Поговорили с Сергеем Федосовым, основателем «МедРокет», о том, как создать один из крупнейших медицинских сервисов с нуля и какие гипотезы о пациентах оказались ошибочными.
Какой самый нелогичный или рискованный ход в развитии «МедРокет» оказался успешным?
Создание сайта отзывов пациентов «ПроДокторов». Сейчас это сложно представить, но 15 лет назад это было крайне странной, даже сумасбродной идеей. Врачи были против, клиники не поддерживали, пациенты не понимали, что это и зачем. И только время показало, что идея востребована всеми тремя сторонами.
Как удалось достичь посещаемости в 35+ миллионов человек в месяц?
Краткий ответ прост и обычно не нравится читателям: медленно, день за днем стараться приносить всё больше пользы пользователям. Обычно люди ищут серебряную пулю. Всем хочется жить по старой присказке «Надо работать не круглые сутки, а головой». Проблема в том, что это не работает так. Конкуренты тоже работают головой, поэтому в бизнесе побеждает более мотивированные и настойчивые.
9-е место в России по лояльности сотрудников в рейтинге работодателей HeadHunter в 2021 г
Какие гипотезы о поведении пользователей в медицине оказались полностью ошибочными?
За время существования «МедРокет» ошибочных гипотез было «вагон и маленькая тележка». Одна из самых неожиданных — что удалённость врача от пациента внутри одного города слабо влияет на выбор. Из-за этой гипотезы мы похоронили первую версию мобильного приложения.
Как бы выглядела «МедРокет», если бы её запускали не в России, а, например, в США?
Всё было бы совсем иначе. В США много частнопрактикующих врачей, и основная задача там — не столько помогать клинике и пациенту найти друг друга, сколько сделать удобный механизм самозаписи. В маленькой практике нет колл-центра, а регистратура перегружена и совмещает множество функций.
И бизнес-модель была бы другой. В США действует запрет на оплату за уже записанных пациентов, поэтому все медицинские сервисы вынуждены работать по подписке. В этом их большой тормоз развития: единая стоимость для клиник с разными масштабами мешает найти product-market fit.
С этой точки зрения российский рынок более удобен как для цифровых сервисов, так и для клиник. Возможно, в США мы смогли бы реализовать онлайн-запись на несколько лет раньше, потому что их рынок более зрелый и быстрее воспринимает инновации. С другой стороны, Россия наверстала отставание, а граждане абсолютно готовы к цифровым медицинским сервисам.
3 место в Краснодаре и 19 место в России среди небольших компаний в рейтинге работодателей HeadHunter в 2020 г.
Какие данные о поведении пользователей вас больше всего удивили?
Очень удивило, что пациенты искренне хотят поблагодарить врача и оставить добрый отзыв, если он им помог. Воспринимается как цифровая замена традиционных «шоколадок и бутылок». Сильно отличается от отзывов в других сферах.
Какие у врачей были самые яркие претензии или опасения по поводу платформы?
Изначально сама идея, что пациент может свободно высказывать мнение о враче, воспринималась в штыки. В старой модели врач командовал пациентом, и его мнение никого не интересовало — это патернализм, доставшийся нам в наследство от советской медицины. Современная модель — партнёрство, где врач учитывает мнение пациента, а пациент участвует в своём лечении. Во время перехода от одной модели к другой было десятки судебных процессов, инициированных врачами и клиниками против «ПроДокторов». К счастью, мы выиграли подавляющее большинство: судебная практика подтвердила, что пациент имеет право на мнение.
Например, дело, после которого у нас появился юридический отдел, и мы практически перестали проигрывать. Врач подал в суд на портал «ПроДокторов», чтобы мы удалили два негативных отзыва. Суд встал на его сторону, обязав нас еще и выплатить компенсацию. Апелляция не помогла — решение оставили без проведения лингвистической экспертизы. Позже врач обратился к судебным приставам, видимо, чтобы снова удалить уже удалённые отзывы.
4 победы в рейтинге Ашманова в категории «Медицина»
Если бы у вас был неограниченный бюджет, какую инновацию в медицине вы бы реализовали первым делом?
Всё, что мы придумали, уже реализуем в том или ином виде. На мой взгляд, утопия считать, что эффективность внедрения инноваций определяется бюджетом. На самом деле нужна готовность аудитории принять инновацию и команда по-хорошему отмороженных спецов, горящих идеей.
Возможно ли внедрить ваши продукты в госучреждения и почему пока это недостижимо?
Госучреждения работают на совершенно другом рынке: у них другой заказчик и другие правила игры. Мы на этом рынке не работаем, у нас нет соответствующей экспертизы. Это, кстати, распространенная ошибка — многим начинающим предпринимателям в медтехе кажется, что раз и частные, и государственные клиники занимаются медициной, то разницы нет. Эта ошибка всегда становится фатальной.
Сейчас государственная медицина более цифровизирована, чем частная. Это парадокс, но так и есть. Заказчиком цифровизации выступает государство, поэтому цели, реализация и результаты кардинально отличаются. Это не хорошо и не плохо.
За 2023 год выручка «МедРокет» увеличились на 55,55%, в сравнении с 2022 годом, и составила 830 миллионов рублей. Чистая прибыль возросла на 226,41%
Может ли платформа вроде МедРокет заменить семейного врача в будущем?
В обозримом будущем — нет. Важнейшей задачей мы видим стать цифровыми помощниками как пациентам, так и врачам. Считаю, что убирать врача из уравнения как максимум категорически нельзя, как минимум очень сильно преждевременно. Врач это не только знания, опыт и умелые руки, но и эмпатичный человек, искренне старающийся помочь своему пациенту.
Если говорить про совсем далекое будущее, то я бы не стал предсказывать. Для бизнеса достаточно видеть будущее на 5-10 лет вперед. Не думаю, что в этот период произойдет полная замена врачей искусственным интеллектом.
Какой миф о предпринимательстве разрушился у вас после создания стартапа?
Полностью и сразу разрушился миф, что предприниматель работает меньше, чем его сотрудники. Оказалось, что нет большего раба своего бизнеса, чем сам предприниматель. Парадокс! Люди увольняются с работы, где трудились 40 часов в неделю за приличные деньги, чтобы бесплатно работать по 100 часов в неделю.
Согласно исследованию РБК, «ПроДокторов» — сайт отзывов о врачах № 1 в России по количеству откликов, посетителей и страниц врачей.
Пожелание для нашей аудитории
Хочу пожелать упорства, настойчивости и готовности преодолевать трудности на пути к своим целям. Процитирую стихотворение «Улисс» Альфреда Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». От себя добавлю, что вторая часть может оказаться гораздо сложнее первой.
Узнать больше о развитии digital-сервисов в медицине и ключевых трендах отрасли можно лично на офлайн-семинаре «Воронки». Подробнее в нашем Telegram-канале.