в создании этого шедевра. Римский зал, таким образом, представлял собой уникальное пространство, идеально сочетающее функции выставочной галереи и фойе театра. Здесь демонстрировались произведения искусства из богатейшей коллекции Юсуповых. Среди экспонатов находилась копия "Портрета княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме", написанного Константином Маковским. Оригинал же произведения хранился в московском доме князя Феликса Юсупова, реконструированном по проекту архитектора Н.В. Султанова. Это подчеркивает тесную связь между художественными предпочтениями семьи и оформлением их дворцов в разных городах.
Среди других достопримечательностей зала – "Точильщик ножей" из группы "Наказание Марсия", белоснежная мраморная римская копия I века до н.э., воспроизводящая эллинистический оригинал. Это произведение добавляет в интерьер зала ещё один слой исторического контекста, подчеркивая интерес Юсуповых к античному искусству и коллекционированию.
"Коронационный сборник 14 мая 1896 года"
"Коронационный сборник 14 мая 1896 года", изданный в Санкт-Петербурге в 1899 году под редакцией В.С. Кривенко – хроника коронации Николая II и Александры Федоровны. Это роскошный двухтомник, представляющий собой уникальный памятник эпохи, документальное свидетельство масштаба и пышности торжества, а также глубокий экскурс в историю российской монархии. Наличие двух томов позволяет взглянуть в деталях и рассмотреть как само событие, так и его исторический контекст. Первый том, представляющий собой своеобразное историческое исследование, не ограничивается описанием церемонии коронации. Он погружает читателя в многовековую традицию венчания на царство в России. Автор прослеживает эволюцию обряда, начиная с древнерусских практик и заканчивая установленными к концу XIX века ритуалами и символизмом. Вполне вероятно, что в нем рассматривались различные аспекты королевской власти, включая религиозные, политические и социальные. Благодаря этому, сборник приобретает научную ценность, выходя за рамки чисто иллюстративного издания.
Второй том целиком посвящен коронации Николая II. Он представляет собой богато иллюстрированную летопись события. Кроме описания самой церемонии в Успенском соборе Кремля, сборник включает подробные рассказы о подготовительных мероприятиях, праздничных шествиях, балах и других торжествах, сопровождавших коронацию. Подробное меню на все дни торжеств, представленное в сборнике, позволяет представить не только размах мероприятия, но и гастрономические пристрастия русской аристократии того времени. Но истинная ценность "Коронационного сборника" заключается в его богатом иллюстративном материале. Фотографии гостей, многие из которых представляли собой высший свет Российской империи, позволяют восстановить атмосферу того времени. Фототипии со старинных гравюр и рукописей дополняют историческую канву, а воспроизведения работ таких мастеров, как Александр Бенуа, Виктор Васнецов, Владимир Маковский, Илья Репин и Валентин Серов, придают изданию особую художественную ценность. Декоративное оформление, выполненное Николаем Самокишем, с его заглавными буквами и концовками, а также эскиз составного издательского переплёта, только подчеркивают роскошь и изысканность издания.
Домашний театр
Домашний театр Юсуповского дворца - камерный зал, построенный в 1830 году после приобретения дворца князем Николаем Борисовичем Юсуповым, до сих пор поражает своей роскошью и аутентичностью. Строительство небольшого, но изысканного театрального корпуса, пристроенного к существующему зданию дворца, было поручено архитектору А. А. Михайлову. За создание утонченного интерьера отвечал И. А. Монигетти, мастер, вложивший в проект всю свою гениальность.
Результат превзошёл все ожидания: театр сохранился практически в первозданном виде, включая подлинную мебель, что делает его уникальным объектом культурного наследия. Зрительный зал, рассчитанный на относительно небольшое количество зрителей, поделен на партер, два яруса лож и, конечно же, Княжескую ложу – место, с которого сам хозяин дворца наблюдал за спектаклями.
Роскошь интерьера поражает: все поверхности украшены обильной золоченой лепниной, создающей ощущение непревзойденного богатства и великолепия. Потолок и бортики балконов расписаны картинами, одной из самых известных является плафон: "Утро прогоняет ночь" кисти Э. Липгарта. Это полотно, с его символическим значением обновления и возрождения, идеально вписывается в атмосферу театра, символизируя вечное обновление искусства и жизни.
Однако, роскошь – это лишь внешняя сторона медали. Домашний театр место пропитанное духом истории и прославленное именами величайших деятелей культуры. Его сцена принимала не только представителей семьи Юсуповых и их друзей, но и высокопоставленных гостей, включая членов императорской фамилии. Здесь блистали своими талантами великие композиторы и исполнители: Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Ференц Лист, Гектор Берлиоз, выдающиеся оперные певцы, такие как Федор Шаляпин и Полина Виардо.
Можно только представить себе, какой атмосферой была пропитана эта небольшая, но столь значимая сцена. За долгую историю театр пережил и реставрационные работы, целью которых было сохранить первоначальный облик и восстановить утраченные элементы декора.
Даже сейчас, посещая Юсуповский домашний театр, можно ощутить дух тех незабываемых вечеров, когда звучала музыка гениев, а на сцене разворачивались захватывающие спектакли. Всё это можно прожить и сейчас, в театре регулярно проходят представления.
Музейный коридор, ранее — Малая картинная галерея
Сегодня это музейный коридор, но его история куда богаче, чем может показаться на первый взгляд. В прошлом это было просторное помещение, преобразованное по воле князя Юсупова в экспозиционный зал для его впечатляющей коллекции картин. Идея создания галереи внутри дворца принадлежала, по всей видимости, самому князю, ценителю искусства и обладателю одной из самых значительных частных коллекций в России. Для реализации этого амбициозного проекта он пригласил талантливого архитектора А.А. Степанова. Ключевым его решением стало создание больших полуциркулярных окон, занимающих практически всю высоту стен. Этот новаторский подход позволил значительно увеличить площадь для размещения картин, максимально используя доступное пространство. Окна, к тому же, заливали помещение мягким, рассеянным светом, идеально подходящим для демонстрации произведений искусства. И пожалуй, самое притягательное в этом коридоре – его потолок. На всю длину помещения протянулся великолепный плафон, выполненный в технике гризайль.
Эта сложная техника живописи, использующая оттенки серого для создания иллюзии объёмности, требует высочайшего мастерства. Плафон украшен изящными растительными орнаментами и, что особенно интересно, монограммами Зинаиды и Феликса Юсуповых. Эти монограммы, тонко вплетенные в декор, добавляют помещению личного штриха, напоминая о владельцах. Они служат не только украшением, но и своеобразной печатью, подтверждающей историческую ценность дворца.
Зал Антонио Виги
Зал Антонио Виги – помещение, история которого тесно переплетена с именами выдающихся мастеров своего времени и сохранившее до наших дней очарование парадной столовой XVIII-XIX веков. Название зала красноречиво указывает на его создателя – Антонио Виги (1764-1844), итальянского художника, ставшего одним из самых востребованных декораторов в России первой половины XIX века. Его талант высоко ценили ведущие архитекторы эпохи: Василий Стасов, Огюст Монферран, Карл Росси – все они сотрудничали с Виги, привлекая его для создания изысканных интерьеров своих проектов. Высокая оплата его работ свидетельствовала о незаурядном мастерстве и популярности Виги в высших кругах российского общества. Главное украшение Зала Антонио Виги – великолепный расписной потолочный плафон.
Сюжет плафона заимствован из древнегреческой мифологии и изображает торжественную сцену приема Геракла в пантеон олимпийских богов. Виги мастерски передает динамику момента, величие и могущество Гераклa, подчеркивая его героические подвиги и божественное происхождение. Деталировка плафона поражает своей тщательностью: каждая фигура, каждая складка драпировок прописаны с исключительной точностью и реалистичностью. Использование богатой цветовой палитры, искусная игра света и тени создают ощущение глубины и объема, вовлекая зрителя в драматическое действо на потолке. Изначально Зал Антонио Виги служил парадной столовой Юсуповых. Заслуживает внимания интересное решение отсутствия постоянной мебели. Столы и стулья вносились только на время трапез, чтобы подчеркнуть торжественность и парадность помещения.
Практика трансформации зала была заимствована из Франции, отражая модные тенденции в организации приемов и обедов в аристократических кругах. История самого зала также интересна. Он был реконструирован архитектором Симоном на месте парадного вестибюля, построенного в 70-е годы XVIII века знаменитым архитектором Жан-Батистом Валлен-Деламотом. Именно Деламот, автор проекта всего Юсуповского дворца, созданного для графа Андрея Петровича Шувалова. Зал Антонио Виги является своеобразным синтезом стилей и эпох, воплощая в себе великолепие русского классицизма и мастерство выдающихся художников и архитекторов.
Коронационный коридор и жилые покои
Коронационный коридор – помещение, буквально пропитанное атмосферой величия и знатных событий. Его роскошный интерьер, созданный в 40-х годах XIX века, – плод таланта выдающегося архитектора Бернара Симона, швейцарца, который нашел свой расцвет именно в России. Симон, представитель европейской архитектурной школы, внес неоценимый вклад в формирование историзма, стиля, часто именуемого русско-византийским. Этот стиль, захвативший русскую архитектуру XIX века, просуществовал вплоть до 1914 года, и работы Симона являются ярким его воплощением. Он, фактически наравне с Константином Андреевичем Тоном, становится одним из теоретиков и создателей этого уникального направления, гармонично сочетающего европейские традиции с богатым наследием Византии.
Влияние Симона на облик многих знаменитых зданий России остается недооцененным, и изучение его творчества заслуживает отдельного исследования. Название "Коронационный коридор" появилось благодаря серии картин, изображавших коронационные церемонии, на которых князь Н.Б. Юсупов-старший выступал в роли верховного маршала. Он удостоился этой чести при трёх императорах: Павле I, Александре I и Николае I. Сегодня в коридоре представлены копии этих исторических полотен – оригиналы бережно хранятся в фондах Русского музея. Примечательно, что даже копии передают тот пафос и торжественность событий, запечатлённых на них. Однако Коронационный коридор хранит не только воспоминания о императорских коронациях. Его стены украшают двенадцать прекрасных полотен итальянского художника Алессандро Падованино, написанных в конце XVI – первой половине XVII веков. Эти произведения искусства являются неотъемлемой частью атмосферы помещения, создавая уникальный ансамбль и добавляя слой исторической глубины. Их стиль и мастерство подчеркивают богатство коллекции Юсуповского дворца. Современное дополнение к богатейшей коллекции коридора – фотография визита королевы Елизаветы II и принца Филиппа в Юсуповский дворец 19 октября 1994 года.
Этот снимок является наглядным свидетельством того, как история продолжает писать свои страницы в этих старинных стенах. Встреча с монархами Великобритании, в среде вековых картин и роскошной отделки, только подчеркивает величие и историческую ценность Коронационного коридора. Он – настоящий хранитель времени, позволяющий прикоснуться к истории России и Европы.
Дубовая гостиная
Завершившаяся в августе 2017 года реставрация позволила вернуть Дубовой гостиной былое великолепие. История Дубовой столовой тесно переплетена с жизнью князя Феликса Феликсовича Юсупова. Известный своей любовью к роскоши и смене обстановки, он, предпочитал иметь множество столовых, чтобы каждый день наслаждаться новым интерьером. Возникновение Дубовой столовой в конце XIX века связано с перестройкой Юсуповского дворца. На месте Зимнего сада, по проекту архитектора А.А. Степанова, появилась эта роскошная комната, выполненная в духе Ренессанса, с явным упором на венецианские мотивы – дань, вероятно, пристрастиям самого князя. Отделка из мореного дуба, богато украшенная резьбой, создавала атмосферу основательности и великолепия.
Но не только декоративность отличала этот зал. Его создание совпало с важным событием в жизни Юсуповых: императорское повеление добавило к княжескому титулу графский – Сумароковых, по фамилии Феликса Феликсовича. Это отразилось и в декоре столовой: на консолях, венчающих пилястры, появились фрагменты герба, включающие как княжеские, так и графские элементы – четыре розы на скрещенных шпагах, символизирующие объединённые роды Юсуповых и Сумароковых-Эльстон. Особой гордостью Дубовой столовой стала её деревянная люстра – настоящая техническая инновация для своего времени. Оснащенная электричеством, она стала первой электрической люстрой во дворце, демонстрируя торжество технического прогресса в доме знатной семьи. К сожалению, история Дубовой столовой не обошлась без тяжёлых испытаний. Хотя в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны зал избежал значительных разрушений, пожар нанёс серьёзный ущерб уникальному резному декору.
Реставрационные работы 2017 года были направлены на воссоздание утраченных элементов, восстановление первоначального облика и возвращение Дубовой столовой к её былому великолепию. Специалисты кропотливо работали над восстановлением резьбы, позолоты, и других декоративных элементов, используя современные технологии, соответствующие историческим методам. Сегодня, посетив Юсуповский дворец, можно лично оценить результаты этой масштабной работы.
