Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Работа с структурой личности. На примере зависимой структуры

Когда я хочу быть плохим или работа с зависимой структурой личности.

Сегодня с коллегами продолжали читать Д. Калшеда психологическая травма. А попутно я размышляю о становлении структуры психики. Есть «позитивная» и «негативная», как часто говорят нормотипичная - здоровая и нездоровая, к коей часто и относят зависимую структуру. Но почему структура становится структурой? Давайте подумаем вместе.

Давайте вспомним в зависимой среде мало разговаривают, детям приходится считывать по интонациям, позе в каком настроении родитель и не рационализировать по данному вопросу, а очень быстро отреагировать в правильном ключе, чтобы не разозлить, не получить за что-то в очередной раз. НО! В большинстве случаев, мы с вами знаем, ХОРОШИМ БЫТЬ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. Все равно находится повод за который прилетает, как правило не один в день.

Тогда бессознательно возникает дилемма: «зачем быть или стремиться к тому, чтобы быть хорошим? Все равно ты априори плох.»

Данная система убеждения закрепляется в личностную структуру, которая несет аутоагрессивное поведение, нападение на других, на самого себя, садо-мазохистический радикал. Огромное чувство вины, стыда за то, что я плохой и теперь хочу им быть. Но осознанно такое поведение не приветствуется в обществе, порицается. У личности остается только один путь, бессознательно провоцировать других на то, чтобы помогали будить собственную плохость, искать поводы проявить себя подлинного, побыть тем кем хочется. Так авторы пишут, что в таковой личности больше превалирует стремление к мортидо, чем либидо, т е к разрушению нежели созиданию, себя, других, внутреннего мира и отношений.

И тогда терапевтическая задача: это помощь в осознании того, кто я есть, принятии структуры, и понимания того, что жизнь не станет как с картинки журнала, нет, а что теперь мне придется жить в усилии над самим собой, чтобы не разрушать самого себя, а если начинаю это делать быть способным вовремя заметить и вернуться.

А вот нам некоторые подтверждения из книги:

«Фортхэм, например, отмечает, что если ребёнок подвержен влиянию вредоносных стимулов патогенной природы, … то избыточная реакция системы защит может приобрести характер устойчивости; действие проективной идентификации приводит к тому, что (наряду с не-я объектами) могут быть подвергнуты атаке и я-объекты, так что происходит закрепление некой реакции, чем-то похожей на аутоимунную. (Когда организм сам себя атакует - аутоагрессия в психологии). Именно так мы можем объяснить то, что активность защит сохраняется уже после того, как пагубное воздействие прекратилось. (Когда это происходит) … внутренний мир перестаёт или почти перестаёт развиваться; процессы интеграции я утрачивают гибкость и становятся костными … ( по сути так происходит с развитием любой структуры не важно знак «- или +» у нее стоит, структура нужна как базисный конструкт существования личности впринципе как таковой) итогом процесса развития, разворачивающихся под давлением потребностей созревания, является не де-интеграция (постепенное развертывание архетипического потенциала внутри психэ. Позитивная коннотация. Противопоставляется дезинтеграции - внутреннему распаду), а дезинтеграция, преобладание же защитных систем способствует аккумуляции насилия и враждебности, отщепленных от всех либидинозных и эротических коммуникаций с объектом, которые могут иметь место.»

«Например , если мы допустим, что инсталляция защит самости произошла слишком рано, то мы можем предположить, что действие этих защит может состоять в атаке на все элементы переживания и восприятия, которые имеют отношение к «выходу» ребенка в мир обьектов, травмировавших его. В результате потребность ребёнка в объектах как таковая становилась бы целью внутреннего преследования, по этому любая попытка пресечения границы между я и другими подвергалась бы атаке. Это так же означало бы атаку внутри психе, направленную на все интегративные связи между компонентами переживания для того, чтобы уничтожить желание ребёнка. Здесь мы имеем то, что Бион назвал «атакой на связи», - нечто, что он соотносил с влечением к смерти.»

Автор: Негуляева Елена Юрьевна
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru