День добрый, Дорогие Друзья!
Сегодня мы дадим наш анализ Рекомендациям парламентских слушаний по вопросу совершенствования налогового законодательства Российской Федерации, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 23 мая 2024 года:
1. В целом по администрированию:
Основным заявлением Рекомендаций является работа законодателя с прямыми налогами НДФЛ и налогом на прибыль. НДС обещали не трогать!
В основу предстоящего совершенствования налоговой системы по мнению законодателя должны быть положены следующие основные принципы: справедливость, сбалансированность, стабильность и предсказуемость, соответствие интересам общества и экономики. При этом законодатель предлагает сохранить
При этом предлагается сохранить основные фундаментальные принципы действующей налоговой системы, включая презумпцию невиновности налогоплательщика, прямое действие налогового закона, как доказавшие свою эффективность.
Законодатель обращает внимание на необходимость выравнивания социально-экономического развития регионов. С этой целью предлагается рассмотреть возможность развития собственных доходных источников регионов, в том числе путем наделения их большими полномочиями при установлении налогов и расширении локальной налогооблагаемой базы. В частности, предлагается:
- ввести туристический налог. При этом налог должен полностью зачисляться в бюджет муниципалитета и не должен иметь целевого характера расходования указанных средств;
- рассмотреть повышение налога на дорогостоящее имущество и земельные участки. В связи с тем, что налог на имущество организаций региональный налог, а налог на имущество физических лиц и земельный налог - местные налоги, право на повышение налоговой нагрузки должно быть передано на региональный и местный уровень соответственно.
- списать до двух третей задолженности регионов по бюджетным кредитам.
Ну и для более прогнозируемого налогового администрирования предлагается обсуждение и рассмотрение вопросов по налогам на уровне законов и в весеннюю сессию Гос.Думы.
P.s. как-то не очень выглядит как администрирование налога!
2. По НДФЛ:
Заявляется, что «важно соблюсти разумную, справедливую прогрессию, в том числе сохранив конкурентоспособность по сравнению с другими странами, что позволит избежать перетока кадров в соседние страны». При этом указывается, что ставки в соседних дружественных республиках (Азербайджан, Армения) выше – до 25%, в азиатских странах (КНР, Турция, Иран) – до 45%, а уж про Европу и говорить нечего – до 55%. Таким образом, сохраним конкуренцию по кадрам – поднимем ставку НДФЛ только до 25%! Правда, в Рекомендациях не приводится один нюанс – как принимающие страны поддерживают нужные им кадры: уж явно не повышением ставки по налогу.
P.s. Гораздо четче выглядит очевидное:
1. Ставку НДФЛ нужно поднять для наполнения бюджета.
2. Ну а ценным кадрам нужно обеспечить налоговые преференции (правда, какие – не указывается).
Кроме вышеуказанного, законодатель упоминает о поддержке:
- семей с детьми. Так, необходимо обеспечить увеличение стандартных налоговых вычетов до 2 800 руб. для семей с двумя детьми и до 6 000 руб. для семей с тремя и более детьми, обеспечить их предоставление в беззаявительном порядке и увеличить сумму предельного дохода налогоплательщика в целях применения указанного налогового вычета до 450 тыс. руб. в год.
- введении нового налогового вычета для многодетных семей за счет средств федерального бюджета по итогам налогового периода.
3. Налог на профессиональный доход.
По данным Гос.Думы - применяется уже более 10 млн. человек.
С учетом того, что проведение эксперимента предусмотрено до 2028 года (и гарантирована неизменность его налогообложения), текущие изменения не предвидятся.
4. УСН.
Применительно к данному налогу законодатель сделал следующие выводы:
- именно в данном налоге применяются схемы «дробления бизнеса»;
- в основном, для 96,8% налогоплательщиков размер доходов на УСН не превышает 60 млн. рублей. Следовательно, необходимо понизить максимум и предусмотреть механизмы смягчения последствий резкого перехода с УСН на общую систему налогообложения («плавный переход»);
- предусмотреть налоговую амнистию для тех, кто применял схемы дробления. P.s. Любопытно, как это будет реализовано.
Напомним, ранее планы по прогрессивной шкале НДФЛ также озвучивала ФНС, но они были менее радикальными (письмо от 24.07.2023 № БС-17-11/178):
ставка 13% — для доходов до 5 млн руб. в год;
15% — для доходов свыше 5 и до 25 млн руб. в год;
20% — для доходов свыше 25 млн руб. в год.
При расчете НДФЛ с доходов физических лиц применяется прогрессивная шкала налогообложения, которая предусматривает следующие ставки:
- 13% с суммы дохода в пределах 5 млн рублей за год;
- 15% с суммы доходов, превышающих 5 млн рублей за год.
С 2024 года налоговая ставка 15% подлежит применению в отношении совокупности всех видов доходов, полученных физическим лицом за год от всех работодателей.
Источник: https://www.nalog.gov.ru/rn04/news/tax_doc_news/14567279/
Внесен законопроект: № 577665-8 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ»
https://sozd.duma.gov.ru/bill/577665-8
5. По налогу на прибыль.
Как сказано в Рекомендациях: «Все бизнес-объединения обратились с просьбой по закрытию налоговых «лазеек», которые создают конкурентные преимущества для недобросовестного бизнеса. В качестве возможных направлений работы по выравниванию условий для налогообложения предлагается принять меры по повышению платежной дисциплины и активизировать механизмы борьбы со схемами «дробления» бизнеса. В этой связи предлагается расширить комплекс мер по пресечению возможностей ухода от уплаты налогов.
В части вопроса о справедливом распределении налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные доходы также необходимо отметить наличие крайне противоположных подходов к решению этого вопроса. Одни предлагают вернуться к действовавшей ранее ставке налога на прибыль организаций 45 % с целью установления инвестиционной льготы в размере 50 %. Другие предлагают оставить действующую ставку и при этом отменить все льготы по налогу, что не менее радикально. Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» предложено поднять ставку налога на прибыль организаций до 30 %».
Аж в дрожь бросает от такого оптимизма! Недаром даже в Рекомендациях указывается, что «В этом вопросе важно найти сбалансированное решение, согласно которому повышение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций должно компенсироваться мерами налоговой поддержки тех, кто не просто развивается, а вкладывает средства в свое развитие, в расширение производства, в новые технологии, в повышение зарплаты, тех, кто вкладывает средства в свою страну, в те регионы, где они получают прибыль, в социальную поддержку, влияющую на качество жизни людей. Необходимо предусмотреть систему поощрения для активно инвестирующих компаний».
В общем, то-ли законодатель сдерживает оптимизм коммерсантов по увеличению налоговой нагрузки, то-ли таким заявлением проверяет реакцию (что более вероятно!) аудитории.
И далее, законодатель обсуждает вопрос о распространении инвестиционного вычета на подлежащую зачислению в федеральный бюджет часть налога на прибыль организаций, а также о применении повышающих коэффициентов к базе для расчета амортизации и повышении коэффициента по расходам на НИОКР в высокотехнологичных отраслях.
Также по мнению законодателя: «Налоговая система страны должна стимулировать технологическое перевооружение экономики страны, создавать условия, поощряющие приобретение российского оборудования, российского программного обеспечения. В этой связи для предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в области обрабатывающего производства, необходимо принять меры поддержки посредством введения льготного режима налогообложения».
P.s. ИТОГИ: В целом, будет любопытно посмотреть на конкретный проект изменений в Налоговый Кодекс, чтобы реально оценить перспективы изменений. Пока же очевидными представляются меры по усилению налоговой нагрузки: увеличение НДФЛ и налога на прибыль, сокращение налоговых спецрежимов. Оптимизмом от такого налогового администрирования не веет!
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал «Налоговый консалтинг», чтобы следить за новостями в мире экономики и налогов.
#налог #налогнаимущество #налоговыйкейс #судебнаяпрактика #налоговыйспор #нормативноправовойакт #налогоплательщик #налоговик #ФНС #НКРФ #налоговыйкодекс #налоговыйконсалтинг #юридическиеуслуги
Статья выпущена 12.03.25 г.