Кейс по налоговому спору: Правомерность перерасчетаналоговым органом налога на имущество с организации (с изменением суммы начисленного налога).
Суть дела: организация-налогоплательщик получила повторное сообщение от налогового органа об оплате налога на имущество (с увеличением суммы зачисленного налога). Вправе ли налоговый орган направлять такое повторное сообщение. И может ли налоговый орган в таком сообщении увеличить сумму налога.
Результат: сообщение налогового органа выставлено правомерно. Однако, практика будет складываться по разному и в перспективе возможет пересмотр данного подхода.
Нормативные правовые акты:
1. Налоговый Кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» - далее по тексту Закон.
3. Приказ ФНС России от 16.07.2021 N ЕД-7-21/667@ «Об утверждении формы сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога»(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64670) – далее Приказ N ЕД-7-21/667@.
4. Письмо ФНС России от 14.04.2022 N БС-4-21/4562@ «О перерасчете налогов, подлежащих уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, в случае ошибочного применения налоговой льготы» - далее Письмо N БС-4-21/4562@.
5. Письмо ФНС России от 12.12.2019 N БС-4-21/25601 «Об ограничении перерасчета местных налогов, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации» (вместе с Письмом Минфина России от 11.12.2019 N 03-05-04-01/96698) – далее Письмо N БС-4-21/25601.
В рассматриваемом кейсе использовано слово – налоговое сообщение. Посмотрим, к чему нас приведет точность определения именно этого слова.
Для начала приведем прямую цитату – положения статьи 52 НК РФ:
«Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом…
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
2.1. Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов».
Вышеприведенный пункт содержит несколько важных аспектов:
1. Перерасчет распространяется в т.ч. на налог на имущество (пункт 1 статьи 15 НК РФ).
2. Перерасчет применяется за последние три года, предшествующие календарному году направления сообщения.
3. Перерасчет не применяется согласно части 2 указанного пункта в случае, если он влечет за собой увеличение рассчитанного суммы налога.
4. Перерасчет не применяется согласно части 2 указанного пункта в случае уплаты рассчитанного налога (Письмо N БС-4-21/4562@ - «Между тем, перерасчет предъявленного ко взысканию налога в результате ошибочного применения налоговой льготы произведен в отношении объекта недвижимости, налог по которому не уплачен»).
И далее, согласно пункта 3 статьи 376 НК РФ:
«3. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с настоящей главой».
В целом, все понятно и логично. Организация-налогоплательщик согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ и пункту 3 статьи 376 НК РФ самостоятельно определяет налоговую базу и рассчитывает налог.
Но тут налоговый орган решил ввести Приказ ФНС России от 16.07.2021 N ЕД-7-21/667@, согласно которому налоговое сообщение (расчет налогов) налогоплательщику-организации также направляется налоговым органом. В данном приказе указывается на обязанность формирования налоговыми органами сообщения о расчете налогов для организаций. При этом такие расчеты согласно Приказу выдаются налоговым органом на основании запроса налогоплательщика.
В результате применения данного документа встает дилемма – что применять налогоплательщику организации пункт 1 статьи 52 НК – расчет делать самостоятельно, или пункт 2 статьи 52 НК РФ, в соответствии с которым обязанность по расчету налога возлагается на налоговый орган.
В результате, обязанность по расчету налогов лежит на налогоплательщике-организации по двум положениям:
1) Это указана в пункте 3 статьи 376 НК РФ;
2) Вышеуказанный приказ N ЕД-7-21/667@ не входит в понятие «законодательство о налогах и сборах» в смысле статьи 1 НК РФ (только в этом случае этот Приказ изменял бы правила об обязанности расчета налогов).
Также необходимо обратить внимание на два существенных момента:
1) Процедуру получения расчетных документов – для физических лиц направление уведомлений с расчетом налогов является обязательным для налогового органа, а для организаций – добровольным по запросу налогоплательщика.
2) Существует также и разница в названии документов: для физических лиц документ называется Уведомлением, в то время как для организаций документ назван Сообщением.
Итоговые выводы: в соответствии с законом Перерасчет суммы налога на имущество налогоплательщик-организация делает сам.
Но мы не можем оставить вышеуказанную процедуру без комментариев по спорным моментам:
1. Сообщение об исчисленных суммах налогов направляется налогоплательщику налоговым органом.
2. Налоговый орган делает перерасчет налоговых обязательств для организации на основании нового Сообщения с перерасчетом суммы налогов (пункт 5).
3. Процедура камеральной проверки, как правило, в таких ситуациях (перед направлением Сообщения о пересчете налогов) не производится.
Наши дополнительные выводы: с учетом того, что Сообщение об исчисленных налогах формируется и направляется налогоплательщику налоговым органом, возможны два вида действий налогоплательщика:
- оспаривание вышеуказанного Приказа N ЕД-7-21/667@как противоречащего Налоговому Кодексу РФ;
- судебное оспаривание Сообщения о пересчете исчисленных налогов как неправомерного с нарушением формальной процедуры проведения проверки.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал «Налоговый консалтинг», чтобы следить за новостями в мире экономики и налогов.
#налог #налогнаимущество #налоговыйкейс #судебнаяпрактика #налоговыйспор #нормативноправовойакт #налогоплательщик #налоговик #ФНС #НКРФ #налоговыйкодекс #налоговыйконсалтинг #юридическиеуслуги
Статья выпущена 12.03.25 г.