Найти в Дзене
Николай Карась

Современный оккультизм

Мировоззрение человека менялось в результате длительного процесса, в ходе которого знание, понимание мира трансформировалось по мере накопления информации. Одной из первых форм сознания было мифологическое. Это была наиболее удобная и простая форма познания для человека, стоящего на ранней ступени развития. Выстраивалась комплексная картина мира, позволяющая понять окружение при помощи художественного образа, постигнутого с помощью эмоционально-чувственного восприятия или мифа. Будучи лишь некоторой частью мифологического мировоззрения, оккультное сознание является его наиболее практичной его частью. Необходимо отметить, что оккультные практики в том или ином виде присутствовали в жизни человека всегда. Мы формально выделили два направления в оккультизме. Во-первых, народное, которое практиковали крестьяне, горожане, представители низшего сословия. Фактически это почти забытые языческие культы – плодородия, предков и т.д. Оно было в своей основе более простым, без философских изысков,
pinterest.com
pinterest.com

Мировоззрение человека менялось в результате длительного процесса, в ходе которого знание, понимание мира трансформировалось по мере накопления информации. Одной из первых форм сознания было мифологическое. Это была наиболее удобная и простая форма познания для человека, стоящего на ранней ступени развития. Выстраивалась комплексная картина мира, позволяющая понять окружение при помощи художественного образа, постигнутого с помощью эмоционально-чувственного восприятия или мифа. Будучи лишь некоторой частью мифологического мировоззрения, оккультное сознание является его наиболее практичной его частью. Необходимо отметить, что оккультные практики в том или ином виде присутствовали в жизни человека всегда.

Мы формально выделили два направления в оккультизме.

Во-первых, народное, которое практиковали крестьяне, горожане, представители низшего сословия. Фактически это почти забытые языческие культы – плодородия, предков и т.д. Оно было в своей основе более простым, без философских изысков, но практичным и гармонично сплетенным с христианской мистикой, эстетикой. Известный исследователь раннего Нового времени У. Монтер пишет: «Еще более своеобразные обычаи возникали в связи с Рождеством, порождая на фольклорной основе особые праздничные песнопения (хотя наиболее знаменитый символ, рождественское дерево, в позднее Средневековье был неизвестен даже в сверхблагочестивой и приверженной религиозным церемониям Германии)». Данный аргумент еще раз подтверждает тезис о том, что суеверия и оккультизм в простом народе были основаны на христианской мистике и ритуалах.

Другое направление оккультизма более академичное. Оно распространено среди образованной прослойки населения (ученых, философов, богословов, аристократии и т.д.), которая обращалась к мистике Древнего Египта в большей степени, нежели к христианской. Любопытно, что некоторые элементы христианских ритуалов использовались обеими ветвями оккультного сознания. Стала очевидна недостаточность осведомленности в деталях для полноценного воспроизведения древних ритуалов. Таким образом, происходила попытка заместить в христианской мистике, выраженной в ритуалах, недостающие элементы.

Период модерна характеризовался тем, что христианская мистика и религиозное мировоззрение подверглись жестокой критике, что и позволило в определенный момент оккультному мировоззрению заполнить духовную пустоту. В результате стал появляться интерес к теософии как теоретической части оккультизма. Понятие «теософия» тесно связано с гностицизмом и неоплатонизмом, в которых последователи старались примирить существующие религии, установив общие универсальные принципы, общую этику. В более узком значении под теософией понимается учение Е.П. Блаватской. Основные принципы данного учения представлены в работе «Ключ к теософии». Интерес к теософии в начале XX в. вполне объясним. Она имела определенный мистический окрас, о чем пишет Н. Бердяев в «Философии свободного духа»: «Возрастающая популярность теософии связана с кризисом науки и кризисом христианства. Это есть симптом глубокой неудовлетворенности современного человека и поворота его к духовному миру. И официальная наука, и официальная церковность недостаточно серьезно относятся к теософии и к связанному с ней оккультизму. Популярность теософии вполне понятна в нашу синкретическую эпоху». Как было описано выше, ранее оккультизм был зависимой частью мифологической системы, которая выстраивала оккультную практику. В наше время роли поменялись.

На данный момент в результате эволюции околооккультная идея формируется из существующих технических и гуманитарных систем. Оккультизм находится в шаге от возникновения новой религии, в основе которой будет не божественное откровение, а оккультное мировоззрение. И следовательно, оккультизм потребует логического объяснения и перейдет из сферы художественно-чувственных образов в сферу теологического толкования. При внимательном изучении мы можем заметить, что и сейчас формируются околорелигиозные системы, внешне максимально дистанцирующиеся от религии, но при этом использующие те же принципы, которые мы описали выше: научнотехнический язык, но переосмысленный на глубинных уровнях; идея «веры», когда для использования приемов, предлагаемых системой, необходимо «знать», но для применения «верить».

Также стоит обратить внимание, что в подобных системах очень слабо описана идея Абсолюта, Творца, создавшего этот мир. Несмотря на то, что пришедший на смену модерну постмодернизм отрицает, на первый взгляд, идею новой религии на основе оккультизма, в реальности он выводит ее на совершенно новый уровень, недостижимый в парадигме модерна. Отсутствие любых рамок и морально-этических норм позволяет творить каждому пожелавшему тот мир, который ему нравится. Таким образом, личность ищет способы выхода из сложившейся ситуации, требуя нового миропонимания и мироощущения. И в этом оккультное сознание ей приходит на помощь с целым набором уже созданных инструментов. Требовалось лишь желание создать новый взгляд на мир и человека, что дал постмодернизм. Особенность оккультного сознания в том, что оно вбирает в себя совершенно, казалось бы, несовместимые идеи и преобразует, трансформирует их. Стремление к объединению разных систем: научных, религиозных, мистических – требует в XXI в. нового подхода к пониманию мира.

Оккультизм, являясь пограничным феноменом двух миров – гуманитарного и естественнонаучного, действительно способен стать тем полем возможностей, на основе которого возможно создание своеобразной «технической религии»