Битва за Таранто произошла в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года и стала одним из ключевых морских сражений Второй мировой войны. Это первая в истории крупномасштабная атака авианосной авиации на вражеский флот в гавани. Она продемонстрировала стратегический потенциал авианосцев. Успех британцев не только ослабил итальянский флот, но и повлиял на развитие военно-морской тактики. Многие считают, что он во многом вдохновил японцев на атаку Перл-Харбора.
Положение сил на Средиземноморском театре военных действий к 1940 году.
В это время Средиземное море стало ареной ожесточенного противостояния. После вступления Италии в войну на стороне Оси в июне 1940 года её флот с базами в Таранто, Неаполе и других портах, угрожал британским коммуникациям между Гибралтаром, Мальтой и Александрией. Контроль над Средиземноморьем был критически важен для обеих сторон:
- Италия стремилась изолировать Мальту и поддержать наступление в Северной Африке.
- Великобритания нуждалась в защите конвоев с припасами для своих войск в Египте и на Ближнем Востоке.
Имея лишь 1–2 линкора в Восточном Средиземноморье (против 6 итальянских), адмирал Каннингхэм не мог вступить в открытый бой.
Итальянский флот в Таранто
- Линкоры: 6 единиц — Littorio, Vittorio Veneto, Conte di Cavour, Giulio Cesare, Caio Duilio, Andrea Doria.
- Тяжелые крейсеры: 7 единиц.
- Эсминцы и миноносцы: 8 единиц.
- Защита: Зенитные орудия, аэростаты заграждения, противоторпедные сети (часть не установлена из-за нехватки времени).
Британские силы
- Авианосец: HMS Illustrious (на нем базировались 21 торпедоносец Fairey Swordfish).
- Эскорт: 4 крейсера, 4 эсминца.
- Самолеты: 12 Swordfish в первой волне, 9 — во второй. Часть несла торпеды, другие — бомбы и осветительные ракеты.
Ключевые фигуры:
- Адмирал Эндрю Каннингхэм — командующий Средиземноморским флотом Великобритании.
- Капитан 1-го ранга Ламли Л’Стрэндж — командир HMS Illustrious).
- Адмирал Иниго Кампьони — командующий итальянским флотом, отвечал за стратегию флота, включая базирование кораблей в Таранто.
- Адмирал Артуро Риккарди — начальник военно-морской базы Таранто, его зона ответственность оборона порта и установка аэростатов, противоторпедных сетей.
Подготовка к операции.
Операцию "Judgement" разрабатывали с 1938 года, но активная подготовка началась после успешной разведки, которая подтвердила присутствие линкоров в Таранто.
С сентября 1940 года британские самолеты-разведчики Martin Maryland совершили серию вылетов над Таранто. Фотографии, сделанные 9 ноября, подтвердили присутствие всех шести линкоров в гавани. Разведданные уточнили расположение противоторпедных сетей: из-за нехватки времени итальянцы успели защитить только часть кораблей.
Техническую сторону вопроса тоже пришлось проработать. Для атаки на мелководье (глубина бухты — 12–15 м) британцы модифицировали торпеды, установив деревянные стабилизаторы и уменьшив глубину хода до 10 м. Испытания проводились в гавани Александрии. Так как атаковать планировали ночь, решили использовать осветительные ракеты. 250-фунтовые ракеты с парашютами, сбрасываемые с высоты 1500 м, подсветили цели для первой волны.
Люди проходили усиленную подготовку. Экипажи Fairey Swordfish (включая 815-ю и 819-ю эскадрильи) отрабатывали ночные взлёты и торпедные атаки на полигоне близ Мальты. Пилоты учились летать на малой высоте (10–15 м), чтобы избежать обнаружения радарами (которых у итальянцев правда не было)
Ход сражения.
21:00, 11 ноября — Старт первой волны
12 Swordfish взлетели с Illustrious. Группа разделилась:
6 самолётов с торпедами (командир — капитан Кеннет Уильямсон): Атаковали линкоры в Мар-Гранде.
4 самолёта с бомбами и 2 с ракетами (лейтенант Ланс Гиббс): Отвлекающий удар по крейсерам и эсминцам.
Уильямсон прорвался через огонь зениток и сбросил торпеду в Conte di Cavour. Его самолёт был сбит, экипаж попал в плен. Лейтенант Майкл Свэйн атаковал Littorio, пролетев так низко, что его самолёт задел антенну корабля.
23:00 — Вторая волна
9 самолётов под командованием капитана Джеймса Хэйла:
Торпеда с самолёта лейтенанта Энтони Йатмана попала в Caio Duilio, вызвав затопление носовых отсеков.
Лейтенант Эдвард Клиффорд атаковал Littorio вторично, добившись третьего попадания.
Последний вылет: Самолёт лейтенанта Артура Скейла, потерявший ориентировку, сбросил бомбы на нефтехранилище, вызвав пожар, видимый за 100 км.
Почему провалилась оборона?
Несмотря на время для подготовки, итальянцы допустили несколько критических ошибок:
- Командующий флотом адмирал Иниго Кампьони считал гавань неприступной и не дооценил угрозу.
- Противоторпедные сети установили только вокруг линкоров Vittorio Veneto и Littorio, остальные корабли прикрыли только частично.
- Из 90 запланированных аэростатов заграждения установили только 27, но многие из них унес шторм за день до атаки.
- Зенитное прикрытие: 101 зенитное орудие калибрами от 76 до 102 мм и 193 пулемёта. Но без радиолокаторов и слишком позднего включения прожекторов их эффективность оказалась не высока.
Не обошлось без роковой случайности. За час до атаки итальянцы засекли британские самолёты на радаре с линкора Littorio, но приняли их за свои — в тот день ожидали прибытие подкрепления из Неаполя.
Итоги и последствия.
Потери сторон:
3 итальянских линкора оказались выведены из строя:
- Littorio:
3 торпеды — пробоины длиной 30 м. Корабль сел на грунт, но благодаря современной системе герметизации восстановлен за 5 месяцев. - Conte di Cavour:
Торпеда пробила борт под башней главного калибра. Затопление электростанции привело к потере энергии. Линкор затонул на мелководье, но поднять его удалось только в 1941 году. В строй он так и не вернулся. - Caio Duilio:
Торпеда разрушила носовую часть. Ремонт занял 7 месяцев
Личный состав: 59 погибших, 600 раненых.
А вот потери Великобритании: 2 самолета потеряно, 2 летчика погибли, 2 взяты в плен.
Баланс сил в Средиземноморье сместился в пользу Великобритании, она смогла укрепить свои позиции на Мальте и Северной Африке Итальянский флот пришлось перебазировать в Неаполь и сократить активность.
Заключение
Битва за Таранто стала триумфом инновационной тактики и смелости. Она не только изменила расстановку сил в Средиземноморье, но и переопределила роль авиации в войне на море. Эта операция остаётся ярким примером того, как тщательное планирование и технологическая адаптация могут привести к стратегическому успеху даже против численно превосходящего противника.