Так успокаивают народ некоторые "большие знатоки" тонкостей обучения, говоря про два типа образования: одно с живыми учителями, а другое — онлайн. Заговорили об этом активно после того, как ректор МИФИ Владимир Шевченко описал будущее образования предельно просто:
"Есть два образовательных пространства. В одном – математика, диалоги Платона, личное общение учителя с учеником. В другом – онлайн, чат-боты, массовое образование, быстрый выход на рынок труда с понятным уровнем компетенций. Разрыв между двумя этими пространствами образования будет увеличиваться".
А директор Центра индустрии образования Сбербанка Артем Соловейчик вообще сказал, что "система образования уже разрушена и остается только одно— перевести всех на самообразование".
Конечно, когда нехватка учителей в России достигла почти 600 тыс. человек, другого и не скажешь.
По официальным данным Минпросвещения РФ, "сейчас в школах России по штату 1 млн 636 тыс. ставок, но их закрывают лишь 1 млн 047 тыс. учителей. И этот разрыв все время увеличивается, так как учителя просто уходят из школ".
Дистанционное образование, разумеется, может быть качественным, и оно может нравиться определённой категории обучающихся. Но позвольте мне со своей колокольни, с колокольни провинциального учителя представить, как это дистанционное обучение будет проходить у нас в провинции.
Подобное, конечно, трудно вообразить. Но попытаться можно. Возможно, что дети будут приходить в класс, и учитель-техник будет по очереди прокручивать на экране уроки по расписанию. Дети должны будут слушать начитанные опытными учителями лекции по предметам, должны будут усваивать и запоминать материал, учиться решать задачи и писать диктанты. Будут при классах воспитатели или классные руководители, наверное.
Скорее всего, домашних заданий не будет. А может быть, и будут. Проверять их придётся тем немногочисленным учителям, которые останутся дорабатывать при новой системе образования.
Как будут проходить уроки в начальной школе, представить даже не могу. А ведь учителей начальной школы уже сейчас катастрофически не хватает. А из тех, кто ныне работает, подавляющее большинство — пенсионеры. Это те, кому 60 — 65 лет. Они не вечные — рано или поздно тоже покинут школу. И это уже через два — четыре года. Придут ли им на смену молодые?
Дистанционное обучение грамоте и каллиграфии тоже возможно. Наверное, ко всему надо просто привыкнуть. К чему и готовят постепенно всех.
Вся надежда только на качественное оборудование в школе, на хорошую организацию учебного процесса, на дисциплину школьников, на их добросовестность.
Но, если упор будет сделан на самостоятельность детей в обучении, на их обучение на дому с использованием своего оборудования, то это будет 50%-й провал, потому что обучение при помощи смартфона — это издёвка, а не обучение.
Компьютеры сейчас для многих семей — дорогое удовольствие. Без присмотра родителей большая часть детей учиться просто не будет. Начнётся бродяжничанье, которое приведёт к нехорошим последствиям.
Массовое онлайн образование будет, надо думать, примитивным или, если помягче сказать, упрощённым. Вырваться из цифрового болота, в которое будет погружаться рядовая школа, наверняка будет возможно — усилиями неравнодушных или амбициозных родителей, рвением одарённых и любознательных детей. Ломоносов дошёл же до Москвы.
Мне, конечно, рассуждать трудно, потому что с тем оборудованием, что есть сейчас в школах, представить онлайн обучение сложно. Нет его и в большинстве семей. Смартфоны — да! Но персональные компьютеры — очень редко.
Прошу читателей разъяснить мне, неразумной учительнице, как будет осуществляться массовое образование, когда учителей станет ещё меньше. Каким будет контроль? Кто будет налаживать дисциплину в классах? Дети же не станут оловянными солдатами, послушно глядящими на экран.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию профессор РАН Александр Мажуга вполне даже спокоен по поводу будущего:
"Кому-то, как и мне, ближе аудитории, очное общение, академическая среда, а кому-то онлайн, чаты и т.п.".
Сам он всё-таки предпочитает очное общение, академическую среду, как видим. А другим, видите ли, больше нравятся чаты.
Вот такие дела в школьном образование, дорогие читатели! Дела и делишки. Пишите свои соображения о будущем нашей школы. Исправляйте меня, если я ошибаюсь. Только прошу быть корректными в комментариях.
Спасибо огромное, уважаемые читатели, за внимание! За то, что снова заглянули ко мне на страничку. Всем нам желаю добра и мира! Берегите себя!