Различные комнаты соединяющие проходы
Убийство Распутина
Тайна Юсуповского дворца: убийство Распутина. За его элегантными фасадами скрывается история, которая продолжает будоражить умы историков и обывателей спустя более чем столетие. Здесь, в полуподвальном помещении, в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года, произошло убийство Григория Распутина – событие, которое, согласно замыслу заговорщиков, должно было спасти Россию от надвигающейся катастрофы, но, возможно, лишь ускорило её.
Экономический и политический кризис, раздиравший страну накануне Февральской революции, достиг апогея. Поражения на фронтах Первой мировой войны, нарастающее недовольство населения – всё это создавало взрывоопасную ситуацию. Князь Феликс Юсупов, один из главных участников заговора, видел корень зла во влиянии Распутина на императора Николая II. Идея избавиться от "темной силы", как называли Распутина многие, витала в воздухе. К Юсупову присоединились Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, поручик Сергей Сухотин и доктор Станислав Лазоверт – каждый по своим мотивам, но объединённые общей целью. Заговорщики тщательно спланировали убийство. Распутин, известный своей невероятной живучестью и харизмой, должен был быть заманен в Юсуповский дворец под предлогом встречи с княгиней Ириной Юсуповой (в некоторых источниках указывается, что встреча должна была состояться с ней и её родственниками), которой, якобы, было любопытно познакомиться с ним. На деле же его ждала ловушка. Доктор Лазоверт, по свидетельствам участников, приготовил отравленные пирожные и вино.
Однако, по воспоминаниям Юсупова, яд, казалось, не действовал на Распутина. "Старец", как его называли, сохранял удивительное спокойствие. Юсупов, потеряв терпение, выстрелил в Распутина из браунинга. Ранение, по словам князя, пришлось в живот или грудь. Лазоверт констатировал смерть. Но это был лишь первый акт этой драматической трагедии. Через некоторое время, по разным версиям - от нескольких минут до получаса, Распутин внезапно ожил. Это событие, описанное множеством противоречивых свидетельств, до сих пор вызывает споры среди историков. Некоторые исследователи предполагают, что Распутин был симулировал смерть, другие говорят о неправильно определенной причине смерти. В любом случае, Распутин предпринял попытку спастись бегством, но был догнан и добит Пуришкевичем и Сухотиным. Тело Распутина было избавлено от улик и сброшено в прорубь реки Невы. Следствие по делу об убийстве Распутина было проведено формально, и убийцы отделались сравнительно мягким наказанием.
Однако, самое удивительное – до сих пор остаются нераскрытыми многие обстоятельства той ночи. Что именно говорил Распутин Юсупову о своих "зелёных" друзьях в Швеции? Какова была реальная роль каждого из заговорщиков? Действительно ли Распутин обладал сверхъестественными способностями, которые позволили ему выжить после первого выстрела? Сегодня в Юсуповском дворце, в том самом цокольном этаже, где произошло убийство, открыта экспозиция, воссоздающая атмосферу той роковой ночи. Восковые фигуры, реконструированные интерьеры – всё это позволяет посетителям окунуться в историю и самим попытаться разгадать тайну, окружающую убийство Григория Распутина – события, которое, вне всякого сомнения, стало одной из ключевых страниц в истории предреволюционной России.
Информация для посетителей
Как добраться:
Общественный транспорт:
Метро: Адмиралтейская, Невский проспект, Садовая (Спасская, Сенная)
Автобусы: 3, 22, 27 (остановка "Театральная Площадь")
Троллейбусы: 5, 22 (остановка "Дворец Труда")
Вход на экскурсии с ул. Декабристов, 21
Обращаем внимание, что проход по усадьбе до входа на экспозиции занимает около 15 минут
Для гостей Домашнего театра вход с наб. реки Мойки, 94
Режим работы
Касса и вход открыты:
Ежедневно: 09:30 - 18:00
Юсуповский дворец:
Ежедневно: 10:00 - 19:30
Посещение осуществляется по сеансам. Последний сеанс: 18:00 Продажа билетов заканчивается за 10 минут до начала сеанса.
Конюшенный флигель:
Работает в период проведения выставок: 11:00 - 18:00
Парк открыт:
Ежедневно: 9:00 - 20:30
Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы: Богослужения в настоящее время не проводятся
Всю информацию и цены на билеты можно узнать на сайте музея.
Первая часть: