Найти в Дзене
Бытовые Байки

Лучшее приложение для дома — Домовой

Оглавление
Лучшее приложение для дома - Рассказ
Лучшее приложение для дома - Рассказ

Часть 1: Когда код вызывает нечисть

Кирилл Замятин, тридцатидвухлетний программист с бородой, которой позавидовал бы сам Дед Мороз, в очередной раз проклинал свой "умный" термостат. Умным это устройство можно было назвать с такой же натяжкой, с какой табуретку — предметом роскоши.

— Да чтоб тебя домовой унёс! — рявкнул Кирилл, когда температура в его квартире в третий раз за день упала до состояния "открытый холодильник в Антарктиде".

Внезапно из-под дивана раздалось деликатное покашливание. Кирилл замер. Покашливание повторилось, теперь сопровождаемое лёгким постукиванием, словно кто-то барабанил коротенькими пальчиками по паркету.

— Простите, я не несу термостаты, — произнёс хриплый голосок. — Я специализируюсь на носках и пультах от телевизора. Но с вашим градусником могу попробовать разобраться.

Кирилл медленно опустился на четвереньки и заглянул под диван. В полумраке он различил странную фигуру — маленький мужичок в потёртом халате сидел, поджав ноги, и что-то сосредоточенно изучал. Седая борода свисала почти до пола, а на голове красовался видавший виды колпак. Самым неожиданным в его облике были старомодные очки в проволочной оправе и крохотный планшет, который мужичок держал на коленях, время от времени тыкая в него пальцем.

— Я не схожу с ума, — произнёс Кирилл, скорее утверждая, чем спрашивая.

— Конечно, нет, — успокоил его мужичок. — Для этого вам пришлось бы гораздо меньше спать и гораздо больше пить энергетиков. Я Нафаня, кстати. Домовой средней руки, третья категория, сертификат на оказание бытовых услуг по старинному образцу.

Кирилл моргнул. Раз. Два. Существо никуда не исчезло.

— Как ты здесь оказался? — наконец выдавил он.

Нафаня деловито постучал пальцем по своему миниатюрному планшету.

— Вы меня вызвали через приложение, — сказал он таким тоном, будто объяснял очевидное. — "ДомовойПро" — лучшее решение для умного дома! Вы нажали кнопку "Установить", и вот он я, установлен и готов к работе. Версия 1.0 Альфа.

— Но я не устанавливал...

И тут Кирилла осенило. Три дня назад он действительно написал прототип приложения для умного дома, которое в шутку назвал "ДомовойПро". Но это был просто код! Обычные строчки на JavaScript с элементами машинного обучения, позаимствованными из открытого репозитория. Что-то вроде виртуального помощника для координации всех устройств в квартире.

— Ты хочешь сказать, что мой код... вызвал тебя? — Кирилл нервно засмеялся. — Это какой-то розыгрыш? Петрович из второго отдела, это ты?

Домовой закатил глаза и вздохнул с видом учителя, объясняющего прописные истины нерадивому ученику.

— Молодёжь... Всё-то вам объяснять надо. Да, твой код. Ты использовал классическое заклинание вызова на латыни в комментарии, когда ругался на баги.* А ещё добавил рунические символы в иконку приложения. А ещё скомпилировал всё это в полнолуние. Классический пентакль вызова получился, как по учебнику.

*Баг - ошибка в коде программирования

Кирилл вспомнил, что действительно скопировал какую-то латинскую фразу из интернета "для атмосферы" и добавил её в комментарий. А иконку для приложения сгенерировал нейросетью, попросив её создать "мистический символ домашнего уюта". И да, работал он допоздна, вполне возможно, что в полнолуние.

— И что теперь? — спросил он, всё ещё не веря происходящему.

— Теперь я буду поддерживать работу вашего умного дома, — деловито ответил Нафаня. — Тариф базовый: контроль температуры, напоминания о продуктах в холодильнике, поиск потерянных носков — это моя специализация, между прочим. Могу устроить перебои с Wi-Fi, когда вы слишком долго сидите в интернете вместо сна, и периодически прятать пульт от телевизора, чтобы вы больше двигались. Услуга "таинственные шорохи по ночам" сейчас отключена, но если захотите — активирую.

Кирилл потёр виски. Происходящее не укладывалось в голове, но термостат, как ни странно, перестал глючить, и в комнате стало заметно теплее.

— А есть другие... версии? — неуверенно спросил он, решив на время принять правила этой игры.

— Разумеется! — Нафаня просиял и быстро зашуршал пальцами по своему крошечному планшету. — У нас целая линейка! "Кикимора Болотная" — для дачных участков, отлично справляется с сорняками и отпугивает непрошеных гостей. "Банник Премиум" — для ванной комнаты, контролирует расход воды, напоминает о смене полотенец, создаёт атмосферу спа. "Дворовой Сторожевой" — внешняя охранная система, работает в паре с котами. И наша новинка — "Овинник Бизнес" для офисных помещений, специализируется на кофемашинах и принтерах.

Кирилл сел на пол, не в силах больше стоять. Его профессиональное любопытство начало побеждать недоверие.

— И как давно существует эта... система?

— С незапамятных времён, — пожал плечами домовой. — Просто раньше интерфейс был другой. Блюдце с молоком на пороге, крупа по углам, задобрить словом ласковым. А сейчас вот — приложения, коды, нейросети. Прогресс! — он гордо поправил очки. — Мы идём в ногу со временем.

Проснувшись утром, Кирилл первым делом ущипнул себя за руку. "Приснится же такое", — пробормотал он, вспоминая вчерашний разговор с воображаемым домовым. Но стоило ему дойти до кухни, как он застыл на пороге — на столе дымился свежесваренный кофе, а рядом с ноутбуком горкой лежали носки. Те самые, что исчезли в недрах квартиры за последние полгода.

— С пробуждением! — донеслось откуда-то сверху. Кирилл вздрогнул и поднял голову. С книжной полки на него смотрели знакомые хитрые глаза. — Обновил твою программу, исправил кое-какие баги. Версия 1.1.2, между прочим! Исправлены мелкие баги, добавлена функция предсказания погоды по ломоте в коленях и интеграция с микроволновкой.

Нафаня деловито восседал на книжной полке, болтая ножками и что-то печатая на своём миниатюрном устройстве.

— Ты реален, — сдался наконец Кирилл.

— Разумеется, — кивнул домовой. — А ваше приложение, кстати, гениально. Вы знаете, сколько моих сородичей сидит без работы в эпоху умных домов? Все эти алгоритмы, датчики, голосовые помощники... А благодаря вам мы снова востребованы! Только представьте: интерфейс для взаимодействия между древними хранителями домашнего уюта и современными технологиями!

Глаза Кирилла загорелись предпринимательским блеском.

— Стартап... — прошептал он. — Настоящий, волшебный стартап!

Часть 2: Бабушка Клавдия против Силиконовой долины

Бабушка Клавдия Петровна, боевая пенсионерка восьмидесяти двух лет от роду, недоверчиво косилась на смартфон, который внук подарил ей на день рождения.

— И на кой он мне ляд сдался, этот ваш шмартхон? — бурчала она, тыкая в экран узловатым пальцем. — У меня и так телевизор есть. И радиоточка работает!

Но внук настаивал, и Клавдия Петровна сдалась. Особенно после того, как он установил ей "специальное приложение для пожилых людей".

— Это "ДомовойПро", бабуль, — объяснял внук. — Он тебе будет напоминать про таблетки, поможет настроить телевизор и вообще сделает жизнь проще.

— Домовой, значит? — хмыкнула Клавдия Петровна. — Ну-ну.

Внук ушёл, а бабушка, фыркнув, отложила телефон и занялась привычными делами: накормила кота Барсика, полила фиалки на подоконнике, включила свой любимый сериал "Хирург с большим сердцем".

В разгар особенно драматичной сцены телевизор вдруг переключился на кулинарный канал.

— Опять эти провода! — воскликнула Клавдия Петровна, стуча по пульту. — Всё перепуталось!

— Ничего не перепуталось, Клавдия Петровна, — раздался скрипучий голос из-за телевизора. — Просто вам пора принять лекарство от давления, а вы бы забыли за этими хирургами да медсёстрами.

Бабушка замерла. Из-за телевизора медленно выплыла маленькая фигурка в старомодном жилете и с густой седой бородой.

— Вы ещё кто такой? — спросила Клавдия Петровна, нащупывая очки.

— Домовой я, Кузьмич, — степенно представился человечек. — По вашему вызову прибыл. Через приложение, как и положено.

Клавдия Петровна поправила очки и внимательно осмотрела гостя.

— Ага, — сказала она после паузы. — Значит, на старости лет ещё и глюки начались. Так и знала, что до добра эти компьютеры не доведут.

— Никакие не глюки, — обиделся Кузьмич. — Я в этой квартире ещё до вас жил, при прежних хозяевах. Просто раньше мы напрямую общались, без посредников. А сейчас вот — через приложение вызвали, так я и активировался.

Клавдия Петровна скептически прищурилась.

— Докажи, что ты настоящий.

Кузьмич закатил глаза, щёлкнул пальцами, и пульт от телевизора, который Клавдия Петровна безуспешно искала последние три дня, выпал из-под диванной подушки.

— Убедились? — спросил домовой. — А теперь таблетки примите, да и давление вам измерить не помешает.

Странно, но Клавдия Петровна совершенно не испугалась. Вся эта ситуация казалась ей менее странной, чем Интернет, о котором рассказывал внук.

Спустя неделю Клавдия Петровна и Кузьмич уже были не разлей вода. Домовой помогал настраивать телевизор, находил потерянные очки, вовремя напоминал о лекарствах и даже научил пользоваться видеозвонками, чтобы общаться с внуком и правнуками.

— Кузьмич, а что за компания такая, "ДомовойПро"? — поинтересовалась как-то Клавдия Петровна за чаем с баранками. — Неужто нечисть на службу к людям взяли? Что-то не верится.

Кузьмич, сидевший на сахарнице, важно поправил жилетку.

— Есть один программист, Кирилл Замятин. Случайно нашёл способ создать интерфейс между вашим миром и нашим. Теперь через его приложение любой человек может вызвать домового, а мы получаем работу. Выгодно всем! Особенно старшему поколению — вам же с этой техникой сложно, а мы всё по старинке умеем делать, без заумных инструкций.

— И много вас таких? — удивилась Клавдия Петровна.

— Пять видов, — с гордостью ответил Кузьмич. — Домовые для квартир — это мы, классика жанра, полный спектр услуг. Кикиморы — для дач и садовых участков, с сорняками великолепно справляются. Банники — для ванных комнат специализируются, от известкового налёта до контроля расхода горячей воды. Дворовые — для частных домов с участком, охрана и садоводство. И овинники — для офисов, там специфика другая, с документами да компьютерами.

Клавдия Петровна задумчиво помешала чай.

— Значит, старые сказки не врали. Веками домовые с людьми жили.

— Конечно, не врали, — кивнул Кузьмич. — Просто люди разучились верить. Техника, наука, всё такое. А потом удивляются, почему носки пропадают и пульты от телевизора теряются!

В тот же вечер Клавдия Петровна собрала у себя подруг-пенсионерок на чаепитие. Нина Васильевна, Зинаида Макаровна и Галина Борисовна — все со стажем пользования смартфонами от двух месяцев до года, и все с одинаковой неприязнью к "этим современным штучкам".

— Дамы, — торжественно объявила Клавдия Петровна. — Я нашла решение наших проблем с техникой.

И продемонстрировала приложение "ДомовойПро". К концу чаепития все четыре пенсионерки уже восторженно обсуждали свой опыт использования приложения:

— А мой Фомич мне каналы телевизионные переключает! Я ему говорю: "На первый переключи", и он — раз! — и переключает!

— А мой Тимофей микроволновку настраивает. Я уж и забыла, как к ней подступиться, а он раз-два — и готово!

— А моя Маруся, она из кикимор, цветы на подоконнике только так выхаживает! Фиалки зацвели, представляете?

Неделю спустя в офисе компании "ДомовойПро" не закрывались двери. Стартап Кирилла Замятина стал сенсацией среди пожилого населения. Тысячи бабушек и дедушек по всей стране устанавливали приложение и с восторгом делились опытом взаимодействия с волшебными помощниками.

