Легенда Ледяного похода
Душой Ледяного похода, главной движущей и пробивной силой, легендой стал генерал Марков. В белой папахе, в кожаной куртке, он шел впереди своего офицерского полка, по составу тянущего на батальон. Хотя был генерал-лейтенантом и начальником штаба фронта.
Но все эти чины, должности остались в прошлом. Сейчас, 17 марта 1918 года перед ним лежала станица Кореновская. Красные окопались и оказывали серьёзное сопротивление, переходили в контратаки.
Корниловский полк залег. Сам генерал Корнилов уже заявил: ночуем в степи. Но нет, генерал Марков поднял свои роты в еще одну атаку и лично повел их на окопы большевиков. К вечеру станица была взята марковцами.
И это был далеко не единственный, не последний подвиг генерала Маркова в Ледяном походе. Да и само название «Ледяной» вошло в обиход после атаки марковцами под Новодмитриевской. Когда они, преодолев реку вброд, вышли в продуваемую ветром степь, и шинели их сковало льдом. И либо победа, либо смерть от мороза. И опять была победа.
В общем, Марков стал легендой Ледяного похода. Может быть в чем-то приукрашенной. Но таковы уж все легенды. А за легендой, как водится, скрывался реальный человек.
Русский офицер
Сергей Леонидович Марков родился 7 (19) июля 1878 года в семье офицера. Кем ему и стать, как не офицером?
Марков учился блестяще. Окончил кадетский корпус, Константиновское артиллерийское училище. В 1898 году произведен в подпоручики. Далее переведён в гвардейскую артиллерийскую бригаду.
Потом была Николаевская академия, причисление к Генштабу. И это уже перед самой русско-японской. По собственному желанию штабс-капитан Марков переведен в действующую армию в Маньчжурию.
На войне служил в Управлении начальника военных сообщений, в Военно-топографическом отделении, затем назначен офицером Генерального штаба Восточного отряда.
За отличия награждён пятью орденами. Среди них весьма почетный в офицерской среде Владимир 4-й степени с мечами и бантом. Орден давали не за красивые глаза. Значит, действительно проявил себя в бою.
После возвращения с войны в звании капитана переведён в Генеральный штаб старшим адъютантом штаба 1-го армейского корпуса. В 1907 году назначен старшим адъютантом штаба 16-й пехотной дивизии, затем – помощником старшего адъютанта Варшавского военного округа.
В 1909 году переведен в Главное управление Генерального штаба. Занимается преподавательской деятельностью (в Николаевской академии, в Михайловском и Павловском училищах). Перед самой войной произведен в полковники.
На германской войне
В 1914 году Сергей Леонидович получил назначение начальником штаба в 4-ю стрелковую бригаду. Возможно, именно это назначение и определило его путь в Гражданской войне. Почему? Потому что бригадой, именуемой еще «Железной», командовал генерал Деникин.
Считается, что командир бригады и начальник штаба прекрасно сработались. Деникин в мемуарах уважительно и даже тепло отзывался о Маркове. А тот, как считается, даже отпустил усы и бородку а-ля Деникин.
Показав себя под огнем хладнокровным и распорядительным офицером, Марков выпросился с штаба на должность командира полка в той же бригаде. Только в 1915 году Сергей Леонидович получил несколько наград. Среди них: Георгий 4-й степени и георгиевское оружие. Плюс чин генерал-майора.
Как же, наверное, жаль было Деникину отпускать такого помощника. Но в 1916 году командование перевело Маркова на должность начальника штаба 2-й Кавказской казачьей дивизии.
Далее Маркова попытались вернуть преподавателем в Николаевскую академию. Но там он не задержался. «Всё это, господа, вздор, сухая теория! На фронте, в окопах — вот где настоящая школа». И вот в начале 1917 года генерал-майор Марков состоит при командующем 10-й армией.
И тут грянула революция. Генералы еще на что-то надеялись, готовили распадающуюся армию к наступлению. Временное правительство меняло высшее командование чаще, чем благородная дама перчатки. В какой-то момент начальником штаба Ставки становится Деникин. Он по старой памяти берет к себе в штаб Маркова.
Работать становится всё труднее. И даже невозможно. Сергей Леонидович записал в дневнике:
«Руки опускаются работать. История идет логически последовательно. Многое подлое ушло, но и всплыло много накипи… Погубят армию эти депутаты и советы, а вместе с ней и Россию».
За Корниловым и синей птицей
Отчаянную и нерешительную попытку поворотить реку вспять в сентябре 1917 года предпринял генерал Корнилов, назначенный Верховным Главнокомандующим. К этому времени Деникин и Марков пребывали на Юго-Западном фронте (первый главнокомандующим, второй, уже генерал-лейтенант, начальником штаба фронта).
Деникин громогласно поддержал Корнилова. За что и поплатился арестом и попаданием под следствие. Вместе со своим командиром в кутузку пошел и Марков.
Следствие вели вяло, дело затянули до захвата власти большевиками. Расправились бы с арестованными генералами или нет – вилами на воде писано, но генерал Духонин одним из своих последних распоряжений освободил арестантов от греха подальше.
И двинулись генералы на юг, на Дон, к Каледину. Кто под каким видом. Деникин, например, под видом польского помещика. А Марков вообще вырядился в рядового, научился отчаянно материться и ехал как денщик генерала (вырядившегося прапорщиком) Романовского. Бегал ему за папиросами и кипятком на станциях.
В декабре 1917 года генералы оказались на Дону. Чуть позже сюда же прикатил и Корнилов. А генерал Алексеев в Новочеркасске уже формировал зародыш Добровольческой армии.
Красные со всех сторон сжимали кольцо вокруг Дона. В ночь с 21 на 22 февраля Добровольческая армия выступила в Ледяной поход на Кубань. Куда шла армия? В никуда. Генерал Марков сказал так:
«Не спрашивайте меня, куда и зачем мы идём, – я всё равно скажу, что идём мы к чёрту на рога, за синей птицей».
В этом походе Марков командовал Офицерским полком, имевшим изначально около 800 штыков. Описывать все подвиги (как положительном, так и в отрицательном смыслах) марковцев в Ледяном походе – это надо книгу написать. Я уже коснулся пары из них во вступлении к очерку.
Ограничусь лишь печальной концовкой. В мае 1918 года Добровольческая армия вернулась на Дон. Здесь она переформировалась. Марков получил под команду дивизию. И с ней 22 июня 1918 года выступил во Второй Кубанский поход. А уже 25 июня был смертельно ранен взорвавшимся рядом снарядом.
Родил легенду и ушел.
------
Все материалы рубрики Гражданская война в России: