Сейчас ей 85 лет, она живет в пансионате, еле ходит, почти не встаёт с постели. Единственная наследница навещает мать в стенах элитного «Дома для престарелых», как это учреждение называют в народе, в то время как внуки давно обосновались за рубежом, строя собственное будущее.
Перед нами разворачивается полная драматизма история о некогда блистательной и обожаемой публикой актрисе, чьи дни проходят вдали от родного дома и близких сердец, в одиночестве.
Наша героиня, звезда «Гусарской баллады», стала олицетворением целой эпохи, сегодня находит пристанище в стенах санатория «Барвиха» – одного из самых респектабельных лечебных учреждений страны.
Величественный лоск этого места, его показное благополучие создают обманчивое впечатление умиротворения и комфорта.
Однако за этой глянцевой витриной скрывается подлинная драма жизни, сотканная из боли, разочарований и невысказанных обид.
Сегодня мы приоткроем завесу тайны над судьбой Ларисы, расскажем о ее борьбе с тяжелым недугом, о непростых отношениях с дочерью и об отчуждении, которое стало ее уделом.
Дело в том, что прославленная и легендарная артистка советского экрана уже долгие годы ведет неравный бой с коварной болезнью.
Медицинский вердикт прозвучал как гром среди ясного неба: болезнь Вальденстрема – редкое и агрессивное онкологическое заболевание, медленно, но верно разрушающее организм изнутри, словно безжалостный хищник.
Эта патология, поражающая кроветворную систему и оказывающая губительное воздействие на деятельность головного мозга, требует неусыпного медицинского контроля и высококлассного, специализированного ухода.
Именно эти обстоятельства вынудили семью принять непростое решение о переводе Ларисы Ивановны в «Барвиху», где ей обеспечено круглосуточное наблюдение со стороны лучших специалистов и поддерживающая терапия, направленная на облегчение страданий.
Но за этим внешним благополучием, кажущимся спокойствием, на самом деле скрывается гораздо более мрачная и душераздирающая картина.
Воспоминания Марии о детских годах окрашены в мрачные тона, наполнены детскими слезами и обидами – мать, всецело поглощенная карьерой, уделяла дочери до обидного мало времени и внимания.
Всю полноту отцовской заботы и тепла взял на себя отчим – Андрей Миронов, ставший для маленькой Марии не просто мужем матери, не просто отчимом, а настоящей опорой и поддержкой, той самой гаванью, которой так отчаянно не хватало в лице родной матери.
Мария с теплотой в голосе вспоминает, как именно отчим, Андрей Александрович, научил ее элементарным, но таким важным вещам: правильно чистить зубы, элегантно садиться в автомобиль, справляться с повседневными мелочами, которые обычно входят в зону ответственности родителей.
С течением лет пропасть между матерью и дочерью лишь углублялась, становясь все более непреодолимой.
Сейчас же Лариса Ивановна, всецело поглощенная борьбой за собственное здоровье, изнуренная болезнью и страхом перед неминуемым концом, и Мария – живущая своей жизнью, стремящаяся к самореализации и независимости.
В этой сложной семейной драме взаимных упреков было не избежать, но за каждым резким словом, за каждой колкой фразой скрывается глубокая, кровоточащая боль, которую обе женщины, мать и дочь, предпочли бы скрыть от посторонних глаз, не выставлять на всеобщее обозрение.
Но давайте обо всем по порядку, шаг за шагом, раскрывая перед читателем запутанный клубок человеческих взаимоотношений и трагических обстоятельств.
В столице нашей родины, Москве, появилась на свет будущая покорительница театральных подмостков и киноэкранов. Её отцом был человек военной закалки, привыкший к порядку и дисциплине, а матерью – женщина, чьи руки искусно владели иголкой и нитью, создавая красоту из ткани.
Уже в раннем детстве в маленькой Ларисе проявился артистический дар. Она обожала петь, заливаясь звонким смехом и детской непосредственностью. Когда же девочка осмелилась озвучить своё заветное желание – стать актрисой – отец отказал.
Его вердикт был краток, как армейский приказ, и не подлежал обсуждению: «Никогда!» Военному человеку, привыкшему к чёткости и определённости, актёрская профессия представлялась чем-то фривольным, легкомысленным, почти непристойным. И мысль о том, что его дочь выберет столь «несерьёзный» путь, была для него невыносима.
Родители, желая направить энергию дочери в более, как им виделось, «правильное» русло, настояли на биологическом факультете. Чтобы не огорчать дорогих сердцу людей, девушка записалась на подготовительные курсы. Но уже после нескольких занятий стало ясно: биология – это увлекательно, познавательно, но… не её стезя. Сердце рвалось к сцене, к аплодисментам, к перевоплощениям. И тогда, проявив несвойственную юному возрасту решительность, Лариса подала документы в ГИТИС, выбрав отделение музыкальной комедии. Вот так, вопреки воле отца, будущая звезда сделала первый шаг к своей мечте. Интересно, предполагал ли тогда строгий отец, что его дочь не просто станет актрисой, а прославится на всю страну?
Судьбоносным моментом в карьере начинающей актрисы стало посещение Эльдаром Рязановым студенческой постановки «Давным-давно». В этом спектакле, словно яркая звёздочка, блистала наша героиня. Режиссёр, известный своим тонким вкусом и умением открывать новые таланты, сразу разглядел в молодой артистке искру Божью.
Рязанов задумал снять фильм по мотивам спектакля и, не раздумывая, пригласил Ларису на главную роль – очаровательной Шурочки Азаровой, она же корнет Азаров. И вот, на экраны страны вышла «Гусарская Баллада», картина, покорившая сердца миллионов. Имена Голубкиной и её партнёра по фильму, Юрия Яковлева, зазвучали в каждом доме, их узнавали на улицах, ими восхищались, их боготворили. В одночасье вчерашняя студентка превратилась в национальную любимицу. Вот что значит – талант и счастливый случай!
В начале шестидесятых годов, получив диплом об окончании института, актриса начала свой путь в профессиональном мире. Её театральная биография стартовала на сцене Театра Советской Армии, где она дебютировала в спектакле «Солдат и Ева». Голубкина была востребована и в театре, и в кинематографе, её график был расписан по минутам. Но, не довольствуясь лишь сценой и съёмочной площадкой, энергичная актриса нашла время и для телевидения, став ведущей популярных программ «Утренняя почта» и «Арт-лото». Казалось, она успевает всё, словно в сутках у неё не двадцать четыре часа, а гораздо больше.
О личной жизни актриса рассказывать не любила, храня её от посторонних глаз. Известно, что некоторое время её связывали отношения со сценаристом Николаем Щербинским. Они жили вместе, не оформляя брак, так называемым гражданским браком. Артистка, как любая женщина, мечтала о законном союзе, о белом платье и штампе в паспорте, но её избранник, по непонятным причинам, не спешил делать предложение. Так и не дождавшись заветного момента, пара рассталась, прожив вместе целых шесть лет. Однако, Николай Георгиевич до сих пор называет актрису своей женой, правда, уже бывшей. Видимо, шесть лет гражданского брака для него значили больше, чем просто мимолетная связь.
Разлад в отношениях начался постепенно, словно трещина, едва заметная поначалу, разрасталась. Основной причиной разногласий стало, как ни странно, кино. Сценарист критиковал проекты, в которых снималась его возлюбленная, а та, в свою очередь, не проявляла особого интереса к его творческим делам. Даже появление на свет долгожданной дочери не смогло склеить разбитую чашку их отношений. Рождение ребёнка, которое обычно сближает пары, в их случае стало лишь ещё одним камнем преткновения.
Николай Георгиевич рассказывал, что имя дочери выбрал он сам, в честь своей бабушки, Марии Константиновны. Девочку записали на отца, и в документах она значилась как Мария Николаевна Щербинская. Когда маленькой Маше исполнился всего один год, родители приняли окончательное решение расстаться. Развод был неизбежен, как бы больно это ни было.
Судьбоносная встреча актрисы с Андреем Мироновым произошла ещё в середине шестидесятых годов, на дне рождения актрисы Натальи Фатеевой. Молодой и обаятельный Миронов сразу обратил внимание на очаровательную Голубкину. Однако в тот момент актриса не ответила взаимностью на ухаживания Андрея, оставив его романтические порывы без ответа.
Но судьба, как известно, иногда играет с нами в интересные игры. Спустя одиннадцать лет жизненные пути Ларисы и Андрея пересеклись вновь. За это время Миронов успел жениться на актрисе Екатерине Градовой, известной всем по роли радистки Кэт в легендарном фильме «Семнадцать мгновений весны», и стать отцом дочери Маши.
Встреча давних знакомых произошла в тот момент, когда брак Миронова уже трещал по швам, словно старый корабль, готовый развалиться от ветхости. Вскоре после возобновления отношений Андрей и Лариса оформили брак. Более того, Миронов удочерил Марию, дочь актрисы от предыдущих отношений, и любил её как родную. Вот так неожиданно сложилась судьба, подарив двум одиноким сердцам счастье и семейный очаг.
Бывший гражданский муж отпустил Ларису и свою маленькую дочь без лишних претензий. «Ребёнок по законам нашего королевства остаётся с женщиной, – философски заметил сценарист. – Лариса сказала резонно, что у ребёнка не должно быть двух отцов, и Андрей лучше, чем родной папа. Она посчитала, что отчим сможет больше дать Маше, и я её за это даже не осуждаю». Мудрое решение зрелых людей, поставивших интересы ребёнка выше собственных обид и амбиций.
В совместном браке этой знаменитой на весь Союз пары общих детей так и не появилось. Но это не мешало супругам проявлять искреннюю любовь и нежность друг к другу. Ради привычки Андрея каждые выходные собирать дома шумные компании друзей, актрисе пришлось освоить кулинарное искусство и научиться готовить изысканные блюда. Но для любящей жены это не было тяжёлым бременем, ей всё удавалось легко и с удовольствием. Фотографии счастливого периода их совместной жизни актриса бережно хранит в своём личном архиве, как дорогие сердцу реликвии.