Кирилл сидел в своём новом кабинете и теребил бороду.

— Нафаня, это какой-то сумасшедший успех, — говорил он своему первому домовому, ставшему теперь техническим директором компании. — Мы только за последний месяц подключили десять тысяч новых пользователей. И почти все — пенсионеры!

Нафаня, который теперь носил миниатюрный деловой костюм и модные очки, важно кивал.

— А чему ты удивляешься? Молодёжь и сама с техникой справляется. А пожилым людям трудно — интерфейсы сложные, кнопки мелкие, инструкции непонятные. А тут мы — персональные помощники старой закалки, говорим на понятном языке, без этих свайпов и лайков. Идеальное совпадение!

В соседнем кабинете расположился колл-центр, где десятки домовых, кикимор и банников в крошечных гарнитурах консультировали новых пользователей.

— Да, Мария Ивановна, нажмите на синюю иконку. Нет, не на экране телевизора, а на телефоне. Да-да, вот эту. Теперь подождите, к вам подключится ваш персональный домовой. Какие проблемы? Стиральная машина? Обеспечим поддержку, не беспокойтесь.

Кирилл подписывал очередной контракт на расширение штата волшебных существ, когда в офис ворвалась делегация бабушек во главе с Клавдией Петровной.

— Вот он, изобретатель! — воскликнула Клавдия Петровна, указывая на Кирилла тростью. — Кланяйтесь ему, девочки, это он нашу жизнь изменил!

Десяток пожилых женщин энергично зааплодировал. Кирилл смущённо улыбнулся.

— Мы тут посоветовались с девочками, — продолжила Клавдия Петровна, — и решили, что нам нужно расширение. Хотим, чтобы ваши домовые ещё и в поликлинику с нами ходили, очередь занимали. И в магазин за продуктами. И с ЖКХ разбирались!

Нафаня уважительно кашлянул.

— Это уже другая категория услуг, Клавдия Петровна. Нам понадобятся дополнительные разрешения и обновление приложения...

— Вот-вот! — подхватила бабушка. — Обновляйте скорее! У нас там очередь на запись к терапевту на следующей неделе, нам бы домовых в поликлинику отправить, места застолбить.

Неожиданный стартап, родившийся из опечатки в коде, перевернул с ног на голову рынок услуг для пожилых. По дворам и подъездам только и разговоров было, что о чудо-приложении. Пенсионеры, ещё вчера державшиеся от электроники на почтительном расстоянии, теперь хвастались друг перед другом достижениями своих домовых.

— Мой Прохор вчера квитанции разложил по папочкам и все графы в платёжке сам заполнил! — с гордостью рассказывала одна бабушка другой в очереди за кефиром.

— А мой Тихон телефонных мошенников так отчитал, что они извинились и трубку повесили! — не уступала вторая.

Имя Кирилла Замятина гремело на конференциях. Журналисты наперебой звонили, выпрашивая интервью у человека, сумевшего примирить пожилых россиян с гаджетами.

— Секрет прост, — говорил Кирилл, потягивая кофе из кружки с надписью "Лучший укротитель багов". — Не нужно изобретать велосипед. Иногда древние решения работают лучше новых. Просто добавьте немного волшебства в код!

Зарубежные инвесторы чесали затылки, пытаясь понять феномен. Ни нейросетей, ни крутых алгоритмов — всего лишь старые русские сказки и пара строк кода. Но очереди из желающих скачать приложение росли с каждым днём.

А домовые, веками прятавшиеся по углам и чердакам, наконец вышли из тени и гордо заняли своё место в современном цифровом мире. Как сказал Кузьмич: "Не важно, печка у вас или микроволновка — дому всё равно нужен хранитель!"

Короткие рассказы

В навигации канала — эксклюзивные короткие истории, которые не публикуются в Дзен.

Понравился рассказ? Лайк и подписка вдохновляют на новые истории! Делитесь идеями в комментариях. 😉

P.S. Хейтеров в бан. У нас территория хорошего настроения и конструктивного диалога!