Актриса признавалась, что иногда ей хотелось бы устроить скандал своему педантичному супругу, который обожал весёлые и шумные компании и не всегда был образцом верности. Но она мудро воздерживалась от ссор, понимая, что Андрей – мужчина привлекательный и популярный, и вокруг него всегда было много красивых женщин. Спасало их брак и то, что супруги-коллеги работали в разных театрах и никогда не выступали вместе.
Когда же поползли неприятные толки о неверности Миронова, многие подозревали, что актриса всё знает, но предпочитает мудро молчать, делая вид, что ничего не происходит. Возможно, она просто не хотела терять своё счастье, дорожа тем, что имеет.
Звёзды экрана прожили вместе десять лет, пока несчастный случай не оборвал жизнь Миронова во время гастролей. О годах брака с единственным мужем наша героиня до сих пор вспоминает с теплотой и нежностью в сердце. После скоропостижной смерти супруга актриса решила оставить в доме всё так, как было при нём. Это было для неё своеобразной данью памяти любимому человеку. И ещё одно решение приняла тогда актриса – больше никогда не выходить замуж. Свою любовь к Андрею Миронову она пронесла через всю жизнь, сохранив её в своём сердце навсегда.
А что же с легендарной, красивой и невероятно талантливой актрисой сейчас?
Не так давно, словно занавес опустился для одной из ярчайших звезд отечественного кинематографа. Она триумфально покинула мир кино, однако, вопреки ожиданиям, не исчезла из поля зрения публики.
Напротив, наша героиня с удовольствием принимает приглашения на различные телевизионные программы, оставаясь желанной гостьей на экранах. В прошлом, она была известна своей приверженностью к скандинавской ходьбе, но, увы, годы берут своё, и почтенный возраст внёс коррективы в её активный образ жизни, заставив отказаться от излишних нагрузок.
Несколько лет назад, судьба приготовила актрисе суровое испытание. Во время репетиции на прославленной сцене Театра Российской Армии отработка драматической пьесы обернулась для Ларисы Ивановны трагическим падением. Итогом этого несчастного случая стал серьезный перелом шейки бедра. К счастью, медицина не стоит на месте, и оперативное вмешательство позволило вернуть актрису к полноценной жизни.
В настоящее время, известная артистка проживает в специализированном пансионате для людей в возрасте. И здесь возникает закономерный вопрос: как случилось, что при наличии дочери и уже взрослых внуков, знаменитая актриса оказалась в подобном учреждении? Внуки, Иван и Анастасия, обосновавшиеся в Берлине, редко балуют своим вниманием даже родную мать, Марию Голубкину, что уж говорить о бабушке.
Состояние здоровья Ларисы Ивановны, в частности, проблемы с ногами, требуют постоянного и квалифицированного ухода. Именно эти обстоятельства, по всей видимости, и побудили Марию принять решение о размещении матери в пансионате. Сама Лариса, обращаясь к своим преданным поклонникам, призвала их не беспокоиться о её судьбе.
Многие в обществе склонны осуждать детей, отправляющих своих родителей в дома престарелых, видя в этом проявление черствости и равнодушия. Однако, в случае с Ларисой Голубкиной, ситуация представляется несколько иной. Пансионат, ставший ей домом, скорее напоминает фешенебельный отель класса «люкс», а стоимость проживания в нем явно не по карману среднестатистическому пенсионеру. Таким образом, можно констатировать, что дочь, Мария, проявила, скажем так, весьма своеобразную заботу о матери.
Сама Голубкина-старшая не скрывает, что выбрала элитное заведение, расположенное в престижном районе Барвихи. История этого места уходит корнями в советское прошлое, когда пансионат функционировал как санаторий, подведомственный ЦК. В наши дни попасть сюда – предел мечтаний для многих пенсионеров. Контингент постояльцев состоит исключительно из респектабельных людей, кухня отличается изысканностью, а штат персонала укомплектован высококвалифицированными медиками.
Лариса уверяет, что дочь регулярно навещает её, и их встречи проходят в теплой и душевной атмосфере. Они вместе совершают прогулки на свежем воздухе, ведут неспешные беседы.
«Дома я бы не получила такого уровня ухода, здесь же всё по расписанию: и питание, и лечение, и развлечения предусмотрены. Хотя, признаюсь, порой испытываю легкую зависть к тем, кто живет здесь парами, супругами, которые рука об руку прошли пятьдесят, а то и шестьдесят лет. Это, на мой взгляд, настоящее чудо. Ещё в зрелости я мечтала о тихой гавани на склоне лет, о месте, где свежий воздух сочетается с профессиональным медицинским наблюдением и достойными условиями жизни. Вспомните Набокова, он провел последние шестнадцать лет в отеле швейцарского города Монтре, а здесь, где я сейчас, – мой личный Монтре», – с иронией заключает актриса.
А как Вы считаете, должны ли родители, отдавшие все свои силы и талант служению искусству или обществу, доживать свои дни вдали от близких, пусть и в окружении заботливых помощников?
Или же истинное счастье и утешение можно найти лишь в тепле родного очага, в кругу любящей семьи?